Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов*.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
*Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
Примерное время выполнения задания – 90 минут.
Содержание:
↑ Содержание и способы сжатия текста (ИК1, ИК2)
Для того чтобы написать изложение и получить при этом максимальный балл, необходимо:
1) Правильно передать основное содержание прослушанного текста (ИК1), отразив все важные для его восприятия микротемы*.
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца. Как правило, в изложении 3 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной.
2) Применить 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
Существуют следующие способы (приёмы) сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. При исключении необходимо сначала выделить главное (существенное), с точки зрения основной мысли текста, и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Можно исключить: лексические повторы, синонимы, несущественную информацию, подробные описания, однородные члены предложения. При обобщении материала вычленяются единичные факты, затем подбираются языковые средства их обобщенной передачи и составляется новый текст. Так, можно заменить однородные члены обобщающим словом, части предложения – синонимичным, но более лаконичным выражением, предложение или его части – определительным или отрицательным местоимением. Для упрощения характерно соединение нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена прямой речи косвенной.
3) Не допускать логических ошибок.
↑ Логичность речи (ИК3)
По критерию ИК3 (Логичность речи) можно получить 2 балла при условии, что в тексте изложения отсутствуют логические ошибки.
Логичность речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь – мышление. Логичность речи
связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения логичности следует добиться
смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Соблюдение логичности речи на уровне высказывания:
- непротиворечивое сочетание одного слова с другим;
- правильный порядок слов;
- служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и словосочетания (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, главное, иначе говоря и др.).
↑ Логические ошибки в изложении ОГЭ
ОШИБКА | ПРИМЕР |
Противоречивое сочетание одного слова с другим | Он радостно сокрушался о былом |
Сопоставление логически несопоставимых понятий | Произношение в китайском языке сложнее, чем изучение английского языка |
Нарушение порядка слов/предложений | То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни — называли злом. Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. |
Нарушение причинно-следственных отношений | Интернет завладел нашим временем и вниманием, поэтому в современном мире невозможно найти настоящего друга |
Бессвязность | Доброта — одно из важных качеств человека. Именно такой главный герой. Добрый человек всегда держит слово, никогда не пройдёт мимо чужой беды. Его участие в жизни семьи только подтверждает это. |
Неоправданное соединение, расширение и(или) сужение понятий, возникающее в результате смешения видовых и родовых понятий | Он любил фрукты и бананы |
Обобщение несвязных понятий | Счастье, близкие люди, любимая работа, здоровье — всё это помогает человеку пережить трудные времена. Сохранить хорошее настроение и быть способным бороться за своё счастье бывает по-настоящему сложно. |
Пропуск «звена» в объяснении | Дима не придаёт значения опасностям, которые подстерегают его на каждом шагу. Поэтому мама Димы считает, что осторожность никогда не помешает. |
Обобщая сказанное, можно выявить следующие причины логических ошибок:
- Отсутствие чётко продуманного плана написания изложения, представления, о чём нужно писать;
- Непонимание значения слова, а также непонимание законов построения текста;
- Пропуск слов, неправильное построение предложения;
- Отсутствие продуманности общей логики построения абзаца (микротемы).
↑ Алгоритм написания сжатого изложения ОГЭ
Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст (3 - 4 минуты). Во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике. После первого прослушивания даётся время на осмысление текста (5 - 6 минут). Затем экзаменуемы прослушивают текст второй раз. После второго прослушивания текста экзаменуемые излагают его сжато в письменной форме. Согласно "Спецификации" ориентировочное время работы над изложением - 90 минут.Рекомендуем следующий алгоритм работы над сжатым изложением:
- Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.
- Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.
- Во время 1 прослушивания стоит записать: грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) предложения; начало предложения с заглавной буквы; другие важные для понимания смысла предложения слова. Не стоит записывать вводные слова, длинные причастные и деепричастные обороты, синонимы, повторы.
- Выделяйте границы предложений. Рекомендуем писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом.
- Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно. Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. (Пример: «целеустремленный » = «целеустр-ный») *** Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз. Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.
- После первого прослушивания у вас будет около 5 минут для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.
- Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и лексические повторы. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.
- Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете информацию, которую можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.
- Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.
Список литературы:
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980;
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года по русскому языку; Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году основного государственного экзамена
- по русскому языку;
- Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по русскому языку.