К 6. Богатство речи

К6 (Богатство речи) подразумевает умение использовать в речи лексическое богатство языка и разнообразные грамматические конструкции.
Снижение балла по критерию К 6 не ведет к снижению балла по критерию К 10 (Соблюдение речевых норм). 
Для подготовки к сочинению ЕГЭ рекомендуем обратиться к материалу "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ". Авторы пособия проанализировали более 1000 сочинений ЕГЭ и отобрали более 200 частотных речевых ошибок, из-за которых выпускники теряют баллы по К6 и К10.

Баллы по критерию К 6

К6. Богатство речиБаллы
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи1
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи0

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такое её коммуникативное качество, как богатство. Бедная речь отличается ограниченным лексическим и грамматическим однообразием.

Грамматические однообразие связано с употреблением экзаменуемым коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью. Текст как бы рассыпается на рубленые фразы однообразной структуры. Такая речь не может адекватно передать смысл высказывания.

Пример: "Размышляя над вопросом, автор описывает, как немцы напали на санитарный эшелон. Рассказчик вспоминает: «Раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью». Мы видим, что русские солдаты часто сталкивались с общей бедой.

В. Каверин описывает, как Ромашов остался с рассказчиком в лесу. Ромашов украл у сослуживца мешок с сухарями, пистолет и воду. Мы понимаем, что некоторые люди способны предать даже боевых товарищей.
 
Автор противопоставляет два эпизода. Сначала писатель показывает, какие ужасные события произошли с ранеными людьми. Затем автор описывает, что несмотря на общее несчастье некоторые люди могут предать".


Лексическое однообразие проявляется в неоправданном повторении слова, к которому экзаменуемый не смог подобрать существующую в языке эквивалентную замену.

Пример: "Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Вот почему автор не сочувствует герою".

Неоправданный повтор слова (К6)

Обратите внимание! Достаточным основанием для снижения балла по критерию К6 является обнаруженный экспертом в одном из абзацев сочинения повтор слова 3 раза и более.
Неоправданным повтором считаются все формы одного слова (человек – человеку – о человеке). 
Кроме того, если абзацы состоят всего из одного предложения разрешается не придерживаться «правила одного абзаца», соседние абзацы учитываются как один абзац);
Экзаменуемый не теряет балл по критерию К6, если:
  1. повторяющиеся слова являются супплетивизмами (человек – люди; я – мне), 
  2. повторяющиеся слова являются однокоренными (делать – делающий – делая – это явление тавтологии, оценивается по критерию К10), 
  3. повторяются короткие слова служебных частей речи (в – в – в; и – и – и), 
  4. повторяются личные местоимения, не создающие эффекта навязчивости (я – я – я), и слова, входящие в состав фразеологизмов (вера – принять на веру – хороша вера у дела).
  5. повторяющиеся слова не создают эффекта навязчивости (как правило, в больших абзацах, в которых употреблены сложные предложения),
  6. повторяющиеся слова служат специальным (осознаваемым экзаменуемым и намеренно вводимым) средством смыслового и/или эмоционального усиления, выражения авторских намерений (в рамках художественных приёмов: анафоры, эпифоры, градации и проч.);
  7. повторяющиеся слова являются текстообразующими для исходного (опорного) текста и не имеют адекватной синонимической замены (например, слова любовь, дружба) (в таком случае разрешается не придерживаться «правила трёх повторов»).
Обратите внимание! Тавтология по-прежнему остаётся видом речевой ошибки, учитываемой по критерию К10. (См. Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ)

Примеры неоправданного повтора в сочинении ЕГЭ

Неоправданный повтор слова «растение» (повторяется 4 раза): 
Приведу пример из жизни. У меня в комнате стоит много растений, которые я раньше не поливала. Разумеется, растения начинали умирать, и это было не очень приятно, как визуально, так и физически. Так как растение выделяло много углекислого газа. Но когда я начала поливать все растения и цветы, они начали приносить мне пользу. Воздух стал чище, а комната красивой.

Трижды неоправданно повторяется слово «может». При этом в том же абзаце слово «искусство» можно признать обоснованным повтором, так как это ключевое слово исходного текста.
Рассуждая над проблемой, автор пишет о том, что не может быть по-настоящему культурным тот, кто интересуется лишь одним видом искусства. Так, любитель русской литературы и поэзии просто не может ни разу не побывать в Третьяковской галерее, в Русском музее. Как фанат «Гамлета» может никогда не побывать в театре? Искусство всеобъемлюще, и все его виды тесно переплетаются между собой. Именно поэтому культурный человек не ограничивает себя только одной сферой в искусстве. 

Неоправданный повтор слова «человек» (повторяется 3 раза).
Развивая мысль, автор приходит к идее о том, что важно не только воспринимать искусство, но и знать его. И.Л. Андроников заявляет, что культурному человеку необходимо знать о прекрасном: кем оно создано, как и когда. Такое близкое знакомство с культурой и вызывает у человека интерес к истории искусств. Культурному человеку важно быть знакомым с произведением. Необходимо быть в курсе исторического контекста.

Сопоставление примеров дает понять, что, кроме хорошего исполнения, музыку помогает понять поэзия.

Отец был человеком, к которому все стремились, ведь он остался в душе настоящим человеком.

Развитие общества — направленный, необратимый процесс изменения общества, в ходе которого преобразуются общественные связи и происходят общественные сдвиги.

Кроме повтора в предложении есть плеоназм родился — родители (он учитывается по критерию К10)
Он родился в семье продюсеров, и родители мечтали, чтобы их ребенок пошёл по их стопам.

Но моя одноклассница попросила ей объяснить эту тему и тогда, объяснив, я поняла, что сама лучше стала понимать тему.


Источники:
  1. Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2024 года
  2. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года
  3. Журнал "Педагогические измерения"
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent