ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ - это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ необходимо привести не менее двух примеров из прочитанного текста, пояснить их, указать связь между примерами и проанализировать её. См. статью К2. Комментарий в сочинении ЕГЭ
О том, как правильно приводить примеры и комментировать их, можно узнать из наших пособий: "Учимся формулировать" и "Сочинение на 21"
О том, как правильно приводить примеры и комментировать их, можно узнать из наших пособий: "Учимся формулировать" и "Сочинение на 21"
Содержание:
↑ Способы выражения смысловой связи между примерами-иллюстрация
Часто выпускники забывают дать наименование смысловой связи (сопоставление, противопоставление, детализация и др.) и теряют балл по критерию К2.Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями предполагает, кроме указания (наименования) смысловой связи, её детальный разбор, конкретизацию и уточнение. Таким образом, указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями является неотъемлемой частью анализа.
Обратите внимание!
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда смысловая связь проанализирована, но не указана.
Если экзаменуемый проанализировал связь между примерами, но неправильно указал эту связь, анализ смысловой связи признаётся несостоявшимся.
Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда смысловая связь проанализирована, но не указана.
Если экзаменуемый проанализировал связь между примерами, но неправильно указал эту связь, анализ смысловой связи признаётся несостоявшимся.
Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:
Связь между примерами-иллюстрациями | Вопросы |
Детализация (конкретизация, уточнение) | Какие подробности приводятся во втором примере-иллюстрации? |
Обобщение | Под какое общее понятие подводятся поступки героя, о которых говорится в первом примере-иллюстрации? |
Указание на причину | По какой причине происходят события, о которых рассказано в первом примере-иллюстрации? |
Указание на следствие | И что из этого следует? |
Указание на условие | При каких условиях это возможно? |
Указание на уступку | Что происходит вопреки сложившимся обстоятельствам? |
Подтверждение | Как это подтверждается автором? |
Объяснение | Чем это можно объяснить? |
Определение | Что обозначает ключевое понятие, отмеченное в первом примере- иллюстрации? |
Аналогия | Чем похожи примеры-иллюстрации? |
Выделение | Что автор отмечает в первую очередь? |
Сопоставление | С чем это сравнивается? |
Противопоставление | Чему это противопоставлено? |
Вывод, заключение | К какому выводу мы приходим? |
↑ Связь дополнение
Внимание!Связь «дополнение» будет учитываться только в случае, если в работе логично и последовательно показано, КАК (В ЧЁМ ИМЕННО) второй пример-иллюстрация дополняет первый. Подобная связь требует чёткого и исчерпывающего разъяснения, что делает эту связь достаточно трудной для реализации.
Сравните:
1. Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять позицию автора. Анализ указанной смысловой связи не засчитывается.
2. Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять, как важно быть внимательным и чутким к окружающим людям. Анализ указанной смысловой связи, как правило, не засчитывается из-за использования экзаменуемым общих слов.
3. Второй пример-иллюстрация – дополнение к первому, в котором мы видим положительные стороны героя. А далее автор показывает ещё и отрицательные качества, присущие его персонажу. И это помогает нам увидеть целостный образ русского дворянина. Анализ указанной смысловой связи засчитывается при указании в пояснениях к примерам-иллюстрациям положительных и отрицательных сторон героя.
1. Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять позицию автора. Анализ указанной смысловой связи не засчитывается.
2. Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять, как важно быть внимательным и чутким к окружающим людям. Анализ указанной смысловой связи, как правило, не засчитывается из-за использования экзаменуемым общих слов.
3. Второй пример-иллюстрация – дополнение к первому, в котором мы видим положительные стороны героя. А далее автор показывает ещё и отрицательные качества, присущие его персонажу. И это помогает нам увидеть целостный образ русского дворянина. Анализ указанной смысловой связи засчитывается при указании в пояснениях к примерам-иллюстрациям положительных и отрицательных сторон героя.
↑ Типичные ошибки при выявлении смысловой связи
К типичным ошибкам экзаменуемых при выявлении смысловой связи относятся:- сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций;
- подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь. Так бывает, когда выпускник "подбирает" примеры из текста, не думая о том, как они связаны/ помогают ли они раскрыть поставленную проблему.
- подмена анализа смысловой связи общими словами. Например: Примеры дополняют друг друга и помогают понять проблему / Примеры связаны между собой и указывают на важность проблемы / Примеры связаны одной мыслью и отвечают на один и тот же вопрос / Связь между примерами очевидна, и она позволяет сделать вывод о…
Обратите внимание! Не стоит употреблять конструкции "примеры дополняют друг друга / примеры аналогичны друг другу". Корректнее написать "второй пример дополняет первый/ ситуации аналогичны" (не забудьте указать, как дополняет/ как вы поняли, что они аналогичны). Кроме того, писать "первый пример является причиной, а второй следствием" тоже не стоит (причиной чего? следствием чего?) Чтобы не допускать подобных ошибок, рекомендуем обратиться к пособию "Топ речевых ошибок в сочинении ЕГЭ", где мы рассмотрели самые "популярные ошибки", которые допускают выпускники в разных частях сочинения.
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024
Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ
Комментарии (0)