Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Вариант №7
Вариант №8
Вариант №9
Вариант №1
Вариант №10
Вариант №11
Вариант №12
Вариант №13
Вариант №14
Вариант №15
Вариант №16
Вариант №17
Вариант №18
Вариант №19

Решать вариант целиком

Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5
Задание № 6
Задание № 7
Задание № 8
Задание № 9
Задание № 10
Задание № 11
Задание № 12
Задание № 13
Задание № 14
Задание № 15
Задание № 16
Задание № 17
Задание № 18
Задание № 19
Задание № 20
Задание № 21
Задание № 22
Задание № 23
Задание № 24
Задание № 25

Прорешивать одно задание

Вариант №13

Часть 1

Ответами к заданиям 1–25 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ после задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман. 

2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 

3) Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 

4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 

5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

 

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 

Наоборот, 
Однако 
Так как 
Например, 
Несмотря на это,

 

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

НИЖНИЙ, -яя, -ее. 
1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 
2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 
3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 
4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр. 

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

нЕдруг

 нАчатый

 согнУтый

 намЕрение 

опОшлить 

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Были взорваны скалы, закипела работа, и вскоре реку ПЕРЕГОРОДИЛИ плотиной.

Политика ДИКТАТА, проводившаяся после Второй мировой войны западными державами в отношении стран Азии и Африки, вызвала в этих странах усиление национально-освободительной борьбы. 

При некоторых заболеваниях нервной системы ортопедический массаж особенно полезен, поэтому предписание его зачастую следует понимать не как ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ назначение, а как обязательную процедуру. 

Почти половина территории России находится в зоне ВЕКОВОЙ мерзлоты. 

Если ты твёрдо решила ОТРАСТИТЬ длинные волосы, одного терпения здесь маловато. 

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами

более КРАСИВЫЙ

в ПОЛТОРАСТА граммах

абхазских БАШЕН

церковные КУПОЛА 

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

1) Мать с отцом не всегда понимали своего сына.

2) Немало гениев вошли в мировую историю.

3) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни. 
4) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину. 
5) Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.

6) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.

7) Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком. 
8) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума». 
9) Простота, добро и правда в сочетании с подлинным героизмом — эти замечательные качества русского национального характера проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в отношениях русских солдат друг к другу и к врагу. 

 

 

 

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

подск..чить

прил..жение

прец..дент

гром..здятся

безотл..гательно

 

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите , эти слова, вставив пропущенную букву. 

беспр..рывно, непр..ступный 
бе..счётный, прои..шествие 
о..дать, по..держать 
з..водить, д..нести 
о..переть, на..строить 

 

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выпрыг..вая 
ливн..вый 
разборч..вый 
накрахмал..вший 
делов..тый 

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 

истязу..мый

нарису..шь 

отпущ..нный

взлеле..нный 

насмотр ..шься 

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

За кустами акаций белел флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь ещё(НЕ)ОСВЕЩЁННЫХ окон. 

Крупные и красивые птицы, (НЕ)ДВИГАЯСЬ, сначала внимательно и зорко осматривались вокруг. 

Старику пришлось покинуть халупу, совсем (НЕ)ДАВНО сложенную своими руками, оставить хорошие пастбища. 

Это (НЕ)ДЕРЕВЕНСКАЯ изба, а сумасшедший дом какой-то: одни тайны во всём. 

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

(В)РЯД ли можно обвинять человека (ЗА)ТО, что он не совершал. 

Анна ТО(ЖЕ)была талантлива, (ПРИ)ЧЁМ без тени любования. 

Оба сына (ПО)НАЧАЛУ учились ТАК(ЖЕ) хорошо, как и остальные дети. 

Я КОГДА(ТО) ТО(ЖЕ) был ребёнком и мечтал стать космонавтом. 

(ЗА)ТО Петьку не любили в деревне, что одно и ТО(ЖЕ) выражение брезгливости не сходило с его лица. 

 

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. 

Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение. 

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи. 
2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству. 
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание. 
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи. 
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

Задание 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неустанно. 

Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото- рой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

«Свет мой (1) зеркальце (2) скажи

Да всю правду доложи: 
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее?» 
И ей зеркальце в ответ: 
«Ты (3) конечно (4) спору нет; 
Ты (5) царица (6) всех милее, 
Всех румяней и белее». 



Задание 18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
«Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием. 

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Великий князь Московский и всея Руси Иван III взял в жёны племянницу византийского императора Софью Палеолог, которая привезла с собой ценное сокровище — греческие и латинские рукописные книги. 

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

 (1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений… 
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! 
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, 
и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, 
и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло. 
– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх. 
– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. 
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам. 
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать». 
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку. 
– (22)Вставай же, мой ангел. 
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. 
(26)Она ещё нежнее целует меня. 
(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться 
в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку». 
(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло 
и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они? 
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно. 
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость 
и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями 
в жизни? 
(По Л.Н. Толстому*) 

* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений. 
2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно. 
3) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви. 
4) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку. 
5) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам. 

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение. 
2) Предложение 8 содержит элементы описания. 
3) В предложениях 12–14 представлено повествование. 
4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24. 
5) В предложениях 32, 33 представлено повествование. 

Задание 23

Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару). 


Задание 24

Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) 
с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание 25