Содержание:
↑ Формулировка задания 27 ЕГЭ (сочинение ЕГЭ) из демоверсии ФИПИ 2025
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?». (проблема будет варьироваться в зависимости от текста)
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
↑ Авторская позиция (К1)
Согласно демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку 2025 года в формулировке задания 27 уже содержится пробный вопрос, а значит, критерий К1 теперь посвящен авторской позиции.Авторская позиция - это ответ на проблемный вопрос, решение, которое предлагает автор по указанной проблеме. Важно понимать, что авторская позиция не всегда бывает заявлена прямо. В текстах публицистического стиля отношение автора к проблеме, как правило, очевидно. В художественных текстах присутствие самого автора менее заметно. Чаще в таких текстах позицию автора можно понять, если проанализировать поведение героя, обратить внимание на характеристики, которыми наделяет автор героев, описания, которые им даёт.
Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование и др.
Как найти и сформулировать позицию автора (примеры)
↑ Комментарий (К2)
Комментарий в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания авторской позиции фрагменты текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции. Как и раньше, необходимо найти два фрагмента текста, которые в совокупности позволяют нам понять авторскую позицию. Необходимо установить связи между двумя фрагментами текста и объяснить, какую роль играет связь в понимании авторской позиции.1) К2. Комментарий в сочинении ЕГЭ
2) Связь и анализ связи между примерами-иллюстрациями
3) Примеры комментария в сочинении ЕГЭ (с пояснением экспертов)
4) Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование и др.
↑ Отношение к авторской позиции и обоснование (К3)
В указаниях к оцениванию по критерию К3 подверкнуто: чтобы выразить свое отношение к авторской позиции, недостаточно заявить согласие / несогласие с автором. Важно создать собственный тезис (ваше мнение, навеянное текстом и авторским тезисом). В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы разделяете / частично разделяете / не разделяете мнение автора. Другими словами, ваш тезис - это логический довод, который вы далее должны подкрепить примером - иллюстрацией из вашего читательского, историко-культурного или жизненного опыта. Следовательно, важно "визуализировать" ваш логический тезис, привести пример, который бы его доказывал.Важно! Нельзя использовать в качестве примеров-аргументов комикс, аниме, мангу, фанфики,
графический роман, компьютерную игру. Такой пример не будет засчитан.
- Литературный аргумент в сочинении+ клише для написания.
- Аргументы из кинофильмов
- 300+ литературных аргументов для сочинения
↑ Фактическая точность (К4)
Фактическая точность речи - это соответствие явлениям действительности. Чтобы избежать фактических ошибок, следует писать в сочинении только факты, в правдивости которых вы не сомневаетесь. Как правило, фактические ошибки возникают, когда выпускники− искажают историко–литературные факты;
− искажают имена собственные;
− допускают ошибки в обозначении времени и места события;
− неверно обозначают топонимы;
− допускают ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.;
− искажают цитаты, заключенные в кавычки.
− из-за плохого знания текста произведения, экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, вкладывая в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т. д.); искажают сюжет и проч.
Важно! Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4)
↑ Логичность речи (К5)
2 балла по критерию К5 можно получить, если в сочинении нет логических ошибок.Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они
возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте
- нарушение причинно-следственных отношений
- пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
- перестановка частей текста
- неоправданный повтор мысли
- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование
- сопоставление логически несопоставимых понятий
- и другие.
1) К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2) Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: с чего начать, как работать с черновиком.
3) Как писать вступление в сочинении ЕГЭ
4) Подробный план сочинения ЕГЭ
5) Шаблоны сочинений ЕГЭ (12 шаблонов)
6) Клише для сочинения ЕГЭ
7) Пособие "СОЧИНЕНИЕ НА 21 БАЛЛ" от РУСТЬЮТОРС
↑ Соблюдение этических норм (К6)
Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества. Соблюдение этических норм в речи предполагает уважение, вежливость, терпимость к чужому мнению, соблюдение субординации, отсутствии речевой агрессии в любой форме и др. .Этические ошибки в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи.
К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения относится запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). Причем принцип «не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т.п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование проявлять уважение к другим людям и т.п. Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и т.д.
Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению, - то есть этично проявлять к людям уважение всеми средствами.
В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.)
↑ Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы
1) Подробно о типах ошибок в сочинении ЕГЭ
2) Топ орфографических ошибок в сочинениях выпускников
3) Упражнение на поиск орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ
4) Топ речевых ошибок в сочинениях выпускников
5) Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ (список ошибок с примерами)
6) Топ пунктуационных ошибок в сочинениях выпускников
7) Упражнение на поиск пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ
8) Этические и фактические ошибки
9) Берегись канцелярита. Н.Галь
10) К10. Соблюдение речевых норм в сочинении ЕГЭ: теория и практика