ЗАДАНИЕ: Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. Чтобы привлечь внимание читателя, автор рассказывает о месте, где он родился и вырос.
Речевая недостаточность. Словосочетание «привлечь внимание» в данном контексте требует дополнения. Без этого дополнения мысль не до конца понятна. Вариант замены: Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме / к вопросу/ теме...
2. Рассказчик придерживается обратной позиции.
Нарушение лексической сочетаемости («обратной позиции»). В одном из значений слова «обратный» и «противоположный» являются синонимами, однако отличаются лексической сочетаемостью. Слова «позиция, точка зрения, мнение, взгляд» сочетаются только со словом противоположный (ая, ое). Слова «смысл», «значение» сочетается с обоими словами. Вариант замены: Герой придерживается противоположной позиции.
3. Роль книги в жизни человека велика, поскольку каждый должен пополнять свой кругозор.
Нарушение лексической сочетаемости («пополнять кругозор»). Вариант замены: …должен расширять свой кругозор…
4. Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что гениальность произведений Л.Н. Толстого заключается не только в точных психологических характеристиках его героев, но и в наполненности смысловым содержанием, способности заставить читателя думать вместе с писателем.
Речевая избыточность. Не следует совмещать слова «оба» и «друг друга». Вариант замены: Второй пример дополняет первый...
5. И в современное время есть люди, которые могут совершать героические поступки ради общества.
Употребление однокоренных слов в близком контексте («современное время»). Вариант замены: В современном мире / В нынешнее время…
6. Рассуждая о теме поставленной проблемы, автор приводит слова известного писателя о милосердии.
Употребление слова в несвойственном значении («рассуждая о теме поставленной проблемы»). Речевая избыточность, или многословие. Нельзя смешивать понятия «тема» и «проблема». Тема – о чем говорится в тексте. Проблема – что волнует автора в связи с темой. Вариант замены: рассуждая о проблеме, о теме, автор… / размышляя над темой, проблемой..., автор...
7. Таким образом, вера в человека является важным чувством, присущим каждому.
Логико-речевая ошибка. Вера – это убеждённость в ком-то, чём-то, а не чувство. Вариант замены: Важно верить в человека...
8. Нужно помогать природе и животным.
Логико-речевая ошибка («помогать природе и животным»). Животные – часть мира природы. Вариант замены: Нужно бережно относиться к природе.
9. Примеры показывают нам, что в памяти остаются воспоминания о детстве.
Употребление однокоренных слов в близком контексте («в памяти остаются воспоминания»). Вариант замены: У человека остаются воспоминания...
10. В первом аргументе мы видим способность Сергея Александровича договариваться со своим сыном, а во втором – детские воспоминания о жестоких наказаниях.
Логико-речевая ошибка. Употребление слова в несвойственном значении («в первом аргументе мы видим»). Аргумент – доказательство, уместнее употребить слово «пример, случай, ситуация». Вариант замены: В первом случае/ ситуации мы наблюдает...
11. В этой фразе раскрывается авторская позиция по теме.
Употребление слова в несвойственном значении («авторская позиция по теме»). Авторской позицией называется отношение писателя, поэта, журналиста к тем проблемам, которые он поднимает, освещает, обсуждает в своих произведениях. Авторская позиция может быть по проблеме, но не по теме. Нарушение лексической сочетаемости. Позиция в вопросе / споре. Вариант замены: В этой фразе раскрывается авторская позиция относительно проблемы / по проблеме...
12. В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему природы.
Речевая недостаточность («ставит проблему природы»). Проблема – сложный вопрос, требующий изучения (природа – это тема, то, о чем говорится). Вариант замены: Автор ставит проблему взаимоотношений человека и природы.
13. Эти два примера взаимно дополняют друг друга, подтверждая позицию автора текста.
Речевая избыточность («эти два примера взаимно дополняют друг друга»). Не следует совмещать слова «два», «взаимо…» и «друг друга». Вариант замены: Второй пример дополняет первый....
14. Первая печатная книга на Руси появилась аж в 1564 году.
Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка. Аж – частица (сниж. прост.) Вариант замены: Первая печатная книга на Руси появилась ещё в 1564 году.
15. Обломов по жизни был ленивым.
Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка («по жизни»). «По жизни» (жарг.) – во всех случаях, всё время, постоянно. Вариант замены: Обломов был ленивым / Обломову было свойственно лениться.
16. В подтверждение моих слов можно упомянуть произведение «Василий Тёркин».
Употребление слова в несвойственном значении («в подтверждение ...можно упомянуть»). Упоминать – касаться кого-либо или чего-либо в речи, в рассказе и т.п. вскользь. Логико-речевая ошибка. Нельзя доказать свои слова, лишь упомянув произведение. Вариант замены: В подтверждение моих слов можно обратиться к произведению...
17. В качестве итога хочу сказать, что необходимо вдумчиво читать книги.
Канцелярит. Нарушение лексической сочетаемости («в качестве итога»). Сочетание «В КАЧЕСТВЕ» употребляется 1) при указании на род деятельности, профессию, служебное положение лица (в качестве директора); 2) при указании на назначение предмета или способ его использования (использовать пакет в качестве зонта). 3) = будучи, являясь кем-либо, чем-либо (в качестве друга). В приведенном примерах ни одно из возможных значений не реализуется, следовательно, возникает нарушение лексической сочетаемости. Вариант замены: В заключение хочу сказать, что необходимо вдумчиво читать книги.
18. Это поступок труса, которому всё равно на судьбы других людей.
Неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи. Неуместно эмоционально окрашенной лексики («всё равно на»). Вариант замены: Это поступок труса, которому безразличны судьбы людей.
19. Твардовский уж умел обдумать каждую фразу.
Неоправданное употребление диалектных, жаргонных, профессиональных, просторечных и иных слов, выходящих за пределы литературного языка. Уж (прост.). Вариант замены: Твардовский умел обдумать каждую фразу.
20. Особого внимания заслуживает рассуждение автора о величестве русского языка.
Смешение паронимов (величие – величество). Величие – наличие в ком/чём-н. выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение (величие духа). Величество – 1) титулование монархов и их жен (его величество король); 2) (перен.) почтительное или шутливо-ироническое именование кого-л. или чего-л. (его величество случай). Вариант замены: ...рассуждение автора о величии русского языка.
21. В целях улучшения жизни человек должен быть дисциплинированным.
Неуместное употребление слов и конструкций с ярко выраженными признаками официально-делового стиля (канцеляризм, речевой штамп). Вариант замены: для улучшения жизни/ чтобы улучшить жизнь...
22. Она хотела проводить с ним большинство времени.
Нарушение лексической сочетаемости («большинство времени»). Много времени, большую часть времени; большинство мест/людей/событий. Вариант замены: Она хотела проводить с ним большую часть свободного времени. /Она хотела проводить с ним много времени.
23. Только из-за родителей мы становимся лучше, умнее, сильнее.
Логико-речевая ошибка / Употребление слова в несвойственном значении (из-за). Предлог из-за = по причине, по вине кого/чего-н. Вариант замены: Благодаря родителям мы становимся лучше, умнее, сильнее.
24. Этот роман сыграл большое значение в творчестве писателя.
Нарушение лексической сочетаемости («сыграл большое значение»). Играть роль, но иметь значение. Вариант замены: Этот роман имел большое значение в творчестве писателя.
25. Так, в рассказе В. Астафьева «Хвостик» показано, что не заботящиеся о природе люди портят ее.
Нарушение лексической сочетаемости («портить природу»). Портить – приводить в негодность; делать плохим. Портить вещи, отношения, жизнь, настроение; пагубно влиять на природу. Вариант замены: люди пагубно влияют на природу.
Рекомендуем обратиться к статье "
Типы ошибок в сочинении ЕГЭ".