Содержание:
↑ Формулировка задания
↑ Что такое комментарий?
КОММЕНТАРИЙ – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста (абзацы, предложения), на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно выпускник понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.
↑ Структура комментария (элементы комментария), требования к комментарию
- Первый пример-иллюстрация из текста с пояснением
- Второй пример-иллюстрация из текста с пояснением
- Связь и анализ смысловой связи между примерами
↑ Пример-иллюстрация в комментарии
Необходимо привести не менее двух примеров-иллюстраций из исходного текста. Можно использовать разные виды цитирования, указывать номера абзацев/предложений, использовать прием частичного пересказа конкретной ситуации из текста.Примеры-иллюстрации должны приводиться с опорой на текст, должны раскрывать поставленную вами проблему, быть с ней связанными. Если в начале сочинения вы поставили несколько проблем (чего мы не рекомендуем делать), то выберите одну, которую будете раскрывать в комментарии, по которой будете писать авторскую позицию и т.д.)
В качестве примеров-иллюстраций можно использовать:примеры, которые сам автор текста использует, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения;
размышления автора, связанные с проблемой;
цитаты;
описания;
истории из текста;
точки зрения, которые приводит автор;
средства выразительности, тропы;
слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку)
↑ Пояснение к примеру-иллюстрации
В пояснении важно показать, какую роль в раскрытии проблемы играет данный пример-иллюстрация. Объясните, что данным примером хочет показать автор (какова функция примера), какой вывод можно сделать на основании данного примера. Чтобы правильно сформулировать пояснение, не забывайте использовать глаголы-маркеры пояснения, например: (автор/герой) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, осуждает, сочувствует, и др.Что может представлять из себя пояснение:
- характеристика времени и пространства (хронотопа);
- характеристика персонажа (герой до определённого события – герой после определённого события; поступок – причина; действия – мысли и проч.);
- сравнительная характеристика персонажей;
- пояснение через обращение к другим произведениям;
- движение от личностного восприятия к объяснению (возможно, через средства выразительности);
- анализ риторических компонентов (адресат, коммуникативная задача);
- структурирование аргументов.
! Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.
↑ Анализ смысловой связи между примерами
Чтобы проанализировать смысловую связь, её для начала нужно указать (т.е. дать наименование). Указание на смысловую связь может быть выражено различными способами (детализация, обобщение, указание на причину, следствие или уступку, подтверждение, пояснение, определение, аналогия, выделение, сопоставление, противопоставление, вывод, заключение и др.)Анализ связи - объяснение сущности смысловых отношений между примерами-иллюстрациями. Вопросы, которые помогут проанализировать смысловую связь: В чем смысл этого вида связи? С какой целью автор его использует? Какие качества героев выявляются в сравнении/противопоставлении и др.
Подробнее об анализе смысловой связи можно прочитать в статье "Связь между примерами-иллюстрациями в комментарии"
2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но анализ смысловой связи осуществлён правильно, то анализ смысловой связи не засчитывается
3. Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.
Вместе с тем подобный случай следует отличать от ситуации, когда экзаменуемый сформулировал одну проблему, но, комментируя, обращается к другой проблеме. Если комментируемая экзаменуемым проблема представлена в списке примерных проблем,
то следует снизить баллы по критерию К5.
↑ Как писать комментарий
Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете, для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет вашим комментарием.
↑ Баллы за комментарий (таблица)
Баллы | Примеры | Пояснения | Связь проанализирована правильно |
3 балла | 2 ШТ. | 2 ШТ. | + |
2 балла | 2 ШТ. | 2 ШТ. | - |
1 балл | 1 ШТ. | 1 ШТ. | - |
0 баллов | Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Проблема исходного текста не прокомментирована. |
↑ Клише для комментария
Клише для комментария важно использовать очень аккуратно, поскольку фразы, данные в качестве клише, не помогут вам отразить, к примеру, смысловую связь, не помогут при анализе текста. Они необходимы для того, чтобы вам проще было начать комментарий, отразить формально наличие всех элементов комментария! (См. статью Клише для всех частей сочинения ЕГЭ)! Рекомендуем обратиться к пособию "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ" (отдельный блок посвящен типичным речевым ошибкам, которые выпускники допускают в клише (в комментарии).