К6 (Богатство речи) подразумевает умение использовать в речи лексическое богатство языка и разнообразные грамматические конструкции.
Снижение балла по критерию К 6 не ведет к снижению балла по критерию К 10 (Соблюдение речевых норм).
Снижение балла по критерию К 6 не ведет к снижению балла по критерию К 10 (Соблюдение речевых норм).
Для подготовки к сочинению ЕГЭ рекомендуем обратиться к материалу "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ". Авторы пособия проанализировали более 1000 сочинений ЕГЭ и отобрали более 200 частотных речевых ошибок, из-за которых выпускники теряют баллы по К6 и К10.
Содержание:
↑ Баллы по критерию К 6
К6. Богатство речи | Баллы |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 |
При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такое её коммуникативное качество, как богатство. Бедная речь отличается ограниченным лексическим и грамматическим однообразием.
Грамматические однообразие связано с употреблением экзаменуемым коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью. Текст как бы рассыпается на рубленые фразы однообразной структуры. Такая речь не может адекватно передать смысл высказывания.
Пример: "Размышляя над вопросом, автор описывает, как немцы напали на санитарный эшелон. Рассказчик вспоминает: «Раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью». Мы видим, что русские солдаты часто сталкивались с общей бедой.
В. Каверин описывает, как Ромашов остался с рассказчиком в лесу. Ромашов украл у сослуживца мешок с сухарями, пистолет и воду. Мы понимаем, что некоторые люди способны предать даже боевых товарищей.
Автор противопоставляет два эпизода. Сначала писатель показывает, какие ужасные события произошли с ранеными людьми. Затем автор описывает, что несмотря на общее несчастье некоторые люди могут предать".
Пример: "Размышляя над вопросом, автор описывает, как немцы напали на санитарный эшелон. Рассказчик вспоминает: «Раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью». Мы видим, что русские солдаты часто сталкивались с общей бедой.
В. Каверин описывает, как Ромашов остался с рассказчиком в лесу. Ромашов украл у сослуживца мешок с сухарями, пистолет и воду. Мы понимаем, что некоторые люди способны предать даже боевых товарищей.
Автор противопоставляет два эпизода. Сначала писатель показывает, какие ужасные события произошли с ранеными людьми. Затем автор описывает, что несмотря на общее несчастье некоторые люди могут предать".
Лексическое однообразие проявляется в неоправданном повторении слова, к которому экзаменуемый не смог подобрать существующую в языке эквивалентную замену.
Пример: "Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Вот почему автор не сочувствует герою".
Пример: "Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Вот почему автор не сочувствует герою".
↑ Неоправданный повтор слова (К6)
Обратите внимание! Достаточным основанием для снижения балла по критерию К6 является обнаруженный экспертом в одном из абзацев сочинения повтор слова 3 раза и более.
Неоправданным повтором считаются все формы одного слова (человек – человеку – о человеке).
Кроме того, если абзацы состоят всего из одного предложения разрешается не придерживаться «правила одного абзаца», соседние абзацы учитываются как один абзац);
Экзаменуемый не теряет балл по критерию К6, если:Неоправданным повтором считаются все формы одного слова (человек – человеку – о человеке).
Кроме того, если абзацы состоят всего из одного предложения разрешается не придерживаться «правила одного абзаца», соседние абзацы учитываются как один абзац);
- повторяющиеся слова являются супплетивизмами (человек – люди; я – мне),
- повторяющиеся слова являются однокоренными (делать – делающий – делая – это явление тавтологии, оценивается по критерию К10),
- повторяются короткие слова служебных частей речи (в – в – в; и – и – и),
- повторяются личные местоимения, не создающие эффекта навязчивости (я – я – я), и слова, входящие в состав фразеологизмов (вера – принять на веру – хороша вера у дела).
- повторяющиеся слова не создают эффекта навязчивости (как правило, в больших абзацах, в которых употреблены сложные предложения),
- повторяющиеся слова служат специальным (осознаваемым экзаменуемым и намеренно вводимым) средством смыслового и/или эмоционального усиления, выражения авторских намерений (в рамках художественных приёмов: анафоры, эпифоры, градации и проч.);
- повторяющиеся слова являются текстообразующими для исходного (опорного) текста и не имеют адекватной синонимической замены (например, слова любовь, дружба) (в таком случае разрешается не придерживаться «правила трёх повторов»).
Обратите внимание! Тавтология по-прежнему остаётся видом речевой ошибки, учитываемой по критерию К10. (См. Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ)
↑ Примеры неоправданного повтора в сочинении ЕГЭ
Неоправданный повтор слова «растение» (повторяется 4 раза):Приведу пример из жизни. У меня в комнате стоит много растений, которые я раньше не поливала. Разумеется, растения начинали умирать, и это было не очень приятно, как визуально, так и физически. Так как растение выделяло много углекислого газа. Но когда я начала поливать все растения и цветы, они начали приносить мне пользу. Воздух стал чище, а комната красивой.
Трижды неоправданно повторяется слово «может». При этом в том же абзаце слово «искусство» можно признать обоснованным повтором, так как это ключевое слово исходного текста.
Рассуждая над проблемой, автор пишет о том, что не может быть по-настоящему культурным тот, кто интересуется лишь одним видом искусства. Так, любитель русской литературы и поэзии просто не может ни разу не побывать в Третьяковской галерее, в Русском музее. Как фанат «Гамлета» может никогда не побывать в театре? Искусство всеобъемлюще, и все его виды тесно переплетаются между собой. Именно поэтому культурный человек не ограничивает себя только одной сферой в искусстве.
Неоправданный повтор слова «человек» (повторяется 3 раза).
Развивая мысль, автор приходит к идее о том, что важно не только воспринимать искусство, но и знать его. И.Л. Андроников заявляет, что культурному человеку необходимо знать о прекрасном: кем оно создано, как и когда. Такое близкое знакомство с культурой и вызывает у человека интерес к истории искусств. Культурному человеку важно быть знакомым с произведением. Необходимо быть в курсе исторического контекста.
Сопоставление примеров дает понять, что, кроме хорошего исполнения, музыку помогает понять поэзия.
Отец был человеком, к которому все стремились, ведь он остался в душе настоящим человеком.
Развитие общества — направленный, необратимый процесс изменения общества, в ходе которого преобразуются общественные связи и происходят общественные сдвиги.
Кроме повтора в предложении есть плеоназм родился — родители (он учитывается по критерию К10)
Он родился в семье продюсеров, и родители мечтали, чтобы их ребенок пошёл по их стопам.
Но моя одноклассница попросила ей объяснить эту тему и тогда, объяснив, я поняла, что сама лучше стала понимать тему.
Источники:
- Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2024 года
- Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года
- Журнал "Педагогические измерения"
Комментарии (0)