Задание 1 устного экзамена по русскому языку.

Устная часть ОГЭ (9 класс) 2020

Задание 1 (устная часть ОГЭ). Выразительное чтение.

Время на подготовку: 2 минуты.

Кол-во баллов за задание: 2 

В критериях оценивания выразительного чтения указаны два параметра: интонация (ИЧ) и темп (ТЧ) Согласно критериям, интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста.Давайте разберемся, что же такое интонация и как она связана с пунктуационным оформлением. 

ИНТОНАЦИЯ

Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания. 

В качестве составных элементов интонации выступают:

1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. Произнесение повествовательного и вопросительного предложений);

2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и  речь стихотворную);

3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость голоса при произнесении, связанные с усилением или ослаблением выдоха (ср. речь в небольшом помещении и на площади);

4) темп речи, т. е. скорость протекания речи по времени и величина пауз между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);

5) тембр речи, звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (например, голос «бархатный», «металлический», «дребезжащий», «звонкий» и др.);

6) фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.  

Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания. Законченность интонации отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.

 

Виды интонация 

1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.

2. Вопросительная И. бывает двух основных типов:

а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);

б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

3. В восклицательной И. необходимо различать:

а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;

б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.

Термин "пауза" также тесно связан с интонацией. 

ПАУЗА  

Временный разрыв в потоке устной речи. П. во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы. На продолжительность и распределение П. влияют сложность речемыслительных задач, подготовленность / неподготовленность речи. Иногда П. является следствием слабого знания языка, недостаточной сформированности навыков и умений. П. влияет на темп речи

Различают следующие типы П.:

1) логические (с их помощью речь делится на смысловые отрезки);

2) психологические (помогают говорящему передать свои переживания, связанные с содержанием речи и эмоционально-творческими намерениями);

3) ритмические (организуют ритм стихотворных текстов);

4) ситуативные (используются в разных ситуациях общения с различными целями, например, помочь студентам записать текст лекции);

5) индивидуальные (вызваны особой манерой говорить).  

 

Как связаны знаки препинания с интонацией и паузами?

Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». 

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.


Функции знаков препинания: 

  • выделение предложений с указанием на их эмоциональную окраску и  степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);

  • указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

  • выделение прямой речи, цитат (кавычки);

  • указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);

  • указание на пропуски текста (многоточие);

  • знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта и другие).

 

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга. 

А теперь подробнее поговорим о каждом знаке. 

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно».||| 

*В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается.

«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || 

*В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. 


Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. 

Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов». || *Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. 


Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что в русском языке интонация не всегда соответствует расположению запятых. Исходя из этого, бывают два случая: а) знак препинания есть, но нет паузы; б) пауза есть, но нет знака препинания. 

  • *На стыке союза и оборота; Иван с трудом перепрыгнул через яму и, подняв руки вверх, громко закричал. (паузы после союза «и» нет, а запятая стоит»)

  • *На стыке подчинительных союзов;

  • *При вводных словах, стоящих после союзов и т.д.  


Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. 

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте. 


Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.


Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.


Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. 


Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

«...Он (социализм) будет перерастать в коммунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||. 


Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

«Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», | для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». ||

ТЕМП РЕЧИ.

Согласно критериям он должен соответствовать коммуникативной задаче.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 0.5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

 

ЗАПОМНИТЕ: темп речи должен подбираться исходя из содержания текста.

Следует избегать крайностей: не слишком медленно и не слишком быстро.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление.

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.  

Недостатки, которые необходимо устранить чтобы речь была выразительной. 

- Монотонность (речь неизменна, лишена повышения или понижения тона). 

- Недостаточная выразительность в более значительных словах и повторяемые интонационные обороты.  

- Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь.   


Источники:

1. https://technics-speech.ru/nik-znpr.html

2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

3. Литературный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.


ВНИМАНИЕ!!! Задание 1 и 2 также проверяется по дополнительным критериям правильности речи.
Учитываются грамматические, речевые, орфоэпические ошибки и искажения слов.
Поскольку отдельно проверяется правильность речи, изучите, пожалуйста, раздел " ТИПЫ ОШИБОК"


Материалы по теме: