Задание 5 ЕГЭ по русскому языку 2020. Паронимы ЕГЭ. Теория и практика.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку 2020. Лексические нормы. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Чтобы решить 5 задание ЕГЭ необходимо знать
-знать, что такое паронимы
-выучить соответствия паронимов. В этом поможет словарь паронимов от ФИПИ.
-знать значения всех паронимов

Словарь паронимов ЕГЭ 2020 со значениями от РУСТЬЮТОРС по списку ФИПИ


Задание 5 ЕГЭ
проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.

Формулировка задания:


Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку: 
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово 

Алгоритм выполнения задания 5

1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов)
4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС
5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

Примеры:
Зачинатель драки был очень агрессивным. (правильно: зачинщик)
У Петрова был изобретательный талант. (правильно: изобретательский)
Местность называли лесной, так как она была богата лесом. (правильно: лесистой)



Теория задания 5 ЕГЭ по русскому:


Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.

Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.

Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на:

  • Полные

  • Неполные

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение

Поэтому делим паронимы на:

  1. Корневые

  2. Суффиксальные

  3. Приставочные

Приставочные и суффиксальные паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.


Суффиксальные паронимы


Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.
Прилагательные
ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН
АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ 
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ 
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ 
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ 
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ 
ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ 
ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ 
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ 
ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ 
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ 
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ 
РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ
СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ 
ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ 
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ  
ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ 
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН  - значение пригодности
КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ


Существительныс с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ
БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ 
БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, НН
ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ
ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ 
КОНСКИЙ – КОННЫЙ
ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ


ИСТ
БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ
ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ
 
Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН
ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ 
НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ
ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ 

ЧН – ОВ, Н,
ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ  
ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ  
ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ

ОСТ – Н
ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
ЦЕЛОСТНЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛЫЙ

Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н
ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

ЯН
КОСТЯНОЙ - КОСТНЫЙ
ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ

 
Отглагольные прилагательные и причастия
 
МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ 
КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ   
ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ

Л

БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительные

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. 
НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА

Суффикс АНТ
ДИКТАНТ - ДИКТАТ
ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ

Существительные на ОСТЬ
Суффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ
ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ


Значения суффиксов  ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ


Суффикс ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
 ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический 

Суффикс -ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий 
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Суффикс -СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:
 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо - объект действия (арестант);
лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант


Корневые паронимы


СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ
КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Приставочные паронимы


Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками)
Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.

ВДОХ – ВЗДОХ
ВЫБИРАЯ - ИЗБИРАЯ 
ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ
ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ;  
ЗАПОЛНЕН - НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ 
ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ 
ОКЛИК – ОТКЛИК
ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
 б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
 в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
 г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
 д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
 б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
 в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);
 г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
 д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
 е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
 ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).


Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) начало действия (заблестеть, заговорить);
 б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
 в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
 г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
 д) направленность внутрь (закатить);
 е) попутное действие (зайти, занести);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
 з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
 и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
 б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
 в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
 г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
 д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
 е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
 ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
 а) раздробление, разделение на части (разорвать); 
 б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
 в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
 г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
 б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
 в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
 г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
 д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
 е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
 а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
 б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
 а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
 б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
 в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
 г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).


Приставка НА- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
 б) направленность внутрь (налить); 
 в) действие в большом количестве (наварить);
 г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
 д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
 а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
 б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
 а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
 б) совершения недостающего действия (доплатить);
 в) совершения  действия дополнительно (догрузить)

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);
 б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
 в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
 г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
 а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
 б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
 в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
 г) доведение действия до излишнего предела (износить);
 д) доведение действия до естественного предела (измучить);
 е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:
 а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
 б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
 а) движение сверху вниз (сбросить);
 б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
 в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
 г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
 д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
 е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
 ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
 з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

ПРАКТИКА

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
?ндекс цитирования