К5. Логичность речи | |
Логические ошибки отсутствуют | 2 балла |
Допущена одна логическая ошибка | 1 балл |
Допущено две логические ошибки и более | 0 баллов |
Содержание:
↑ Логичность речи
Логичность текста проявляется в правильном его построении с точки зрения организации движения мысли. Различают собственно логические ошибки (алогизмы) и логико-текстовые ошибки.↑ Логические ошибки
В основе собственно логических ошибок (алогизмов) лежит нарушение законов логики как науки о способах мышления.1. Закон тождества (однородности): предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным («Если А, то А»).
2. Закон непротиворечия: не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же («Неверно, что есть А и не-А»).
3. Закон исключения третьего: между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении («Или А, или не-А – другого не дано»).
4. Закон достаточного основания: всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна («Есть А, потому что есть В-истинное»).
Примеры нарушения законов логики | |
ОШИБКА | ПРИМЕР |
Нарушение закона тождества. Подмена тезиса, когда говорящий / пишущий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом. | В предложении 24 автор говорит, что если в книге писать всякую гадость, кидать её, то из такой книги получится «книга-калека». (???) Ведь её делает много людей. И это большой труд человечества. Если не заботиться о книге, то зачем её нужно было покупать?.. Очень сложно человеку сделать выбор. Выбор может быть разным. (???) При этом Желтков, на мой взгляд, поступает неправильно. Не всегда человек должен расставаться с жизнью из-за любимого человека. Можно пойти другим путём. |
Нарушение закона непротиворечия. Расположение в одном тексте / фрагменте текста предложений, в которых утверждается совершенно противоположное. | В последние годы очень много было сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Нарушение закона исключения третьего. Уточняющие высказывания, которые противоречат одному из высказываний или одно из которых является отрицанием другого. | У них совсем не было оружия. На пятерых только один пистолет и одна граната. |
Нарушение закона достаточного основания. Утверждение, которое ничем не доказано, не подтверждено. | В тексте автор пытаемся нас убедить в том, что сострадание к старому человеку – это важное и необходимое качество каждого человека. Если у человека нет сострадания, его нельзя назвать настоящим человеком. Только у настоящих людей есть сострадание, особенно к старым и пожилым людям. |
В основном в работах экзаменуемых встречаются следующие виды собственно логических ошибок (алогизмов):
- сближение относительно далёких мыслей в одном контексте,
- нагромождение лишних фактов (наличие избыточной информации, не имеющей отношения к делу, делающей текст запутанным и сумбурным;
- «перегруз» сочинения хаотичными и утомительными перечислениями, только отвлекающими внимание от главной мысли, ненужная «растянутость» работы;
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных понятий;
- логически противоречивые утверждения;
- нарушение причинно-следственных отношений и т.д.
↑ Логико-текстовые ошибки
Типичными логико-текстовыми ошибками в работах выпускников являются следующие.1. «Логический скачок» – пропуск звена в объяснении или пропуск формального средства связи. Часто такое бывает, когда два или несколько смежных фрагментов не связаны друг с другом, переход от одной микротемы к другой не подготовлен, не оправдан.
2. Наличие логического (смыслового) повтора – неоправданное дублирование высказанной ранее мысли, «топтание на месте».
↑
↑ Трудные случаи оценивания по критерию К5.
1. Если экзаменуемый неправильно сформулировал проблему в начале сочинения, но потом «переформулировал» (в другой части сочинения) правильно, то балл снимается не по критерию К1 (проблема), а по критерию К5.
2. По критерию К 5 снимается балл, если экзаменуемый в комментарии обращается к другой проблеме.
3. Логической ошибкой является восприятие экзаменуемым и соответственно комментирование только части проблемы, поставленной автором.
4. Если присутствует рассогласованность между формулировкой проблемы и авторской позицией, снижается балл по критерию К 5 (а не по критерию К3). Но только в том случае, если и проблема, и авторская позиция основаны на содержании исходного текста (соответствуют предъявленной эксперту информации о тексте).
"Что такое творчество?..
Автор считает, что любой человек может быть творческим, однако для этого нужно приложить усилия".
Комментарий эксперта: Наблюдается нестыковка формулировки проблемы и авторской позиции, однако при условии отражения авторской позиции по другой проблеме из «списка» снижение балла(-ов) происходит по критерию К5.
5. Если экзаменуемый дублирует в формулировке авторской позиции мысли, уже высказанные в ходе анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями, снижается балл по критерию К5 (логический повтор).