Снижение балла по критерию К 6 не ведет к снижению балла по критерию К 10 (Соблюдение речевых норм).
Содержание:
↑ Баллы по критерию К 6
К6. Богатство речи | Баллы |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 |
При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такое её коммуникативное качество, как богатство. Бедная речь отличается ограниченным лексическим и грамматическим однообразием.
Пример: "Размышляя над вопросом, автор описывает, как немцы напали на санитарный эшелон. Рассказчик вспоминает: «Раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью». Мы видим, что русские солдаты часто сталкивались с общей бедой.
В. Каверин описывает, как Ромашов остался с рассказчиком в лесу. Ромашов украл у сослуживца мешок с сухарями, пистолет и воду. Мы понимаем, что некоторые люди способны предать даже боевых товарищей.
Автор противопоставляет два эпизода. Сначала писатель показывает, какие ужасные события произошли с ранеными людьми. Затем автор описывает, что несмотря на общее несчастье некоторые люди могут предать".
Пример: "Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Вот почему автор не сочувствует герою".
↑ Неоправданный повтор слова (К6)
Неоправданным повтором считаются все формы одного слова (человек – человеку – о человеке).
Кроме того, если абзацы состоят всего из одного предложения разрешается не придерживаться «правила одного абзаца», соседние абзацы учитываются как один абзац);
- повторяющиеся слова являются супплетивизмами (человек – люди; я – мне),
- повторяющиеся слова являются однокоренными (делать – делающий – делая – это явление тавтологии, оценивается по критерию К10),
- повторяются короткие слова служебных частей речи (в – в – в; и – и – и),
- повторяются личные местоимения, не создающие эффекта навязчивости (я – я – я), и слова, входящие в состав фразеологизмов (вера – принять на веру – хороша вера у дела).
- повторяющиеся слова не создают эффекта навязчивости (как правило, в больших абзацах, в которых употреблены сложные предложения),
- повторяющиеся слова служат специальным (осознаваемым экзаменуемым и намеренно вводимым) средством смыслового и/или эмоционального усиления, выражения авторских намерений (в рамках художественных приёмов: анафоры, эпифоры, градации и проч.);
- повторяющиеся слова являются текстообразующими для исходного (опорного) текста и не имеют адекватной синонимической замены (например, слова любовь, дружба) (в таком случае разрешается не придерживаться «правила трёх повторов»).
↑ Примеры неоправданного повтора в сочинении ЕГЭ
Неоправданный повтор слова «растение» (повторяется 4 раза):Трижды неоправданно повторяется слово «может». При этом в том же абзаце слово «искусство» можно признать обоснованным повтором, так как это ключевое слово исходного текста.
Неоправданный повтор слова «человек» (повторяется 3 раза).
Кроме повтора в предложении есть плеоназм родился — родители (он учитывается по критерию К10)
Источники:
- Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2024 года
- Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года
- Журнал "Педагогические измерения"