Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Вариант №7
Вариант №8
Вариант №9
Вариант №1
Вариант №10
Вариант №11
Вариант №12
Вариант №13
Вариант №14
Вариант №15
Вариант №16
Вариант №17
Вариант №18
Вариант №19

Решать вариант целиком

Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5
Задание № 6
Задание № 7
Задание № 8
Задание № 9
Задание № 10
Задание № 11
Задание № 12
Задание № 13
Задание № 14
Задание № 15
Задание № 16
Задание № 17
Задание № 18
Задание № 19
Задание № 20
Задание № 21
Задание № 22
Задание № 23
Задание № 24
Задание № 25

Прорешивать одно задание

Вариант №12

Часть 1

Ответами к заданиям 1–25 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ после задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Русь была единым государством не всегда. (2)Некоторое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые соперничали друг с другом, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)<…> шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство. 

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Объединение русских земель произошло быстро. 
2) После объединения отдельных княжеств, раньше соперничавших друг 
с другом, Русь стала могучим государством. 
3) Могучим государством Русь стала лишь после объединения прежде разрозненных княжеств, которые соперничали друг с другом. 
4) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой. 
5) Русское государство возникло в результате длительных войн между князьями, каждый из которых защищал свои земли. 

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 

Потому что 
Но 
Поэтому 
И хотя 
Если бы 

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ЗЕМЛЯ, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, ж. 
1) Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. – планета людей. 
2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова). 
3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.(также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.). 
4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 
3. с песком и глиной. 
5) Страна, государство, а также вообще какая-н. территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении. Чужие земли. 
6) В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. 

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

нарОст 
опломбИровать 
надОлго 
кУхонный 
приручЁнный 

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

В некоторых случаях РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана побочным действием лекарств. 

Волонтёры начали РАЗДАЧУ вещей и продуктов питания малоимущим. 

Мгновенную ОПЛАТУ любых услуг при покупке через Интернет можно произвести с помощью банковской карты. 

Скоро пройдёт очередной «Тотальный ДИКТАНТ» — ежегодная образовательная акция, направленная на популяризацию грамотности и повышение интереса к русскому языку. 

Глубокий ВЗДОХ свежего воздуха помог мне прийти в нормальное состояние. 

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

гусарских ЭПОЛЕТ

СЫПЛЕШЬ крупу

весёлых СВАДЕБ

несколько БАКЛАЖАНОВ

самый СЛАДЧАЙШИЙ 

Задание 7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. 
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
B) ошибка в построении предложения с однородными членами 
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 

 

1) В 1925 году Шолохов приезжает на Дон, чтобы, полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать писать новую книгу. 
2) Благодаря таланта Шолохова читатель становится участником грозных событий. 
3) В «Тихом Доне» подробно и ярко изображается такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. 
4) Работая над «Донскими рассказами», Шолохов решил написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. 
5) Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни очевидцев событий. 
6) По прибытии в Мелихово Чехов активно занялся созданием библиотеки. 
7) Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами, и советом. 
8) Говоря об А.П. Чехове, мне нравятся его рассказы 
9) Роман не только имеет познавательную ценность, но и большое историческое значение. 

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

эк..логия 
прот..рает 
ум..реть 
ф..гура 
ск..чок 

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 

н..берёшься, п..ддержал

рер..делывать, пр..корнуть

Ра..тушёвывать, ра..болеться

с..драть, з..целовать

бе..козырка, ..бежал 

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 

поглаж..вать

налаж..вать

отста..вать

наста..вать

паллади..вый

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 

выскоч..вший 
отслуж..шь 
отмет..вший 
изуч..шь 
расстро..нные 

Задание 12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Никому уже (НЕ)НУЖНЫЙ поселок продолжал жить среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья. 

Учитель НЕ(МОГ) нахвалиться учеником, прочил ему блестящее будущее. 

Старик далеко (НЕ)ВСЕГДА был справедлив к сыну. 

Постепенно композитор овладевает искусством сочетания двух или (НЕ)СКОЛЬКИХ голосов, звучащих одновременно. 

Работы были выполнены учеником, но (НЕ)ПРОСМОТРЕНЫ учителем. 

Задание 13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Колдунья пошла на ТО(ЖЕ) место и сделала всё ТАК(ЖЕ), как и в прошлый раз. 

Егерь (С)МОЛОДУ любил Байкал ЗА(ТО), что не видел ничего красивее этого озера.

(В)СЛЕДСТВИЕ длительного перехода люди очень устали, лошади ТАК(ЖЕ) нуждались в отдыхе. 

Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА)ТЕМ пропал (ТАК)ЖЕ неожиданно, как и появился. 

(ПО)УТРУ писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе. 

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 

Спустя несколько минут его напряжё(1)ый слух, однако, начинает различать посторо(2)ие звуки, чьё-то присутствие неподалёку и размере(3)ый перестук водя(4)ых капель, словно в мартовскую капель под крышей. 

Задание 15

 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах. 
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел. 
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт. 
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

Задание 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам. 

Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 

Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4)вряд ли (5) большая новость.     

Задание 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки. 

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.     

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 
Пусть Победа и память о ней будут всегда в наших сердцах, в добрых начинаниях, в постоянной заботе о пожилых ветеранах войны и тружениках тыла. 

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

 (1)Это было утром. (2)Командир батальона Кошелев позвал к себе Семёна Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов: 
– «Языка» надо достать. 
– (3)Достану, – сказал Школенко. 
(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие в лес следы. 
(7)Впереди были заросли. (8)Школенко пополз через них налево; там виднелась яма, кругом неё рос бурьян. (9)Из ямы, в просвете между кустами бурьяна, был виден стоявший совсем близко миномёт и на несколько шагов подальше – ручной пулемёт: один немец стоял у миномёта, а шестеро сидели, собравшись в кружок, и ели из котелков. 
(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись, швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот, который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к немцу, не сводя 
с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся и поднял пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки. 
(15)Так они и пошли обратно – впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко. 
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня. 
– (17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана Кошелева, – вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты. 
– (18)Узнаю, – коротко сказал Школенко, – один пойду? 
– (19)Один, – сказал Кошелев. 
(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром. 
(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой, царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке. 
(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного из них поддерживали на руках. 
– (32)Ты стрелял? – спросил Сатаров. – (33)Вот, поранил их, – показал Сатаров рукой на окровавленных людей. – (34)А где же все? 
– (35)А я один, – ответил Школенко. – (36)А вы тут что? 
– (37)Мы могилу себе рыли, – сказал Сатаров, – нас двое автоматчиков стерегли, они, как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один? 
– (39)Один, – повторил Школенко и посмотрел на миномёты. – (40)Скорее миномёты берите, сейчас к своим пойдём. 
(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и горькое выражение появлялось на его лице. 
(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов и ничком лёг на землю. (44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки, росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё кругом такое же, как было. 
(По К.М. Симонову*) 

* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) – русский советский журналист и прозаик, киносценарист. 

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Семён Школенко воевал под командованием капитана Кошелева. 
2) Благодаря смекалке и отчасти везению Семён Школенко в одиночку выполнил задание командира полка. 
3) Решая поставленную разведывательную задачу, Семён Школенко освободил из фашистского плена русских солдат. 
4) Попавших в плен к немцам бойцов было четверо: трое были окровавлены, одного поддерживали на руках. 
5) Заранее решив бросить в неприятелей гранату, Семён убил всех немецких миномётчиков, не поранив русских пленных. 

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложении 4 представлено повествование. 
2) В предложении 6 представлено описание. 
3) В предложениях 20, 21 содержится повествование. 
4) Предложения 37–40 содержат описание. 
5) Предложение 42 поясняет то, о чём говорится в предложении 41. 

Задание 23

Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Задание 24

Среди предложений 5–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) 
с предыдущим с помощью форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание 25