Сочинение по тексту К.Г. Паустовского об истинной интеллигентности.

Сочинение ЕГЭ ( Вариант 22 Цыбулько).

Что значит быть по-настоящему интеллигентным? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.

К.Г. Паустовский раскрывает проблему, рассказывая читателям историю, приключившуюся с солдатом.. Перед героем стояла важная задача: передать письмо от знакомой ее родственникам лично в руки, чтобы «избежать военной цензуры», а также доставить золотые часики. Подруга в письме также просила приютить рассказчика. Герой был уверен, что  направляется к "уважаемому" человеку, профессору, однако в реальности он и его жена оказались грубыми, мелочными. Жена профессора сразу решила, что солдату «ничего не стоило прикарманить» часы, потому они решили дать ему «два рубля» и «выпроводить». После услышанного и увиденного рассказчик сделал выводы о том, что не всегда «жрецы науки» являются интеллигентными. Герой в конце своего повествования подчеркивает, что порой люди, кичащиеся ученостью, в жизни оказываются «обывателями и пошляками».



Автор текста не высказывает прямо свою позицию, но если обратить внимание на то, какая пропасть существует между обычным солдатом и псевдоинтеллигентами, то она становится очевидной: для того чтобы быть по-настоящему интеллигентным, недостаточно быть уважаемым и образованным, необходимо быть человечным, воспитанным, добрым по отношению к окружающим.

Сложно не согласиться с такой позицией. Действительно, жизнь показывает, как ничтожно образование, если оно не сопряжено с духовность. Можно выучить все книги мира наизусть, стать кандидатом наук в любой области, но остаться при этом грубияном и никогда не стать интеллигентным.

Проблема истинной интеллигентности являются ведущей в творчестве многих писателей. Так, в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы видим  героя, которого смело можно назвать интеллигентным – это профессор Преображенский. Он не просто является образованным человеком, светилом науки, уважаемой во всех кругах личностью, но еще и добрым, смелым, решительным человеком. Сталкиваясь с хамством  подопечного Шарикова, он не опускается на один уровень с ним, а старается решать проблемы этично. Он с презрением относится к обывательству и пошлости и не теряет самообладания даже тогда, когда пытаются отобрать часть его жилплощади, пишут на него кляузы и доносы.

Об интеллигентности писал и Д.С. Лихачев. В «Письмах о добром и прекрасном» академик утверждает, что интеллигентный человек - это не тот, кто много знает и получил хорошее образование. Истинная интеллигентность кроется внутри. Если отнять у истинно интеллигентного человека память вместе со всеми  знаниями, он все равно сохранит «восприимчивость и интеллектуальным ценностями», чувство прекрасного, не  станет грубым и равнодушным и сможет оценить другого человека по достоинству. Д.С. Лихачев подчеркивает, что умение понимать другого человека и относиться к нему с уважением, не мусорить – вот истинная интеллигентность.

Таким образом, проанализировав произведения художественной литературы и текст К.Г. Паустовского, можно прийти только к одному выводу: интеллигентность не имеет ничего общего с образованностью и положением в обществе. Можно выучить хоть все языки мира, родиться в уважаемой семье, читать «умные» книжки, если душа человека черна, как дно колодца, стать поистине интеллигентным человеком невозможно.






Текст

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры.
(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.
(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится.
(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой — жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.
(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.
—      (18)Подождите здесь, — сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.
—      (20)Кто там звонил? — спросил из столовой скрипучий старческий голос. —
(21)Чего нужно?
—      (22)Представь, — ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), — Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!
—      (27)Угу! — промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. — (29)Ничего не стоило прикарманить.
—      (30)Вообще я Лёлю не понимаю, — снова сказала профессорша. — (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (ЗЗ)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.
—      (35)Только этого не хватало, — промычал профессор. — (Зб)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.
—      (38)Неловко всё-таки рубль, — сказала с сомнением профессорша. — (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?
—      (40)Ну, тогда вышли ему два рубля.



(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном.
(42)На площадке я остановился.
(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка.
—      (46)Ты чего безобразничаешь? — прокричала в щёлку горничная. — (47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!
—      (49)Передай своим господам, — сказал я, — что они скоты.
(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.


—      (52)Геня, оставь! — крикнула она. — (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.
(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:
—      Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!
—      (59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!
(61)   Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.
(62)   С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений.
(По К. Г. Паустовскому*)






Тэги:

Похожие статьи:

Сочинение ЕГЭ по тексту Ф. Искандера о ...

Сочинение по тексту ЕГЭ Ф. Искандера о ....

Подробнее
Сочинение ЕГЭ по тексту Гришковца ...

Всегда ли наши ожидания соответствуют реальности? ....

Подробнее
Сочинение по тексту Гранина о детстве. ...

Сочинение по тексту Д.А. Гранина из сборника ....

Подробнее
Сочинение ЕГЭ по тексту Сологуба ...

Сочинение по тексту из демоверсии ЕГЭ 2018 года ....

Подробнее