Аргументы на тему "Нравственные и моральные качества человека, свойства личности. Моральное и материальное" к сочинению ЕГЭ.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Нравственность, моральные качества человека, свойства личности. Моральное и материальное.

Проблема достоинства, чести, совести, духовной слабости человека, зависти, жадности, бездуховности, нарушения нравственных законов, мечты, веры, лжи во спасение, преступления, истинных и ложных ценностей, утраты духовных ценностей, эгоизма, соотношения морального и материального, духовной убогости, роли материальных ценностей.





Что такое достоинство?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни нужно уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже, уметь извиняться, признавать перед другим ошибку. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя.


Соотношение чести и совести (истинная и ложная честь)
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Честь и совесть – это разные понятия.Совесть всегда исходит из глубины души. Совесть не бывает ложной. Но представления о чести бывают совершенно ложными. Они наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». Такая честь заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, бороться с охраняющими памятники обществами, настаивать на продолжении неудачных строек. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.


В чем проявляется духовная слабость человека?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Эстетически не восприимчивый –  тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.


Причины зависти, влияние зависти на человека, как научиться не завидовать?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Перечислите все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти.
Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.


Что значит жадность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
«Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка). В принципе это определение верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке.


Чем отличается жадность от бережливости?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.


Что такое бездуховность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.


К чему приводит нарушение нравственных законов?
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Для Барона скупость и накопительство – не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти, а осознания собственной силы, возможности того, что «стоит лишь захотеть...» Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти (она же жажда денег). В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких человеческих чувств – ни любви к сыну (он даже обвиняет его в попытке убить отца), ни любви к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о ключах.


Как соотносится эгоизм с нравственными законами общества? (соотношение общественных и личных интересов )
А.С. Пушкин «Каменный гость»
В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю личности, «эго» отдельного человека. Философия Дона Гуано – философия индивидуализма. Дон Гуано сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю, власть. Он противопоставляет свою волю Божьему промыслу, стремясь в своем своеволии сравниться с Богом. Не случайно Дон Гуан, убив Дона Карлоса, тут же, при убитом, объясняется в любви Лауре, не случайно вспыхивает страстью к Донне Анне только после того, как узнает, что она – вдова убитого им человека. Решив соблазнить Донну Анну, Дон Гуан преследует цель гораздо большую, чем просто любовь смертной женщины. Это его соревнование с Богом. Сцена приглашения Статуи в гости к Донне Анне – подтверждение тому. Дон Гуан умело манипулирует сознанием людей, используя при этом в качестве наживки, в частности, и нравственный закон. Соблазняя Донну Анну, он уверяет, что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком, давая, таким образом, своей жертве возможность примирить в своей душе противоречия между страстью и нравственным законом – по словам Гуана, Донна Анна, отвечая на его любовь взаимностью, наставляет его на путь истинный, таким образом получается, что ее любовь имеет якобы нравственную миссию. Сцена явления Статуи Командора – высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.


Чем опасно отсутствие веры?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола – в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» – уходит в небытие, а его череп – сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, – становится чашей для вина на балу у Сатаны.




Как мечта соотносится с реальностью?
М.Горький «На дне»
Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука – тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть...» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти... Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.


Приемлема ли ложь во спасение?
М.Горький «На дне»
Нельзя сказать, что в пьесе «На дне» однозначно осуждается утешительная позиция, ложь Луки во спасение, и утверждается беспощадная правда. Это противопоставление сузило бы философский смысл пьесы. Не случайно антагонист Луки правдолюб Бубнов, умный и злобный, показан автором негативно. Он говорит правду, желая уличить, разоблачить и унизить человека. В его позиции нет места любви к человеку и веры в него. Такая правда неприемлема и отрицаема автором. Горький убежден, что человеку необходима любовь, но только соединенная с истиной. Любовь и правда, преобразующие жизнь.


Почему человек совершает преступления?
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.


Что такое преступление?
Д.М. Достоевский "Преступление и наказание".
Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.


Соотношение истинных и ложных ценностей.
Л.Н. Толстой "Война и мир"
В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг – жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут), – и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни – сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.


К чему может привести зависть?
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Вероятно, нет на свете людей, которые никому и никогда не завидовали. Это чувство досады, вызванное благополучием другого, разрушает человека. Обычно люди привыкли либо скрывать зависть, либо бороться с ней, однако главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открыто заявляет, что завидует. Печорин не стремиться бороться со своими эмоциями, наоборот, он их подпитывает. Встретив в Пятигорске своего знакомого Грушницкого, Григорий отмечает, что молодой юнкер вызывает у него неприязнь. Возможно, именно поэтому влюбленность Грушницкого в Мери и ее ответные реакции заставляют офицера завидовать. Печорин делает все, чтобы Грушницкий проиграл в битве за сердце молодой девушки. Движет им отнюдь не любовь к Мери и не личные счеты со старым товарищем, он просто считает себя лучше Грушницкого, поэтому не может смириться с счастьем последнего. Зависть толкает его на ужасные поступки: он влюбляет в себя, а затем отталкивает молодую княжну, разбивая своими словами ей сердце, и убивает на дуэли юнкера. Из этой истории можно сделать такой вывод: зависть не может привести ни к чему хорошему, осознав в себе это чувство, нужно приложить силы, чтобы бороться с ним, иначе оно может толкнуть человека на ужасные деяния.


К чему приводит утрата духовных ценностей?
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Человек, утративший духовные ценности, не может обрести счастье. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека и относятся к нематериальным категориям. Человек, не понимающий сути добра, любви, душевной красоты и дружбы не может испытать удовлетворения от жизни. Так, главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою непродолжительную жизнь стремиться почувствовать радость. Но отвергая любовь и дружбу, он сам себя лишает счастья. Поиски его тщетны, потому что ищет он не там. На протяжении всего романа мы видим, как Григорий пытается испытать удовольствие от жизни, к несчастью, все его эмоции кратковременны, а бурные романы и опасные приключения не могут утолить его жажду жизни. В итоге жизненные силы его угасают, он не видит никакого света на пути и умирает, так и не осознав, что виноват в своем несчастье только он сам.


К чему может привести эгоизм?
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь - это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя.  Таким образом, эгоизм -  главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.


Для чего нужна совесть?
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Совесть - внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.


Как соотносится моральное и материальное?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Любить старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни, нормально. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Вещи материальны стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром.


Чем опасна духовная убогость?
Н.В. Гоголь «Шинель»
Главный герой повести - титулярный советник Акакий Башмачкин, чья жизнь описана от рождения до смерти, является ярким примером «маленького человека». Замечательно то, что автор сначала объявляет чин, а потом уже имя героя, объясняя это так: «... у нас прежде всего нужно объявить чин». Все нравственные, умственные и социальные возможности личности ограничены той ступенью общественной лестницы, на которой она стоит. В данном случае, перед нами чиновник девятого класса, над которым смеются и которым помыкают все в департаменте, где он служит. В образе Акакия Акакиевича Башмачкина мы видим духовное и физическое убожество персонажа, который живет мечтой о шинели. Обиженный и растоптанный всеми, Башмачкин пытается найти радости в том скудном мирке, в котором он живет. Служба доставляет ему истинное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Свободное время он проводит, переписывая особо понравившиеся ему бумаги для собственного удовольствия. Он доволен своей жизнью, не стремится сделать хоть какую-то карьеру, не замечает убожества своего быта.


Какова роль материальных ценностей в жизни человека?
Н.В. Гоголь «Шинель»
Главный герой повести узнает, что починить старую шинель уже невозможно, необходимо шить новую. Это известие полностью меняет жизнь Акакия Акакиевича. С появлением «идеи будущей шинели» жизнь его обретает новый смысл, нищета духа оборачивается страстью, обнаруживает новые стороны натуры героя «...как будто само существование его сделалось как-то полнее». Естественно, что ограбление Башмачкина, потеря им шинели – это настоящая трагедия. Ведь украдена не просто вещь – жизнь лишилась смысла, потеряна та подруга, с которой он надеялся в мире, согласии и удовольствии доживать свои дни. Жалкие потуги Башмачкина бороться за свои права оборачиваются ощущением своего ничтожества, болезнью и смертью.




Л.Н. Толстой "Война и мир"

Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.

Похожие статьи:

Аргументы на тему "Дружба" к сочинению ЕГЭ. ...

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку. ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном". ...

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ из "Писем о ....

Подробнее