Аргументы на тему "Образование, учитель, воспитание" к сочинению ЕГЭ. Проблема образованности, интеллигентности, воспитанности, обучения, учителя, его роли в жизни человека, призвания и т.д.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Образование, учитель, воспитание,интеллигентность, хорошие манеры, наставник и т.д.
Проблема образованности, интеллигентности, воспитанности, обучения, учителя, его роли в жизни человека, призвания.



Как соотносятся понятия образованность и интеллигентность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового, осознанием старого как нового. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, в умении уважительно спорить, вести себя скромно, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя.


Как проявляется настоящая воспитанность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается, – он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он любит шутить над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он просто глуп.


Кого можно назвать воспитанным человеком?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек выполняет данные другим обещания, не важничает и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.


Зачем воспитывать в себе хорошие манеры?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Есть много книг о «хороших манерах», но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но они созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Не надо шуметь, не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, не надо класть локти на стол.
Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Необходимо уважительно относиться к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам.


Для чего нужно учиться?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить, так как знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.


Как нужно учиться?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации»


Как полюбить учиться?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Получение радости от освоения нового во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!




Какова роль игры в воспитании человека?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?
Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами. А между тем игры очень важны в воспитательном отношении. Игра воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника. Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. Раньше существовали разные игры, в которых принимала участие вся семья. Это важный момент, потому что игра нравственно организует семью, нравственно организует общество. Как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные какие-то, которые вот в играх, вот в хоровом пении, в музыке организовывались. Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям. И не сделать ли уроки физкультуры в наших школах игровыми? Это давало бы одновременно и физическое развитие, и нравственное, и объединяло бы класс.


Какова роль учителя в жизни учеников?
Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
Так, главная героиня книги "Вверх по лестнице, ведущей вниз", молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу сразу после окончания колледжа. Она надеется заинтересовать учеников своим предметом, но сталкивается лишь с равнодушием и безучастностью. Ученикам безразличен ее предмет, а коллег совершенно не интересует жизнь школы. Ее пугают трудности, но она находит в себе силы заинтересовать учеников, увлечь их предметом. Это становится возможным только благодаря огромному терпению, выстраиванию отношений, основанных на доверии и уважении. Такие люди, как Сильвия Баррет, дают детям самые важные жизненные уроки, помогают им стать порядочными и добрыми.


Какое влияние учитель может оказать на учеников? 
Ч. Айтматов "Первый учитель"
Влияние учителя на становление личности учеников очень велико.
Примером, подтверждающим мою позицию, является повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя – доброго, самоотверженного, честного. Он преподает детям, чьи родители даже не понимают ценность образования, дает им шанс изменить свое будущее, самим выбирать жизненный путь. Дюйшен сам строит школу, учит детей, провожает их после уроков домой. Влияние, которое он оказывает на судьбы своих подопечных невозможно переоценить. Будучи взрослыми, они с благодарностью вспоминают, что он сделал для них, как повлиял на их судьбы, изменил жизнь.


Как воспитание влияет на человека?
Л.Н. Толстой "Война и мир"
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.
Всегда ли образованность делает человека добрым, служит во благо?


М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Образованность – это обладание широким кругозором. Правда, не всегда образованность влияет на духовные качества человека. Есть образование интеллектуальное, а есть духовное. Ярким примером человека образованного является Григорий Печорин. Имея высокий социальный статус, он получил хорошее образование, однако душа его оказалась  неразвитой. Никто не научил его сочувствовать, дружить и любить. Героем, противопоставленным в этом отношении Печорину, является Максим Максимыч. Не получивший блестящего образования и не обладающий высоким статусом, он более образован духовно.  Максим Максимыч поддерживал Бэлу в сложной ситуации, пытался ей помочь, принимал большое участие в ее жизни, по-дружески был предан Печорину, помогал ему, любил, как сына, даже когда понимал, что Печорин поступает плохо. Чем Печорин отплатил ему? Когда Максим Максимыч узнал о приезде друга, он очень обрадовался, поскольку надеялся на встречу со старым товарищем, ждал его у ворот, всю ночь не сомкнул глаз в надежде, что друг придет. Но этого не произошло. Они встретились совершенно случайно перед отъездом, но Григорий дал понять ему, что они не друзья, сказав, что у каждого своя дорога. Пример отношений этих героев показывает, что добрым и отзывчивым делает человека не интеллектуальная, а духовная образованность.


Почему нужно тренировать силу воли?
Рубен Гальего "Белое на черном"
Силу воли необходимо тренировать для того, чтобы можно было решить сложные проблемы, стоящее перед тобой. Поддаваясь встречающимся трудностям, человек не сможет ничего достичь.
В романе «Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего главный герой родился в очень неудачных обстоятельствах. От него отказались родители, он сам был инвалидом, и ему приходилось часто менять детский дом. Но он был «героем», точнее, выбрал путь стать «героем».  Вот что значит быть сильным и не поддаваться трудностям. У него были серьезные препятствия во многом: учеба давалась ему с трудом, он не мог решать бытовые проблемы, не мог сам позаботиться о себе. Но герой постепенно воспитывал себя, доводил до конца самые сложные дела, проявлял упорство в учебе, развивал свою память. Несмотря на то, что он был сиротой и некому было о нем заботить и воспитывать его, он смог воспитать себя сам. Он стал самостоятельным человеком, создал семью, обрел известность в качестве писателя и вдохновил миллионы таких же обездоленных ребят. Поэтому можно смело сказать, что именно самовоспитание сделало его сильным и волевым человеком, который не сдается в трудные минуты.


Какова роль учителя в жизни человека? Верность профессии. Неравнодушное отношение к профессии.
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна "Свеча горела".
Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель не только тот, кто передает знания, он, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна «Свеча горела на столе» Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл  жизни  - делиться своими знаниями с людьми, передавать их будущим поколениям. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.


Для чего нужна интеллигентность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это важно для того, чтобы жить счастливо и долго.
Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют физические.


Кого можно назвать интеллигентным человеком?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, памяти. Пусть он забыл все на свете, но если при этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет понять характер и индивидуальность другого человека, не проявит грубости и равнодушия, оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек.



Похожие статьи:

Аргументы на тему "Дружба" к сочинению ЕГЭ. ...

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку. ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее