Решать
ВАРИАНТ 2 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
(Н..)которые птиц.. зимой зарываю..ся в сне(г/к). Ря(б/п)чику под снегом т..пло ноч..вать под снегом он ищ..т и сем..ч..ки. Там ему и т..пло, и пища, и спрята..ся можно. Серая куропатка (не)люб..т зарыва..ся в х..лодный2 сне(г,к) и лета..т ноч..вать в деревню. Перебуд..т кур..патка в деревн.. ноч.. и утром л..тит корми..ся на старое св..ё место.
Ястре(б/п) зам..ча..т3 её пер..лёты. Быва..т так: она только вылететь соб..ра..т..ся а ястре(б/п) уже дожидается её. Тетере(в/ф) часто сидит на б..рёзе и корми..ся поч..ками4. Когда появляе..ся ястре.. он быстро бросае..ся вниз и зарывае..ся в сне(г,к) под б..рёзами. (Не)может ястре(б/п) догада..ся к..пнуть ногой и схв..тить тетерева. Тетерев под снегом (не)бега..т. Ему(бы) только спрята..ся.
(По М. Пришвину )
Некоторые птицы зимой зарываются в снег. Рябчику под снегом тепло ночевать, под снегом он ищет и семечки. Там ему и тепло, и пища, и спрятаться можно. Серая куропатка не любит зарываться в холодный снег и летает ночевать в деревню. Перебудет куропатка в деревне ночь и утром летит кормиться на старое своё место.
Ястреб замечает её перелёты. Бывает так: она только вылететь собирается, а ястреб уже дожидается её. Тетерев часто сидит на берёзе и кормится почками. Когда появляется ястреб, он быстро бросается вниз и зарывается в снег под берёзами. Не может ястреб догадаться копнуть и схватить тетерева. Тетерев под снегом не бегает. Ему бы только спрятаться.
Задание 2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
холод-корень, н-суффикс, ый-окончание , холодн-основа
Холодный от холод – суффиксальный
(3) - морфологический разбор слова;
1. Замечает (что делает?) - глагол, н. ф. - замечать.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Тетерев часто сидит на берёзе и кормится почками. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: тетерев (подлежащее, выражено именем существительным) сидит (и) кормится (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (сидит) часто - обстоятельство, выражено наречием; (сидит) на берёзе - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно дополнение); (кормится) почками – дополнение, выражено существительным.
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: кормится;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 8 букв и 7 звуков, так как сочетание ТС обозначает один звук Ц. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
Задание 4
Поставьте знак ударения в следующих словах.
взяла, грушевый, километр, жалюзи
взялА, грУшевый, киломЕтр, жалюзИ
Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Низкое солнце ослепительно било в глаза.
прил., сущ., нареч., гл., предлог, сущ.
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) приедь в город
2) красивый Сочи
3) белая тюль
4) самое красивое платье
приезжай в город, белый тюль
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Летний вечер тих и ясен.
2) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
3) Старый сторож ворчлив и криклив.
4) Совесть великая вещь.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Совесть – великая вещь.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Луна сияет с небесной вышины и тихий табор озаряет.
2) Погода была прелестная но больше дождливая и пасмурная.
3) Напрасно Федор Ильич вы усы себе сбрили.
4) Свет луны уже померк и в воздухе повеяло острой сыростью.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Напрасно, Федор Ильич, вы усы себе сбрили.
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2
(1)Известный немецкий учёный Рентген исследовал свойства электрического тока, проходящего через различные газы.
(2)Однажды Рентген, закончивший очередной опыт, выходя из лаборатории, вспомнил, что он запамятовал выключить ток, идущий через трубку с газом. (3)Вернувшись в лабораторию, он вдруг заметил в темноте какой-то ярко светящийся предмет. (4)Заинтересованный Рентген подошёл к столу. (5)Оказалось, что этим ярко светящимся предметом был используемый учёным для опытов небольшой картонный экран, который стоял на столе. (6)Этот экран был покрыт веществом, реагирующим на свет и начинающим светиться, когда на него попадают лучи света. (7)Но в этот момент на экран, стоявший в темной лаборатории, свет ниоткуда не падал.(8) Отчего же светился экран? (9)На какие световые лучи он реагировал? (10)Рентген выключил ток, проходивший через трубку, и экран сразу перестал светиться.
(11)Учёный решил остаться в лаборатории и продолжать опыты. (12)Всю ночь он провёл в лаборатории, раздумывая над тем, почему ток, проходящий через трубку с газом, заставляет светиться экран, реагирующий только на световые лучи. (13)В результате многочисленных опытов Рентген открыл лучи, не видимые простым глазом, но обладающие удивительными свойствами. (14)Открытые Рентгеном лучи могли проходить сквозь непрозрачные тела, оказывали действие на фотопластинки, оказывали влияние на организмы. (15)Эти удивительные лучи были названы впоследствии рентгеновскими лучами. (16)Они нашли широкое применение в медицине, науке и технике.
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Удивительные рентгеновские лучи были открыты благодаря тому, что немецкий ученый Рентген забыл выключить ток, идущий через трубку с газом.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1)Рентген изучал свойства электрического тока, проходящего через различные газы.
2) Необычный светящийся экран.
3) Новые удивительные лучи получили название «рентгеновские»
Задание 11Как Рентген обнаружил известные всем лучи?
Ответ может быть сформулирован так:
Рентген забыл выключить ток, когда проводил опыты с током и газом.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «опыт» из предложения 2.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Опыт – воспроизведение явления при помощи эксперимента. Исследование.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Совершая ошибки, человек приобретает жизненный опыт.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «запамятовал» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: запамятовать – разговорное/устаревшее/, просторечное ;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Запамятовать – забыть, упустить из виду.
Может быть подобран другой синоним
Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма
отбиться от рук. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
отбиться от рук - перестать подчиняться кому-либо, слушать кого-либо;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Мой младший брат все летние каникулы провёл с ребятами во дворе, ничего не читал, не помогал по дому. Родители считают, что за два месяца он совсем отбился от рук.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма