Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ. К 10

Выпускник может получить 2 балла по критерию К 10 (Соблюдение речевых норм), если в сочинении допущено не более одной ошибки, 1 балл, если допущены две-три ошибки, и 0 баллов, если четыре и более ошибки.

Для подготовки к сочинению ЕГЭ рекомендуем обратиться к материалу "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ". Авторы пособия проанализировали более 1000 сочинений ЕГЭ и отобрали более 200 частотных речевых ошибок, из-за которых выпускники теряют баллы в сочинении ЕГЭ по критериям К6 и К10.

Содержание:


Соблюдение речевых норм К 10

Обратите внимание!
  • Повторяющиеся речевые ошибки считаются за одну, сколько бы раз они ни встретились в экзаменационном сочинении (пример повторяющейся речевой ошибки: одержал поражение – одержат поражение)
  • Логико-речевые ошибки относятся к речевым ошибкам, балл снижается по критерию К 10, а не по критерию К 5 (примеры логико-речевых ошибок см. ниже)
  • Речевой ошибкой считается неверная отсылка к статусу писателя (выбор экзаменуемым из предлагаемых регалий писателя неуместную в контексте сочинения регалию).
  • Наличие предлога «про» в значении предлога «о» не считается ни грамматической, ни речевой ошибкой.
  • За неоправданный повтор слов снижается балл по критерию К 6. (Богатство речи)

Употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении

Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Приведу в пример роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Правильно: привести пример чего-либо

В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься.
Антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «весёлый» и «мажорный» антонимами не являются.

Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Наблюдается разрушение значения фразеологизма. Фразеологизм имеет значение: "Хитёр, догадлив; себе на уме; способен воспользоваться оплошностью другого". Кроме того, фразеологизм имеет помету прост. (просторечный).

Поездка по России – это моя лебединая песня.
"Лебединая песня" – последнее, обычно наиболее яркое творческое свершение, предсмертное произведение (выражение основано на народном поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни - перед смертью).

Если будешь лгать, то попадешь в точно такой же случай.
В предложении уместнее использовать слово "ситуация".

В. Г. Белинский затрагивает такую вещь как смысл жизни.
Смысл жизни не является вещью, можно использовать слово понятие.

Смешение паронимов

Рекомендуем изучить теорию для подготовки к заданию 5 ЕГЭ. Паронимы.
Были приняты эффектные меры.
Правильно: эффективные

В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь».
Глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»).

Полностью отчаянный человек делает такими же окружающих.
Правильно: отчаявшийся

Благодаря воздействию с обществом он стал известным человеком.
Правильно: взаимодействию.

Это доказывает ещё раз, что наука воплощает человеческие вымыслы.
Правильно: замыслы

Нарушение лексической сочетаемости

Рекомендуем изучить теорию для подготовки к заданию 6. (Лексические ошибки)
Автор увеличивает впечатление.
Правильно: усиливает

Автор использует художественные особенности.
Правильно: использует средства

Мысль развивается на продолжении всего текста.
Правильно: на протяжении текста 

В конечном предложении автор применяет градацию.
Правильно: в последнем предложении

Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Правильно: известно

Автор поднимает интересную мысль. 
Правильно: поднимает тему; развивает мысль.

В высказывании автор поднимает значение образования в жизни человека.
Правильно: раскрывает значение.

Неправильное употребление фразеологизмов

Довёл собеседника до белого колена. 
Правильно: доводить/довести до белого каления (разг.)

Вот один из примеров того, как незнание своих прав может пойти человеку боком.
Правильно: выйти боком (разг.)

Сперанский написал письмо императору с предложением составить свод законов, Николай I высказал добро.
Правильно: дал добро / высказал одобрение.

Действительно, человек сам творец своего счастья. К сожалению, мы часто этого не замечаем, ведь гораздо легче добиться «манны небесной» и уповать на высшие силы.
Вместо добиться «манны небесной» надо ждать «манны небесной» (разрушение фразеологизма).

Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка

Таким людям всегда удаётся объегорить других.
 
У Кити было два ухажёра: Левин и Вронский.

Автор нам тонко намекает на виновника происшествия.

Этот пример показывает, как человек, удовлетворив свою потребность, наплевательски отнёсся к природе и к другим людям.

Принцип равенства перевирают в собственных интересах.

Логико-речевые ошибки

В планетарном, локальном масштабе это событие ничего не значит.
 
В литературе, искусстве, живописи часто ставятся вопросы смысла жизни.
 
Я люблю правду и хорошую книгу.
 
Это был круглый стол с острыми углами.
 
Писатель доказывает тот факт, что несмотря на колоссальный прогресс человечества, Земля все еще нас кормит, дает нам дышать и снабжает водой. Таким образом автор напоминает о том, что людям стоит беречь родную планету и природу.

Эти знания понадобятся нашим предкам на многие тысячелетия вперед.

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
 
Он учит сохранять и хранить в себе память.

Автор, желая показать свою привязанность к коню, показывает..
.
...нужно минимизировать ненужные потери...

У каждого человека свое мировоззрение на мир искусства.

В тексте изображен типичный образ художника.

Данным высказыванием Р. А. Даль хотел сказать, что...

Конкуренция стимулирует производителей производить более совершенный продукт.

Эту ценность нельзя переоценить, ведь полноценная жизнь человека может быть только в обществе.

Размышляя над этой мыслью, обратимся к ...

Ф.М. Достоевский — это великий писатель, который написал много замечательных произведений.

Речевая избыточность, или многословие (употребление лишних слов, слов-паразитов, плеоназм)

Рекомендуем изучить теорию для подготовки к заданию 6. (Лексические ошибки)
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
 
Писатель как бы считает иначе.
 
Молодой юноша, очень прекрасный.
 
Данные примеры взаимодополняют друг друга.

Говоря о природе, стоит вспомнить и про остальных жителей Земли. Мы делим этот дом с разными видами многих животных.
 
Для решения глобальных проблем государства объединяются вместе.

В этот период времени Москва становится административным и религиозным центром. 


Речевая недостаточность

Привлечь <…> читателей к данной проблеме.

Николай занял первое место <…> по английскому языку.

Характеру Аркадия, как и <…> его отцу, свойственна мягкость.

Его храбрость, <…> постоять за честь и справедливость привлекают автора текста...

Этот пример показывает нерушимую связь ребенка с окружающим его миром, заставляет вспомнить <…> своё детство, отдых на природе и счастливые моменты прошлого.

В тексте ставится проблема <…> любви.

В качестве следующего аргумента приведу <…> из жизненного опыта.

Я полностью согласен с автором и для подтверждения <…> обратимся к роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Не устранённая контекстом двусмысленность (употребление местоимений, многозначных слов, омонимов)

Писатель анализирует поступок героя. Ему кажется…

Педагог попросил меня кратко записать своё выступление.
 
Автор рассказал нам его историю.
 
Директор попросил учителя пройти к себе в кабинет.
 
Герой не только не хочет помогать другим, но и считает любую помощь вредом. А ведь это делает человека человеком.
 
Мы, как всегда, вытянули свои носочки.
 
По мнению рассказчика, Андрей прослушал лекцию.
 
Автор акцентирует внимание читателя на том, что рассказчик не согласился с утверждением композитора и решил провести эксперимент, раздав билеты на его концерт студентам.

Поэзия соединяет обыденную речь и музыку, тем самым помогая слушателям понимать ее лучше.

В заключение хочу сказать, что без определённых органов общество бы не справилось.

Екатериной II были открыты школы для крестьянских детей. Они были важны для развития государства.
 
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

Различие характеров Варвары и Катерины становится понятно в их отношении к богу, правде. Каждая из них выбирает разный путь.


Неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
 
По физиономии героя не скажешь о нём ничего положительного.

Раньше детство проходило без каких-либо навороченных вещей.

У меня на носу были соревнования.

Сейчас некоторые события я распишу

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьеву как писателю браво! 

Императрица собиралась издать указ об отмене крепостного права, но жаль не успела.

Неуместное употребление изобразительно-выразительных средств

Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало с живым лицом и глазами, видящими мир субъективно. 

Неуместное употребление слов и конструкций с ярко выраженными признаками официально-делового стиля (канцеляризм, речевой штамп)

Отец вынес выговор сыну.
 
За неимением цветов жизнь человеческая будет лишена красок.
 
Автор ставит проблему необходимости усиления внимания к изучению природы.
 
Исходя из вышесказанного мы делаем вывод...

В журнале «Люди прошлого» я прочитала об Александре Сергеевиче Пушкине. Он выражал себя посредством написания стихотворений, поэм и других литературных произведений.

Неуместное употребление книжных слов и выражений

Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий.

Неуместное употребление заимствованных слов (в том числе варваризмов)

Герой говорит, что у него всё Ok. 

Неуместное употребление лексики разных исторических эпох (анахронизмов)

Акакий Акакиевич был мелким клерком.

Близкие коллеги Павла Первого были недовольны реформами императора. 


Источники:
  1. Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2024 года
  2. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года
  3. Журнал "Педагогические измерения"
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent