Вариант 21. Цыбулько 2018. Аргументы.



Вариант 21. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст


(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.
(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.
(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.
—(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…
(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.
—(21)Что в таком случае… Вы сами баран…
(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:
—Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…



(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…
— (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.
—(33)Пусть жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.
(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.
—(35)И пожалуется! — сказал кто-то.
—(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?
(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.
(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.
— (47)Господин учитель…  — с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.
—(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:
—Я извиняюсь.
(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:
—Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.
(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.
В. Г. Короленко

Примерный круг проблем:

1. Проблема влияния учителя на учеников. (Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние?)

Авторская позиция: Уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к объективной оценке своего поведения по отношению к другим людям, способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести, потребности в самоуважении. Учитель может влиять на формирование характеров учеников самой своей личностью, свойственной ему манерой поведения, своей речью.
Майкла Гелприна "Свеча горела" http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=229



Ч. Айтматов "Первый учитель"
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=100
Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=99

2. Проблема решения конфликта между учителем и учениками. (При каком условии последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены?)

Авторская позиция: Последствия конфликта, недоразумения, возникшего между учителем и учениками, могут быть устранены при условии взаимного уважения, умения услышать и понять чувства другого и стремления быть честными по отношению друг к другу и к самим себе.

3. Проблема высокой требовательности по отношению к интеллигентному человеку. (Какие требования предъявляются к интеллигентному человеку?)

Авторская позиция: У по-настоящему интеллигентному человеку, который задает высокую планку требований к самому себе и демонстрирует уважительное отношение к окружающим, люди предъявляются особые требования, и ему не прощаются те оплошности, которые не были бы замечены в поведении человека неинтеллигентного.

4. Проблема противостояния человека и сложившейся системы. (Может ли человек противостоять системе?)

Авторская позиция: Человек, имеющий твердые принципы, способен не только противостоять общепринятой и многими одобряемой системе отношений, но и добиваться успеха в этом противостоянии.
М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=107
Е. Замятин "Мы" 
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=261
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=113



А.С. Грибоедов "Горе от ума" 
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=273
И.С. Тургенев "Отцы и дети" 
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=270
А.С. Грибоедов "Горе от ума" 
http://rustutors.ru/index.php?do=argument&id=272




5. Проблема отношения учителей к своим ученикам. (Как учителя должны относиться к своим ученикам? К чему приводит неуважительно отношение учителя?

Авторская позиция: учителя должны уважительно относиться к своим ученикам, чтобы сформировать в них чувство собственного достоинства и добиться ответного уважения, доверия и симпатии с их стороны. Неуважительное отношение учителя приводит к конфронтации с учениками, к ответному неуважению и бездумной покорности; такое отношение портит характеры учеников.

6. Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения. (Легко ли человеку признать свою вину? Почему важно суметь принести извинения тому человеку, которому была нанесена обида?)

Авторская позиция: Человеку бывает непросто признать свою вину, но для того чтобы восстановить справедливость, вернуть доверительные взаимоотношения и сохранить самоуважение, важно принести свои извинения тому человеку, которому была нанесена обида.