Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Вариант №7
Вариант №8
Вариант №9
Вариант №10

Решать вариант целиком

Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5
Задание № 6
Задание № 7
Задание № 8
Задание № 9
Задание № 10
Задание № 11
Задание № 12
Задание № 13
Задание № 14
Задание № 15
Задание № 16
Задание № 17
Задание № 18
Задание № 19
Задание № 20
Задание № 21
Задание № 22
Задание № 23
Задание № 24
Задание № 25
Задание № 26

Прорешивать одно задание

Вариант №10

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ после задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На протяжении всего длительного и сложного периода существования и развития древнего Ассирийского государства, которое вело агрессивную завоевательную политику, древние ассирийцы всецело зависели от своей армии и <…> внесли немало нового в военное искусство. (2)Они перешли на железное оружие, полностью заменив им бронзовое, и первыми использовали в бою колесницы, запряжённые лошадьми. (3)Когда же древние ассирийцы вывели специальную породу лошадей, пригодную для верховой езды, они первыми ввели в состав своей армии кавалерию. 

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Древние ассирийцы, ведя агрессивную завоевательную политику, внесли много нового в военное искусство: перешли на железное оружие, использовали в бою запряжённые лошадьми колесницы, ввели в состав армии кавалерию. 

2) Когда древние ассирийцы вывели специальную породу лошадей, пригодную для верховой езды, они первыми ввели в состав своей непобедимой армии кавалерию, что обращало врага в бегство. 

3) Древние ассирийцы внесли немало нового в военное искусство: первыми перешли на железное оружие, стали использовать в бою запряжённые лошадьми колесницы, ввели в состав армии кавалерию – всё это явилось следствием их агрессивной завоевательной политики. 

4) Древние ассирийцы внесли немало нового в военное искусство: использовали в бою колесницы, запряжённые лошадьми, создали стенобитные орудия, состоящие из таранов и передвижных башен. 

5) В период существования Ассирийского государства, которое вело агрессивную завоевательную политику, древние ассирийцы сумели сохранить прочные религиозные и военные традиции. 

Задание 2

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это наречие.

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫВЕСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ВЫВЕСТИ, -еду, -едешь; -ел, -ела; -едший; -еденный; -едя; сов. 
1) кого-что. Ведя, направить куда-н.; удалить откуда-н. В. войска с чужой территории. 
2) кого (что) из чего. Привести в состояние, противоположное тому, которое названо следующим далее существительным. В. из равновесия (лишить равновесия, покоя). В. из терпения (раздражить). 
3) что. Выращивая, создать. В. новый сорт растений. 
4) что. Старательно изобразить, а также старательно произнести или спеть. В. букву. В. узор. В. ноту, мелодию. 
5) что. Умозаключить, прийти к чему-н. на основе анализа. В. формулу. 

Задание 4

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

кровоточАщий 
врУчит 
углубИть 
начАвший 
дОсуха 

Задание 5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца. 

 

После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист. 

 

Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой. 

 

Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий. 

 

Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция. 

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации. 

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

речь РУМЫН

более ТИХИЙ

ТРЁМСТАМ бегунам

ПОЛУТОРАСТА деревьев

вкусных МАКАРОНОВ 

Задание 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

 

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
B) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 

 

1) Надо побыстрее сдавать экзамены и поступить в институт. 
2) В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. 
3) И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна. 
4) Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ. 
5) В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту. 
6) Учитель рисования Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика. 
7) Мы помним и заботимся о своих ветеранах. 
8) Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков открыто стремился преодолеть условности академического искусства с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы. 
9) Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть. 

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1. увл..каться, осл..жнять, ед..нение 

2. ог..рчения, пок..сившийся, иде..лист 

3. прот..реть, акк..рдеон, обж..гание 

4. специ..лизация, просл..вляют, оз..ренный 

5. тр..слись,см..тревший, напр..женный

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.     Пр..писывать, пр..общение, пр..видеться

2.     Комп..ютер, раз..единить, интер..ер

3.     Пр..неприятный, пр..рываемый, гостепр..имство

4.     Бе..шумный, и..печь, не..балансированный

5.     Меж..гровой, мед..нститут, дез..нформация

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.

1.     Зажив.., слев..

2.     Нож..вка, рис..вать

3.     Чу..ть, дра..ть

4.     Берест..ной, лед..ной

5.     Закашл..лся, ре..ть

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

 

1.     Потер..нный (ключ), завис..мый

2.     Пристрел..нное ружье, вою..щий

3.     Раста..вший, почу..л

4.     Выздоров..ть, чита..мый

5.     Обвеш..нный (лентами), пристрел..нный (заяц)

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

(НЕ)ДОЕЗЖАЯ нескольких сажен до дома, всадник остановился в тени, падавшей от высокого деревянного забора. 

 

Мосты на Неве были (НЕ)РАЗВЕДЕНЫ. 

 

(НЕ)ТРОНУТЫЕ морозом цветы привлекли моё внимание. 

 

Утлый экипаж долго полз по (НЕ)МОЩЕНОЙ улице. 

 

Лектор (НЕ)ГОТОВ ответить на ваш вопрос 

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

(ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров. 

(ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно? 

(ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса. 

Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему. 

(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.     

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Грачи(1)ые гнёзда, бесчисле(2)ое множество которых находилось на высоче(3)ом дубе у ветря(4)ой мельницы, издали были похожи на дикови(5)ые переплетения веток. 

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 
3) Кум стоял ни жив ни мертв. 
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.  

Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Для читателя (1) не утратившего ещё живой связи с дуэльной традицией (2) и (3) способного понять смысловые оттенки (4) нарисованной Пушкиным в «Евгении Онегине» картины (5) было очевидным, что Онегин любил Ленского и (6) целясь в него (7) не хотел ранить.     

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Онегин (1) я (2) тогда (3) моложе, 
Я лучше (4) кажется (5) была, 
И я любила вас; и что же? 
Что в сердце вашем я нашла? 
Какой ответ? одну суровость. 
Не (6) правда (7) ль?

Вам была не новость

Смиренной (8) девочки (9) любовь? 
(А. Пушкин) 

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.     

Задание 20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь. 

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении? 


(1)Я побежал к Асе и нашел ее нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у ней горела, зубы стучали. (2)«Что с тобой? — спросил я, — ты больна?» (3)Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых... (4)Рыдания ее усиливаются... и вдруг сквозь эти рыдания услышал я, что она вас любит. (5)Вы очень милый человек, — продолжал Гагин, — но я не понимаю, почему она вас так полюбила. (6)Она говорит, что привязалась к вам с первого взгляда, воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю. (7)Я просидел с ней до утра; она взяла с меня слово, что нас завтра же здесь не будет, — и тогда только она заснула. (8)Я подумал, подумал и решил поговорить с вами. (9)По-моему, Ася права: самое лучшее — уехать нам обоим отсюда. 

1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… 
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? 
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». (14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, 
и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. 
(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король. 
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. 
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. 
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. 
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. 
(По Н. Долининой*) 

 

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель. 

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека. 
2) Любовь не каждому человеку под силу. 
3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы. 
4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком. 
5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого. 

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 1–4 представлено повествование. 
2) В предложениях 9–10 представлено описание. 
3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12. 
4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16. 
5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение. 

Задание 24

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).    

Задание 25

Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим 
с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения. 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание 26

«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди». 
Список терминов: 
1) парцелляция 
2) диалог 
3) восклицательные предложения 
4) фразеологизм 
5) вопросительные предложения 
6) цитирование 
7) сравнение 
8) синонимы 
9) ряды однородных членов предложения 

Проверить

    ?ндекс цитирования