argst argst argst soch

Вариант 29. Цыбулько 2018. Аргументы.


Вариант 29. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.
 
Текст 
 
 
 
 
(1)Старый охотник Мануйло без часов знал время, как петух. (2)Тронув Митрашу, он шепнул ему:
- Сам подымайся, а девочку не буди, пусть себе спит.
- (3)Это не такая девочка, - ответил Митраша, - её не удержишь. (4)Настя, подымайся на глухарей!
- (5)Пойдёмте! - ответила Настя, вставая.
(6)И все трое вышли из шалаша.
(7)Хорошо пахнет болото первой весенней водой, но не хуже пахнет на нём и последний снег. (8)Есть великая сила радости в аромате такого снега, и эта радость в темноте понесла детей в неведомые угодья, куда слетаются необыкновенные птицы, как души северных лесов.
(9)Но у Мануйлы в этом ночном походе была своя особенная забота. (10)Вернувшись недавно из Москвы, он от кого-то слышал, будто лес на Красных Гривах этой зимой пошёл под топор.
(11)Перещупав свой путь ногами в разные стороны, Мануйло скоро понял, что у него под ногой была засыпанная порошей ледянка - дорога ледяная, устроенная в зимнее время для вывоза круглого леса на берег реки.
- (12)Плохо наше дело! - сказал он.
(13)Митраша спросил, отчего дело плохо. (14)Мануйло указал Митраше ледянку и, помолчав, сказал печально:
- (15)Простимся, детки, с Красными Гривами!
(16)Митраша понял, что Красные Гривы с глухариным током этой зимой срублены и окатаны на сплав к берегам.
- (17)Назад? - спросил он.
- (18)3ачем назад? - ответил Мануйло, - ток недалеко отсюда, пойдём поглядим, о чём думают теперь глухари.
(19)Шли по темноте. (20)И вдруг глухарь на слух охотника явственно заиграл.
- (21)Поёт! - сказал Мануйло.
(22)Поёт глухарь и не слышит, как охотники подбегают к нему. (23)Он остановится, и охотники в тот же миг замирают.
(24)Ещё было совсем темно и неразличимо, когда люди вдруг остановились, как поражённые... (25)Охотники замерли не оттого, что глухарь петь перестал и надо было дожидаться, когда он опять запоёт и оглохнет на короткое время, на какие-то пять, шесть скачков человека вперёд.
(26)Охотники замерли от небывалого с ними: пел не один глухарь, а множество, и нельзя было понять в этом множестве звуков, какой глухарь свою песню пропел и теперь отлично слышит шаги охотников, и, встревоженный, только изредка «тэкает», а какой сейчас только свою песню заводит и сам глохнет на время. (27)Оказалось, леса вокруг вовсе не было, оставался только после порубки подлесок - разные кусты и хилые деревья. (28)Там же, где раньше были самые Красные Гривы, на большом видимом пространстве были одни только широкие пни от огромных деревьев, и на пнях, на самых пнях сидели и пели глухари!

(29)Некоторые птицы были близко, но у какого же охотника поднимется рука на такого глухаря! (30)Каждый охотник хорошо понимал сейчас птицу, представляя, что сгорел у него собственный обжитой и милый ему дом и он, прибыв на свадьбу, видит одни обгорелые брёвна. (31)А у глухарей это выходит по-своему, но тоже очень и очень сходно с человеческим: на пне того же дерева, где раньше он пел, скрытый в густой листве высоко, теперь он сидит на этом пне беззащитный и поёт. (32)Удивлённые охотники не смели стрелять в поющих на пнях бездомных теперь глухарей.
(33)Долго раздумывать охотникам не пришлось: хлынул весенний дождь, оставляющий людям на окнах те, всем известные весенние слёзы радости, собой серые, а нам всем такие прекрасные! (34)Глухари сразу все примолкли: какие прыгнули с пней и мокрые куда-то побежали, какие стали на крыло и разлетелись все неизвестно куда.
(По М. М. Пришвину*)



Примерный круг проблем:



1. Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу. (В чем заключается губительное влияние человеческой деятельности на природу?) 

Авторская позиция: Человек своей деятельностью способен нанести невосполнимый ущерб природе: вырубая леса, человек лишает птиц места их тока.


2. Проблема сходства жизни природы и жизни человека. ( В чем заключается сходство жизни природы и жизни человека?) 

Авторская позиция: Жизни природы схожа с жизнью человека: как человек горюет, лишившись дома, так и птицы страдают, лишившись деревьев и лесов.


 3. Проблема доброго и сострадательного отношения к природе. (Способны ли люди относиться к природе с состраданием?)


Авторская позиция: Люди способны испытывать сострадание к братьям нашим меньшим: охотники не смогли выстрелить в глухарей, оставшихся без дома.