К2. Комментарий в сочинении ЕГЭ


Формулировка задания

"Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями..."

Что такое комментарий?

КОММЕНТАРИЙ – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста (абзацы, предложения), на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно выпускник понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.

Комментарий должен быть написан во-первых, с опорой на исходный текст и, во-вторых, без концептуальных фактических ошибок (т.е. ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста).
Если в комментарии допущены текстуальные фактические ошибки (т.е. ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста, то балл снимает не по критерию К2, а по критерию К12 ("Соблюдение фактологической точности")
Чтобы научиться правильно писать комментарий, рекомендуем обратиться к пособиям "Учимся формулировать" и "Сочинение на 21" (в пособия много упражнений, посвященных комментарию)

Структура комментария (элементы комментария), требования к комментарию

  1. Первый пример-иллюстрация из текста с пояснением
  2. Второй пример-иллюстрация из текста с пояснением 
  3. Связь и анализ смысловой связи между примерами
Чтобы получить максимальный балл (3 балла) по критерию К2, экзаменуемый должен отразить в сочинении все три элемента комментария.

Пример-иллюстрация в комментарии

Необходимо привести не менее двух примеров-иллюстраций из исходного текста. Можно использовать разные виды цитирования, указывать номера абзацев/предложений, использовать прием частичного пересказа конкретной ситуации из текста.

Примеры-иллюстрации должны приводиться с опорой на текст, должны раскрывать поставленную вами проблему, быть с ней связанными. Если в начале сочинения вы поставили несколько проблем (чего мы не рекомендуем делать), то выберите одну, которую будете раскрывать в комментарии, по которой будете писать авторскую позицию и т.д.)

В качестве примеров-иллюстраций можно использовать:  
  • примеры, которые сам автор текста использует, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения;

  • размышления автора, связанные с проблемой;

  • цитаты; 

  • описания; 

  • истории из текста; 

  • точки зрения, которые приводит автор;

  • средства выразительности, тропы;

  • слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку)

Пояснение к примеру-иллюстрации

В пояснении важно показать, какую роль в раскрытии проблемы играет данный пример-иллюстрация. Объясните, что данным примером хочет показать автор (какова функция примера), какой вывод можно сделать на основании данного примера. Чтобы правильно сформулировать пояснение, не забывайте использовать глаголы-маркеры пояснения, например: (автор/герой) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, осуждает, сочувствует, и др. 
! Пояснение - это всегда собственный текст экзаменуемого, анализ приведенного примера.
Пояснение в комментарии нужно, чтобы проиллюстрировать проблему исходного текста/найти новый аспект проблемы/подвести подобранные примеры к смысловому единству/подвести к формулировке авторской позиции.
Что может представлять из себя пояснение: 
  • характеристика времени и пространства (хронотопа);
  • характеристика персонажа (герой до определённого события – герой после определённого события; поступок – причина; действия – мысли и проч.);
  • сравнительная характеристика персонажей;
  • пояснение через обращение к другим произведениям;
  • движение от личностного восприятия к объяснению (возможно, через средства выразительности);
  • анализ риторических компонентов (адресат, коммуникативная задача);
  • структурирование аргументов.
Если в пояснении допущены концептуальные фактические ошибки (т.е. ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста), то пояснение к примеру, в котором допущена ошибка, не засчитывается. Соответственно, за комментарий экзаменуемый может максимально получить только один балл.
! Если в экзаменационной работе отсутствует пример-иллюстрация, то отсутствует и пояснение к нему.
! Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.
! Если в качестве примеров будут даны целые "куски" текста без каких-либо ваших мыслей, то примеры-иллюстрации засчитаны не будут. Рекомендуем использовать частичное цитирование.

Анализ смысловой связи между примерами

Чтобы проанализировать смысловую связь, её для начала нужно указать (т.е. дать наименование). Указание на смысловую связь может быть выражено различными способами (детализация, обобщение, указание на причину, следствие или уступку, подтверждение, пояснение, определение, аналогия, выделение, сопоставление, противопоставление, вывод, заключение и др.) 
Анализ связи - объяснение сущности смысловых отношений между примерами-иллюстрациями. Вопросы, которые помогут проанализировать смысловую связь: В чем смысл этого вида связи? С какой целью автор его использует? Какие качества героев выявляются в сравнении/противопоставлении и др.
Подробнее об анализе смысловой связи можно прочитать в статье "Связь между примерами-иллюстрациями в комментарии"

1. Если экзаменуемый только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда смысловая связь проанализирована, но не указана.

2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но анализ смысловой связи осуществлён правильно, то анализ смысловой связи не засчитывается

3. Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.

Иногда структура комментария такова, что 1-й пример-иллюстрация служит как бы прелюдией ко 2-му примеру-иллюстрации. В связи с этим со стороны эксперта необходимо целостное восприятие комментария, чтобы понять, почему экзаменуемый именно так построил 1-й пример-иллюстрацию.
Вместе с тем подобный случай следует отличать от ситуации, когда экзаменуемый сформулировал одну проблему, но, комментируя, обращается к другой проблеме. Если комментируемая экзаменуемым проблема представлена в списке примерных проблем,
то следует снизить баллы по критерию К5.

Как писать комментарий

Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.

Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения.

В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете, для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет вашим комментарием.

 

Баллы за комментарий (таблица) 

БаллыПримерыПоясненияСвязь проанализирована правильно
 3 балла2 ШТ.2 ШТ.+
2 балла2 ШТ.2 ШТ.-
1 балл1 ШТ. 1 ШТ.-
0 балловПроблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.
ИЛИ
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
ИЛИ
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
ИЛИ
Проблема исходного текста не прокомментирована.

! Если в комментарии экзаменуемый существенно отошёл от темы (проблемы), за комментарий выставляется 0 баллов. Однако, если экзаменуем прокомментировал только часть проблемы, то балл снимается по критерию К 5. (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения)


Клише для комментария

Клише для комментария важно использовать очень аккуратно, поскольку фразы, данные в качестве клише, не помогут вам отразить, к примеру, смысловую связь, не помогут при анализе текста. Они необходимы для того, чтобы вам проще было начать комментарий, отразить формально наличие всех элементов комментария! (См. статью Клише для всех частей сочинения ЕГЭ)
! Рекомендуем обратиться к пособию "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ" (отдельный блок посвящен типичным речевым ошибкам, которые выпускники допускают в клише (в комментарии).
Обратите внимание! Если комментарий будет состоять только из клише, вы не сможете получить высший балл. Необходим полноценный анализ текста.
Вернуться на страницу ВСЕ О СОЧИНЕНИИ ЕГЭ.
Похожие новости
Комментарии (1)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Артем - 12 февраля 2019 13:49
Спасибо,очень понятно,а главное актуально!!!