Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Вариант №7
Вариант №8
Вариант №9
Вариант №10

Решать вариант целиком

Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5
Задание № 6
Задание № 7
Задание № 8
Задание № 9
Задание № 10
Задание № 11
Задание № 12
Задание № 13
Задание № 14
Задание № 15
Задание № 16
Задание № 17
Задание № 18
Задание № 19
Задание № 20
Задание № 21
Задание № 22
Задание № 23
Задание № 24
Задание № 25
Задание № 26

Прорешивать одно задание

Вариант №5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ после задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Ученые давно пытаются выяснить, если ли у слонов самосознание и проводят тесты зеркалом.  (2)В ходе таких экспериментов было установлено, что слоны, видя отражение в зеркале, принимают его за собственное. (3) …, можно говорить о том, что у слонов в какой-то мере есть самосознание и их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.    

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) У слонов есть самосознание и их психическая и социальная жизнь сложнее, чем может показаться, поскольку они признают свое отражение в зеркале.

2) Ученые давно пытаются выяснить, если ли у животных самосознание, поэтому проводят эксперименты.

3) Так как слоны узнают себя в зеркале, можно сделать вывод о том, что у них есть самосознание, а их психическая и социальная жизнь сложнее, чем кажется.

4) Тест зеркалом необходим, чтобы установить, есть ли у слонов самосознание.

5) Социальная жизнь некоторых животных может быть сложнее, чем кажется.

Задание 2

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

 

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ЖИЗНЬ, и, ж.р.

 

1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ.  Ж. растительного мира. Законы жизни. Ж. Вселенной. Ж. Земли, Солнца. Ж. леса. Ж. моря, гор. 

2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть). Беречь ж. Дорожить жизнью.Ж. едва теплилась в нём. 

3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. В нём много энергии, много жизни. Любовь вдохнула в неё новую ж. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил)

4. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни. 

5. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная ж. страны. Ж. государства. Ж. человечества. Сегодняшняя ж. мирового сообщества. Общественная ж. Духовная ж. Ж. в искусстве, в науке. 

6. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизни немало интересного. В жизни он совсем другой, чем на сцене. 

7. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Проснулись птицы, и ж. началась. К вечеру ж. на улицах замирает. Ж. на базаре кипит вовсю.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

тОрты

мозАичный

клАла

сОгнутый

молЯщий

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

С  одной  стороны длинного  стола молодежь постарше

День  был   теплый,  осенний  и   дождливый.

Во время переговоров сложилась ДОВЕРЧИВАЯ атмосфера.

Он своею изысканною учтивостью, казалось, хотел  оградить себя от попыток фамильярности русского адъютанта.

Вы возьмете ее из этой клиники, оплатите пребывание  там, коль скоро вам так не терпится, и тотчас же, слышите, тотчас же вернетесь в Россию.

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей.

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

десять ПОМИДОРОВ

петь более КРАСИВЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

ЛЯГТЕ на пол

ОДЕТЬ ребенка

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение управления

 

1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.

2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о творчестве великого поэта С.Есенина.

3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.

4) Прочитав книгу, мне стало грустно.

5)  Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.

6) Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце.

7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и дети.

8) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.

9) Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа, Ежевикин решил, что его призвание – режиссура.

 

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1.     ре..лизм, попл..вок, ф..натизм

2.     с..ловей, в..ранда, к..рьерист

3.     дог..равший, расст..лить, оч..ровать

4.     р..ликвия, б..гряный, к..варный

5.     безук..ризненно, к..мплимент, к..нтраст

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1.     Пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)

2.     От..брать, п..знавательный, под..браться

3.     По..бородок, о..бросить, пре..сказать

4.     И..древле, обе..доленный, не..дешний

5.     (знак) пр..пинания, пр..вратить, пр..личный

Задание 11

 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.     Кож..ный, плат..ной

2.     Дымч..тая, слев..

3.     Жестикулир..вать, упорств..вать

4.     Кож..ца, соскуч..лась

5.     Гуттаперч..вый, замш..вые

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1.     Зала..л, охвач..нный

2.     Посе..вший, требу..мые

3.     Выкач..нная (бочка), уважа..мый

4.     Застрел..шь, растрел..нный

5.     Нянч..вший, засмотр..шься

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не)совсем все, но большинство интеллигентов обязано приносить силы свои в жертву народу...

 

Дразнить обиженного - это (НЕ)ПОХОЖЕ на тебя.

 

Саньке захотелось прямо здесь, (НЕ)ВЗИРАЯ на строгие взгляды на образах, расцеловать ее. 

 

Ее круглое личико, осыпанное локонами волос шоколадного цвета, ярко разгорелось, синеватые глаза сияли (НЕ)ПО-ДЕТСКИ лукаво.

 

Клим хотел напомнить бабушке, что она рассказывала ему (НЕ)(О)ТАКОМ доме, но, взглянув на нее, спросил: «Ты о чем плачешь?»

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

(В)СЛЕДСТВИЕ этого вчерашние не разлей вода друзья становились врагами: один был без ума от КАКОГО(НИБУДЬ) демократа, а другой упивался откровениями патриота-государственника 

ОДНАКО(Ж) (ПО)НЕМНОГУ чувствовал, что университет нимало не приближает, но лишь отдаляет его от этой жизни, в чем, наверное, и была его высшая прелесть. 

Впрочем, (НА)СЧЕТ последнего раза и уж тем более Сибири, он (ПО)ТОМУ и промолчал, что это было преувеличением. 

Настенные часы на кухне ясно и звучно возвестили о (ПОЛУ)НОЧИ, и Козетта, ЧУТЬ(ЧУТЬ) покраснев, как много лет (казалось, всю жизнь) назад, проговорила. 

И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 

На долгожда(1)ую прьемьеру балета «Лебеди(2)ое озеро» были прода(3)ы все билеты, даже «избалова(4)ые» зрители жаждали посетить это торжестве(5)ое событие.

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.

2) Дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.

3) Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.

4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

5) Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову.

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Больше всего на свете (1) боявшийся и всюду (2) чувствующий дыхание Танатоса (3) Тезкин терпеливо выгуливал друга по аллейкам Автозаводского сквера (4) утешая его.

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Россия (1) нищая Россия (2)
Мне избы (3) серые твои (4)
Твои мне песни (5) ветровые,-
Как слезы первые любви!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь (6) не сгинешь (7) ты (8)
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные (9) черты...

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя с самого начала (3) она знала (4) что именно так все и кончится (5) что за этим она сюда шла.

Задание 20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы тотчас поладили (1) и (2) хотя по контракту (3) обязан он был учить меня по всем наукам (4) но он предпочел наскоро выучиться (5) от меня кое-как болтать по-русски.

Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрибей течет по вечной мерзлоте, пересекает полуостров Ямал и впадает в Байдарацкую губу Карского моря.(2)Зимой река становится узкой ледяной лентой, а летом она разливается на несколько километров в ширину, правда, только на 5–6 дней. (3)Здесь находится самый длинный в России мост. (4)Он стоит на сваях, как на спичках, позволяя реке жить своей обычной жизнью. (5)Юрибей – настоящее чудо не только для коренных жителей этих широт и ценителей арктической природы. (6)Его название хорошо известно археологам. (7)Ведь именно здесь каждый год река выпускает из плена вечной мерзлоты древних мамонтов. (8)Самая громкая сенсация состоялась в мае 2007 года: оленевод Юрий Худи обнаружил на излучине реки Юрибей удивительно хорошо сохранившегося мамонтенка. (9)Животное более 10 тыс. лет хранилось, как в холодильнике, в прибрежной толще вечной мерзлоты.

 

Мост, который я хотел перейти.

(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.

(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.

(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.

(21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. (25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? (27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.

по В.О. Пелевину*

 

Пелевин Виктор Олегович (1962) – русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов, лауреат многочисленых литературных премий.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

Задание 22

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Рассказчик никогда не пересекал мост, несмотря на желание.

2) Милан Кундера называет вопрос мостом непонимания между людьми.

3) По подозрению рассказчика, Лета – это река, через которую мы переплавляемся при жизни.

4) Когда рассказчику было пятнадцать лет, он каждый день ездил по шоссе к каналу.

5) 15 лет спустя на старом месте построили новый бетонный мост и уничтожили старый.

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложении 9 представлено описание.

2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.

3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.

4) В предложениях 16-18 представлено повествование.

5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

Задание 24

Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство».

Задание 25

Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание 26

Необычное название знаменитого эссе «Мост, который я хотел перейти» задает тон рассуждениям талантливого писателя. В.Пелевин пытается найти ответы на мучающие его вопросы,но, понимая всю противоречивость жизни, прибегает к частому использованию А___(«вопрос»-«ответы», «смерти» – «жизни»). Наибольшую выразительность тексту придает использование лексического средства Б___( «шоссе перепрыгивало»). Писатель проводит параллели между всеми событиями и явлениями, что достигается частым использованием В___(в предложениях 3,4,6). Синтаксический прием Г___ (в предложениях 22-23) придает его рассуждениям большую эмоциональность и динамичность.

1) парцелляция

2) анафора

3) антонимы

4) олицетворение

5) сравнение

6) эпитеты

7) литота

8) фразеологизмы

9) книжная лексика

Проверить

    ?ндекс цитирования