Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
№ 274. п. 1г — О журналах "Звезда" и "Ленинград". ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно.
В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать редакцию журнала "Звезда", Правление Союза советских писателей и Управление пропаганды ЦК ВКП(б) принять меры к безусловному устранению указанных в настоящем постановлении ошибок и недостатков журнала, выправить линию журнала и обеспечить высокий идейный и художественный уровень журнала, прекратив доступ в журнал произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных.
2. Ввиду того, что для издания двух литературно-художественных журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий, прекратить издание журнала "Ленинград", сосредоточив литературные силы Ленинграда вокруг журнала "Звезда".
3. <…> наведения надлежащего порядка в работе редакции журнала "Звезда" и серьезного улучшения содержания журнала, иметь в журнале главного редактора и при нем редколлегию. Установить, что главный редактор журнала несет полную ответственность за идейно-политическое направление журнала и качество публикуемых в нем произведений.
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЛИТЕРАТУРА. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л.
2) РЕДАКЦИЯ. Разновидность текста какого-н. произведения. Новая р. повести.
3) НАСТОЯЩИЙ. Теперешний, происходящий в данное время. В настоящее время. В н. момент (сейчас).
4) УРОВЕНЬ. Степень величины, развития, значимости чего-н. Культурный у. У. жизни (степень удовлетворения населения материальными и духовными ценностями). У. заработной платы. Встреча на высшем уровне (встреча глав государств). Переговоры на уровне послов.
5) ГЛАВНЫЙ. Самый важный, основной. Главная мысль доклада. Главная улица.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Несмотря на тот факт, что текст представляет собой отрывок из государственного документа – Постановления ЦК ВКП(б), ему присущи черты не только официально-делового, но и публицистического стиля, в том числе использование оценочной лексики (литературно-художественные, сознание, главного редактора).
2) В тексте использованы глагольные формы со значением предписания, конструкции с нанизыванием Р.п., производные предлоги и составные подчинительные союзы.
3) В тексте используются отвлечённые имена существительные (проповедь, наведение, ответственность).
4) Значительную роль в тексте играют эпитеты (гнилая безыдейность, грубая ошибка) и метафоры (литературная трибуна, отравить сознание)
5) Для синтаксиса текста характерно использование обособленных обстоятельств, рядов однородных членов предложения, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) отклЮчен
2) прислалА
3) облегчАт
4) вероисповедАние
5) ногтЕй
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Хозяин бросился к ВЕЛИЧАВОМУ дворецкому, выхватил из рук у него поднос, сам наполнил золотую чарочку и подал её с поклоном государю.
Мы напряжённо вслушивались в разговор, но до нас долетали только ОТРЫВКИ фраз.
Вовка водрузил на кучу песка транзистор и нашёл поддерживающую дух РИТМИЧНУЮ музыку.
На празднике Снежана смотрелась лучше всех в бархатном зелёном платьице и ЛАКОВЫХ туфельках.
Впечатление от этой картины у меня осталось ДВОЙСТВЕННОЕ и какое-то тревожное.
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Фасады и интерьеры особняков XIX века, расположенных в центре Москвы, несут большую культурную и историческую ценность.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
этот кусок ЖЁСТЧЕ
МОЙ кашне
ПЯТИСОТАЯ годовщина
ПРОПУСКИ уроков
нет ОЛАДИЙ
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с однородными членами Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Все, кто видел Стоунхендж, считают его одним из чудес света. 2) Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Новый мир» начал выходить в Москве с 1925 года на базе ставшей популярной газеты «Известия» в Советском союзе. 3) Ахматова вспоминала, что она научилась читать по азбуке Льва Толстого. 4) Поэма Ахматовой "Реквием" сохранилась благодаря Лидии Чуковской, запомнившей её наизусть. 5) Никто в Советском союзе не ценил преимущество над остальными в виде власти или влияния: все прекрасно понимали, что оно может в одночасье стать наказанием. 6) В школе мы не изучали и даже не читали "Поэму без героя", но по прошествии времени меня неудержимо потянуло к этому сложному тексту. 7) Поставленный на сцене Александринского театра "Маскарад" Лермонтова не только оказался зрелищной, но и злободневной пьесой. 8) Авеню уходило так далеко, что мы не могли определить, сколько ещё нужно проехать. 9) Известны две редакции текста "Молодая гвардия": первая, авторская, издана в 1945 году, а вторая, политическая, показывающая подвиг как результат руководящей деятельности партии, увидела свет в 1951 году.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разр..женный (воздух), аккомпан..мент, ч..столюбивый
2) подск..чу (к тебе на белом коне), пор..вняться с домом, к..морка
3) ш..мпол, ож..гший (пальчик), ж..рдочка
4) ин..й, соч..таем (цвета), прист..жной (капюшон)
5) недос..гаемый, м..тущийся, упом..нуть
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..словие, пред..нфарктный, вз..мать
2) пр..льстить, пр..вратно (понял), пр..старелый
3) ар..ергард, протод..якон, п..едестал
4) сни..хождение, в..метнулись, миро..дание
5) р..ссыпать, поз..вчерашний, пр..российский
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) куку́ш..чий, запечатл..вающий
2) дириж..рский, трещ..тка
3) досто..н, завал..нка
4) дотошн.., исповед..вать
5) дерз..кий, мерз..кий
ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) брезж..щий (свет), пыш..щий (жаром)
2) отмуч..вшийся, отдра..вший
3) дыш..щие, накач..нные (мышцы)
4) взлеле..нный, отмер..нный (срок)
5) (они) хлопоч..т, курлыч..щие
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Государственный заказ (НЕ)ДОВЫПОЛНЕН на 30%.
2) Ганнибал казался абсолютно никем (НЕ)ПОБЕДИМЫМ полководцем, однако Рим не пал перед ним.
3) Эта крайне (НЕ)ПРИВЕТЛИВАЯ дама производила на всех гнетущее впечатление.
4) Задачу необходимо выполнить во что бы то (НИ)СТАЛО.
5) Тебе (НЕ)ПОЗДОРОВИТСЯ, если ты и дальше будешь толкать малышей в очереди.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мерзость всегда с русским человеком, ходит с тем СЛЕД(В)СЛЕД, БОК(О)БОК, тут же и вовсе овладевает всем его существом, всем скудным мозгом, всеми чреслами и сухожилиями, всеми его повадками и помышлениями, всеми нервами и заусенцами.
2) Повар добавил специи (НА)ГЛАЗОК, однако блюдо получилось идеальным, ведь он знал рецепт (НА)ЗУБОК и чувствовал баланс вкусов интуитивно.
3) Хотя гости разошлись (ПО)ОДИНОЧКЕ, (НА)УТРО все снова собрались за столом, потому что вчерашний вечер был так хорош, что никто не хотел прощаться надолго.
4) За дверью послышался голос полицейского: “Давайте (ПО)ХОРОШЕМУ! Выходите (ПО)ОДНОМУ с поднятыми руками!”
5) Машина Иванова обогнала всех конкурентов (ЗА)СЧЁТ удивительной реакции пилота на виражах, но (В)ВИДУ финиша двигатель заглох и пилоты не смогли завершить гонку.
ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
На лома(1)ом русском старик объяснял, что купле(2)ый в поезде гранё(3)ый стакан в золочё(4)ом подстака(5)ике оказался не подли(6)ым творением Фаберже, и искре(7)е удивлялся, что серебря(8)ый поднос оказался посеребрё(9)ым.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В мае синева неба ярче и воздух прозрачнее чище.
2) Пахнет сиренью и смелой и острой свежестью смоченных дождём садовых дорожек.
3) В комнате жужжал огромный шмель и на улице ощущалось майское приятно согревающее тело тепло.
4) Май знаменит не только шумными грозами но и резкими и необычными изменениями погоды.
5) Нашей любимицей в Зоопарке стала водосвинка или капибара.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всегда праздная и недалёкая (1) она (2) нехотя (3) вела семейные дела (4) часто отдавая бессмысленные распоряжения всем слугам (5) и (6) немедленно забыв (7) только что данное (8) указание (9) через минуту давала противоположное.
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что (1) будто бы (2) некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы того не знаем. Помнится (3) даже, что (4) кажется (5) никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако (6) дом так называли. Более того (7) один московский врун рассказывал, что (8) якобы (9) вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе, а впрочем (10) черт его знает (11) может быть (12) и читал, не важно это!
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Так вот она говорила (1) что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день (2) чтобы я наконец ее нашел (3) и (4) что она отравилась бы (5) если бы этого не произошло (6) потому что жизнь ее пуста.
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кириллов знал только (1) что у Шатова какие-то старые счеты с «теми людьми» (2) и (3) хотя сам был в это дело отчасти замешан сообщенными ему из-за границы инструкциями (4) однако в последнее время он совершенно устранил себя от всяких дел (5) поскольку предался жизни созерцательной.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На своих дочерях она испытала, как не легко и не просто это дело, кажущееся обыкновенным, – выдавать дочерей замуж. (2)Сколько страхов было пережито, сколько мыслей передумано, сколько денег потрачено, сколько столкновений с мужем при выдаче замуж старших двух, Дарьи и Натальи! (3)Теперь, при вывозе меньшой, переживались те же страхи и еще бóльшие ссоры с мужем. (4)Старый князь, как и все отцы, был особенно щепетилен насчет чести и чистоты своих дочерей. (5)Он был неблагоразумно ревнив к дочерям и особенно к Кити, которая была его любимица, и на каждом шагу делал сцены княгине за то, что она компрометирует дочь. (6)Княгиня привыкла к этому еще с первыми дочерьми, но теперь она чувствовала: щепетильность князя имеет больше оснований. (7)Она видела, что в последнее время многое изменилось в приемах общества, что обязанности матери стали еще труднее. (8)Она видела, что сверстницы Кити составляли какие-то общества, отправлялись на какие-то курсы, свободно обращались с мужчинами, ездили одни по улицам, не приседали и, главное, были все твердо уверены, что выбрать себе мужа есть их дело, а не родителей.
ЗАДАНИЕ 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Здесь богатырь народ! (Н.А.Некрасов) Б) …железом ноги кованы…(Н.А.Некрасов) В) …я, внученька, лютее зверя был…(Н.А.Некрасов) Г) Эй! малый! сладкой водочки! Наливки! чаю! полпива! Цимлянского – живей!..(Н.А.Некрасов) Д) Ой люди, люди русские!(Н.А.Некрасов) | 1) эпитет 2) метонимия 3) сравнение 4) синтаксический параллелизм 5) анафора 6) риторическое восклицание 7) парцелляция 8) градация 9) олицетворение
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. (2)Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле — продолжается. (3)И ныне нам более, чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.
(4)Эту творческую идею не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только национальной. (5)Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время — русское историческое призвание. (6)Эта русская, национальная идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божьим и самобытен среди всех других народов. (7)И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях, и довести до настоящей чистоты и полноты бытия, — во всем, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах.
(8)Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. (9)Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. (10)Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше…
(11)В чем же сущность этой идеи?
(12)Русская идея есть идея сердца. (13)Идея созерцающего сердца. (14)Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа.
(15)О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники, и византийские и арабские. (16)Русская народная сказка вся проникнута певучим доброчувства во всех его видоизменениях. (17)Русский танец есть импровизация, проистекшая из переполненного чувства. (18)Первые исторические русские князья суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). (19)Первый русский святой (Феодосий) — есть явление сущей доброты. (20)Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения. (21)Этот дух живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и в русской музыке. (22)История русского правосознания свидетельствует о постепенном проникновении его этим духом, духом братского сочувствия и индивидуализирующей справедливости. (23)А русская медицинская школа есть его прямое порождение (диагностические интуиции живой страдающей личности).
(24)Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. (25)Без любви русский человек есть неудавшееся существо. (26)Цивилизующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) — сами по себе ему мало свойственны. (27)Без любви — он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности. (28)Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. (29)Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою.
(по И.Ильину)
Иван Александрович Ильин (1882—1954) — известный русский философ, литературный критик, публицист.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Русская историческая идея должна выражать самобытность русского народа.
2) Русская идея утверждает, что на любви строится семья.
3) Византийские источники свидетельствуют о гостеприимстве славян, арабские – об их свободолюбии.
4) Русская культура проникнута духом совестного созерцания.
5) Русскому человеку мало свойственны такие качества, как дисциплина и чувство долга.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 указывает на условие того, о чём сказано в предложении 2.
2) В предложении 8 содержится описание.
3) В предложениях 12-14 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 11.
4) Предложения 26-27 раскрывают смысл предложения 25.
5) В предложениях 28-29 представлено рассуждение.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 3-7 выпишите синонимы (синонимическую пару).
будущихгрядущих/грядущихбудущих
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается «русская идея»?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается данная позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Поясните приведённый пример-аргумент.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
🚀 За подробными разборами заданий и примером сочинения заходите в 👉
Telegram-бот!
Для системной подготовки к экзамену рекомендуем обратить внимание на наши пособия:
👉🏻
Сборник тестов ЕГЭ (онлайн школа НОО × Рустьюторс) – 7 авторских вариантов, которые содержат множество «ловушек» и сложных случаев, встречающихся на реальном экзамене.
👉🏻
Варианты ЕГЭ по уровням сложности (Рустьюторс) – 12 вариантов, разбитых на три уровня сложности (базовый, средний и повышенный).
Эти материалы разработаны для тех, кто хочет:
→ отработать сложные форматы заданий
→ научиться распределять время на экзамене
→ избежать типичных ошибок