Что лучше – убежать от проблемы или попробовать её решить? Анализ текста А.Я. Бруштейн (ЕГЭ 2025)

Исходный текст

- Иди, Сашенька! - говорит мне тетя Женя.- Теперь ты...

Я выхожу на сцену. Мое появление вызывает такой хохот зрителей, что я в недоумении останавливаюсь.

- Капот! - слышу я из-за двери трагический шепот тети Жени. - Опусти полы!

Только тут я спохватываюсь, что стою перед зрителями, подхватив со всех сторон руками полы своего злополучного капота, словно собралась переходить вброд ручей! Я поспешно опускаю полы капота и иду вперед. Но бурная веселость в зрительном зале не утихает - вероятно, моя унылая черная фигура очень смешна.

И тут происходит самая  большая беда. Я делаю два шага, чтобы раскланяться и начать произносить "грустным-грустным" голосом свой монолог, но, наступив на свой капот, падаю, растянувшись во весь рост на полу... Смех вспыхивает еще громче! Я упрямо делаю попытку встать снова и пройти расстояние до края сцены, но снова падаю, беспомощно барахтаясь на полу, лежа на животе.

- Как жаба! - восторженно кричит кто-то из зрителей.

Тогда я решаю: не встану! Скажу свой монолог лежа,- какая разница? И, все так же распластавшись лягушкой, я начинаю говорить. Но от волнения и огорчения я перепутываю слова и говорю "грустно-грустно":

- Я - Пецарь Рычального Образа...

Зрители уже не смеются - они стонут, они плачут от смеха!

Мне, конечно, очень хочется заплакать... Но тут я вдруг замечаю среди зрителей моего папу! Он смотрит на меня с тем лицом, с каким он обычно говорит мне: "Ненавижу плакс!" И слезы сразу высыхают на моих глазах. У меня мелькает мысль: уползти со сцены на четвереньках, тем более что иначе я все равно не могу сделать шагу, не спотыкаясь о капот и не падая все снова и снова.

Я смотрю на папу. Это длится секунду или две, но я понимаю, что уползти по-собачьи нехорошо, что раз я взялась сказать какие-то слова, я должна сказать их во что бы то ни стало. Капот мешает мне? А ну его совсем, этот капот! В один миг я расстегиваю пуговицы капота, он остается лежать на полу, я в собственном платье и с пером на голове подхожу к краю сцены, кланяюсь и начинаю говорить, слегка задыхаясь:

Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой...

Никто в зале не смеется. Пушкин - это Пушкин. И если не все понимают трагедию бедного рыцаря (я ведь и сама ее толком не понимаю!), то все чувствуют музыку пушкинского стиха.

Почему я вдруг читаю не то, что мне назначено,- не про бедную покойницу Изабеллу, а Пушкина,- не знаю. Может быть, оттого, что я боюсь опять напутать  ("Пецарь Рычального Образа"!), а  может быть, мне невольно захотелось как бы омыться светлыми струями пушкинской поэзии от всех перенесенных неприятностей и унижений... Но зрители аплодируют так же непосредственно, как за несколько минут до этого смеялись надо мной.


Разбор текста

Проблемный вопрос: Что лучше – «убежать» от проблемы или попробовать её решить?

Авторская позиция: А.Я. Бруштейн утверждает, что преодоление трудностей, даже через неудачи, важнее бегства. Героиня, несмотря на позор и желание сбежать, находит силы продолжить выступление – и это приносит ей уважение зрителей.

Фрагменты для комментария:

«У меня мелькает мысль: уползти со сцены на четвереньках…» – Момент слабости: героиня готова сдаться, но взгляд отца останавливает её.

«Капот мешает мне? А ну его совсем, этот капот!» – Переломный момент: она решает действовать, а не подчиняться обстоятельствам.

Тип связи: Противопоставление
Автор сопоставляет два варианта поведения:
Желание убежать (первый фрагмент) – естественная, но беспомощная реакция.
Решимость продолжить (второй фрагмент) – осознанный выбор, который меняет ситуацию.

Почему именно этот тип связи?
Бруштейн использует противопоставление, чтобы:
  • Показать внутреннюю борьбу героини.
  • Подчеркнуть авторскую идею: даже в унизительной ситуации достоинство – в упорстве, а не в бегстве.
Вывод:
Текст учит: проблемы не исчезают от того, что мы их игнорируем. Настоящее решение – не избегание, а действие, даже если сначала кажется, что «проще сдаться».

Писательница часто исследует детские переживания, где даже мелкие неудачи кажутся катастрофой. История с капотом – метафора взросления: героиня понимает, что стыдно не ошибаться, а сдаваться.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent