ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ Роль искусства в жизни человека. Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи.
Роль искусства в жизни человека.
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна "Свеча горела".
Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» - восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.
Как взаимодействуют поэт и читатели? М. Цветаева "Поэт о критике"
М. Цветаева в эссе «Поэт о критике» утверждает, что поэт не может написать одинаковых стихов в разные периоды жизни, ведь стихи, в первую очередь, зависят от читателей. Некультурные, невзыскательные читатели не могут по достоинству оценить стихи, они не позволяют поэту развиваться, оттачивать свое мастерство. Можно простить непонимание, но нельзя простить сопротивление пониманию, намеренную «слепость». Читатели, отказывающиеся понимать, могут только судить. Она уверена, что цель поэта не радовать читателя, а дать ему совершенную вещь. Цветаева сравнивает себя с полководцем: он идет в бой и думает о сражении, а не том, как получить лавры. Внимательный и любознательный читатель делает честь поэту. «Чтение - прежде всего – сотворчество».
Роль искусства в жизни человека. Аргумент ЕГЭ: Д. Гранин "Картина".
Литература и искусство играют ключевую роль в сохранении исторической памяти. Так, в книге Д.Гранина «Картина» главный герой, председатель горисполкома Лосев, приезжает в командировку в Москву. Там он посещает выставку и покупает картину «У реки», на которой изображена русская природа, так напоминающая ему его родные места. Герой привозит картину в Лыков и показывает местным жителям, каждый из которых вспоминает места своего детства. Дело в том, что раньше в Лыкове находилась заповедная заводь, но люди забросили ее, и сейчас власти хотят поставить на ее месте производственные помещения. Возможно, так бы и случилось, если бы не картина, напомнившая людям, как прекрасно было это место когда-то. Картина пробудила ностальгию по ушедшему прошлому, желание сохранить воспоминания и донести их до потомков. Местные жители во главе с Лосевым начинают бороться за это место и побеждают. Людям свойственно забывать не только плохое, но и то хорошее, что было когда-то в их жизни. Искусство же может напомнить нам, кто мы, какими мы были и что чувствовали когда-то, поэтому так важно собирать и сохранять свидетельства о прошлом.
Как отношение к искусству характеризует человека. Аргумент из рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья".
Примером, иллюстрирующим равнодушие к искусству, может служить доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья» А.П. Чехова. Его жена Ольга Ивановна вменяет ему один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Осип утверждает, что если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за произведения громадные деньги, то, значит, они нужны. Отчасти равнодушие к искусству связано с его деятельностью, отчасти с тем, что ему приходилось работать на нескольких работах, чтобы Ольга Ивановна могла себе позволить «жить в мире искусства» и вращаться в обществе «возвышенных» людей. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.
В чем разница между истинным и ложным искусством? Проблема выбора. К чему приводит честолюбие? Чем опасно нарушение нравственных законов?
Аргумент. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее, понимает, что природа творчества иная – пример тому Моцарт. Творчество, по Пушкину, это воплощение радости жизни, чувство полноты бытия. Сальери свою творческую деятельность подчинил совсем иному – для него главное не творчество, но то, что это творчество дает – успех, слава. Его творчество, основанное на соблазне, не является творчеством истинным, а по Пушкину, и не может являться таковым. Именно от того, что изначальные побудительные мотивы в творчестве Сальери не были нравственны, возникает порочный круг. Одни безнравственные поступки порождают другие. Жажда славы порождает в Сальери зависимость от мнения толпы, лишает его свободы, а без свободы никакое творчество невозможно. То, что Сальери начинает завидовать Моцарту, закономерно. Моцарт создаёт гениальные произведения, но именно потому, что не ставит своей целью славу и шумный успех. То, что для Сальери непостижимо (Моцарт останавливается слушать уличного музыканта), для Моцарта – способ чувствовать себя свободным, ощущать полноту и радость бытия. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери, и для Сальери (который уже преступил нравственный закон, взявшись за творчество с нечистой целью) само собой разумеющимся представляется выход – отравить Моцарта.
Злодейство – результат ложного пути, результат нарушения нравственного закона, к злодейству идут достаточно долго, постепенно и на первый взгляд незаметно. Последние раздумья Сальери именно об этом – был ли убийцей «создатель Ватикана». Для Пушкина ответ очевиден – нет.
Истинное искусство, назначение писателя, художника. Назначение искусства, его роль.
Аргумент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Свободу творчества в романе выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию романа о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «угадывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «руководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее сохранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Мастер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой – это не безделье и отсутствие всяких желаний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой является очищение души через творчество, музыку, любовь.
Отношение к искусству как характеристика человека и его характера. Роль искусства в жизни человека.
Аргумент из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров совершенно лишен интереса к искусству. Он его отрицает, признавая только «искусство наживать деньги». Порядочного химика считает важнее любого поэта, стихи называет «ерундой». Живописец Рафаэль, по его мнению, «не стоит и медного гроша». Даже музыку для Базарова – «несерьезное» занятие. Евгений гордится «отсутствием художественного смысла» в его натуре, хотя сам неплохо знаком с произведениями искусства. Отрицание общепринятых ценностей для него важнее всего. Для Базарова идея «нужности» должна превалировать во всем: если он не видит практической выгоды в чем-то, значит, это не очень важно. Следует принять во внимание его профессию. Он врач, и потому рьяный материалист. Все, что подвластно разуму, для Базарова представляет интерес, но то, что находится в сфере чувств и не имеет рационального обоснования, для него равносильно опасности. То, чего он не может понять, пугает его больше всего. А как мы знаем, искусство - это то, что нельзя объяснить терминами, это можно только почувствовать сердцем. Потому Базаров и проявляет нарочитое равнодушие к искусству, он просто не понимает его. Потому что если поймет, то придется отказаться от всего, во что он верит. Это значит признать свою неправоту, «изменить принципам», предстать перед всеми последователями человеком, который говорит одно, а делает другое. Да и как он мог отказаться от своих идей после того, как он отстаивал их, доведя градус кипения в споре до максимума.
Его профессия тоже сыграла немаловажную роль. Человеку, который хорошо знает анатомическое строение тело, сложно поверить в существование души. Врачу, который видит смерть, отрицает чудо и верит в силу медицины, сложно представить, что душе тоже необходимо лекарство – и это искусство.
Как отношение к искусству характеризует человека? Аргумент из рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья"
Главная героиня рассказа А.П. Чехова Ольга Ивановна позиционировала себя как человека высокоинтеллектуального, духовно развитого, окультуренного. Она принимала у себя дома людей искусства, которые тоже очень высоко ценили себя. Однако при ближайшем рассмотрении Ольги Ивановны замечаешь, что это всего лишь маска. Ее увлечение искусством было внешним,она кичилась своей принадлежностью к творческой элите, хотя сама не была поистине творческим человеком. То же самое можно сказать о ее товарище Рябовском. Он был неплохим художником, презирал обывателей, не замечая, что сам является обывателем, любит вкусно поесть в гостях, не ценит гостеприимства и не способен на глубокие душевные переживания. На примере этих героев мы видим, что не всегда то, как позиционируют себя люди, является истиной. Порой такие люди живут мелкими личными интересами, даже если они принадлежат к определенной социальной группе.
Что такое искусство? Какова роль искусства?
Аргумент. Ю.Бондарев "О формулах и красоте"
Искусство – это нечто, что нельзя определить одной фразой. Ю. Бондарев в книге «О формулах и красоте» сравнивает искусство с колдовством, «историей истории», а основной его задачей считает поиск и познание истины. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, существовавшими когда-то на земле и ушедшими безвозвратно в историю. Писатель убежден, что искусство не имеет ничего общего с развлечением, его функция гораздо больше и значительней, это могучая сила, способная не только остановить мгновение, но и запечатлеть и передать это мгновение потомкам.
Какое влияние музыка оказывает на людей? Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Саня Стеклов, один из главных героев романа Л. Улицкой «Зеленый шатер», с раннего детства жил в доме, где музыку любили и ценили. Бабушка Саши, Анна Александровна, всячески поддерживала увлечение внука музыкой. Однажды она отвела Саню и его друзей на фортепьянный концерт в зал Чайковского послушать Моцарта. Ребятам было немного скучно, но только не Сане. Музыка вызвала в нем такие сильные эмоции, что он почти плакал. Бабушка знала, что внук мечтает играть так же, как Моцарт. К сожалению, случилось непредвиденное: после школьной драки мальчик получил повреждение двух пальцев. Судьба его была решена: это событие лишило его мечты стать великим музыкантом. Однако он не мог просто отказаться от музыки, он продолжал посещать концерты, слушал любимых композиторов, со временем он научился читать музыку по нотам, он физически ощущал ее, даже когда не слышал. Погруженный в стихию музыки, он как будто жил немного отстраненно от всего мира, а самыми любимыми его собеседниками были Моцарт и Штокхаузен. Повзрослевший Саня поступает в консерваторию на теоретическое отделение. Даже эмиграция становится для него не побегом, а способом обрести свободу творчества.
Роль искусства в жизни человека, влияние искусства на душу человека, его поведение. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из повести Л.Н. Толстого «Альберт»
Музыка оказывает благотворное влияние на душу, поведение человека, его мироощущение. Пример такого воздействия можно увидеть на страницах повести Л.Н. Толстого «Альберт». Главный герой в начале произведения предстает перед читателем, как человек с узкой согнутой спиной, длинными всклокоченными волосами, в грязной рубахе. Его описали рассказчику как помешанного музыканта из театра. В его движениях было много неловкости, он то и дело спотыкался под звонкий хохот аудитории. Однако все меняется когда этот жалкий с виду человек берет в руки скрипку. Окружающие замечают, что его лицо преображается, становится прекрасным. Он уже не был уродлив или странен, лицо его сияло, глаза горели, губы раскрывались от наслаждения, он выпрямился во весь рост. Но изменения произошли не только во внешнем виде музыканта, все присутствующие почувствовали невероятную радость, Из состояния скуки и душевного сна он перенеслись в мир счастья и наслаждения, где каждый из присутствующих вспомнил самые прекрасные моменты своей жизни, минувшее счастье. Все присутствующие хранили молчание, а все неоцененные моменты жизни возвращались. Как только Альберт перестал играть, волшебство закончилось и все вернулось на круги своя. Таким образом, можно увидеть, что музыка способна невероятным образом воздействовать на человека.
Роль музыки в жизни человека, влияние музыки на жизнь человека.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант".
Музыка – важнейший дар, который принадлежит человеку. Так, в повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко мы можем наблюдать, как музыка повлияла на жизнь главного героя. Петрусь родился слепым и, казалось, в его жизни никогда не будет смысла. Так было до тех пор, пока его дядя Максим не привил мальчику любовь к музыке. Так в жизни мальчика появился смысл. Совершенствование своего таланта стало его жизненной целью. Но музыка не только открыла ему новые горизонты, но и сделала сердце мягче, научила его любить. Антиподом главного героя является слепой звонарь Егорий, который стал озлобленным и завистливым, так как в его жизни не было места искусству. Да и сам Петрусь был близок к тому, чтобы возненавидеть весь мир, однако вовремя остановился и осознал: теряя что-то одно, обязательно найдешь другое. Его судьба сложилась благополучно, он стал известным музыкантом, женился на любимой женщине и стал отцом. Ведь именно музыка научила героя любить жизнь, и жизнь ответила ему тем же.
Отношение к своему таланту, реализация.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из повести Н.В. Гоголя "Портрет" Гоголь в повести «Портрет» показывает страшную силу зависти, которая губит человека. Молодой художник, сделавшись богачом, вдруг с ужасом осознает, что растратил свой талант, потакая вкусам нетребовательной публики. Гениальные произведения творцов, сохранивших верность своему призванию, у него вызывают приступы бешенства. И вот художник, прежде благоговевших перед красотой, начинает скупать по миру шедевры живописи и , словно безжалостный варвар, уничтожает прекрасные творения.
Реализация таланта. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа А.П. Чехова "Ионыч"
В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов показывает нравственную деградацию человека, который не выполнил своего высокого человеческого предназначения. Автор неслучайно дал своему герою такое отчество. Иона – это древний пророк, который, испугавшись трудностей, ослушался божьего повеления. Врач Дмитрий Старцев – представитель «рода Ионычей»: он не нашел в себе нравственных сил, чтобы выполнить свою человеческую миссию – лечить правдой души людей, угасающих в пошлости и праздности.
Восприятие искусства (литературы), любовь к искусству. Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер".
Научиться воспринимать красоту художественного слова можно только через чувственное и глубокое прочтение литературных произведений, в том числе поэтических. Так, один из героев романа Л. Улицкой учитель литературы Виктор Юльевич Шенгели, чтобы заинтересовать школьников литературой, каждое свое занятие начинал с чтения наизусть любимых стихов. Он никогда не указывал автора стихотворения, и многие школьники эту особенность воспринимали снисходительно. «Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика». Однако учитель не переставал повторять, что литература – лучшее, что есть у человечества, а поэзия – это «сердце литературы». Виктор Юльевич не ограничивался школьной программой, читал он и Пастернака, и Сапфо, и Анненского. Постепенно в классе появлялось все больше заинтересованных в литературе школьников, они вместе с учителем посещали исторические места, узнавали биографии русских поэтов и писателей. Виктор Юльевич помог ребятам проникнуться чтением, они даже образовали литературный кружок любителей русской словесности и стали называть себя «люрсы». Любовь к литературе определила дальнейшую жизнь главных героев романа. Ребята читали книги ночами, передавали редкие экземпляры из рук в руки, фотографировали особо ценные книги. Миха, уже с первых уроков ловивший каждое слово любимого преподавателя, поступил на филологический факультет и стал преподавателем, а Илья много лет занимался изданием и распространением запрещенной литературы. Таким образом, жажда книг и способность воспринимать красоту художественного слова определила не только круг их чтения, но и жизненный путь.
Как искусство влияет на жизнь человека, его развитие и судьбу?
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Д. Рубиной "Концерт по путевке общества книголюбов".
Искусство не способно в одно мгновение изменить всю жизнь человека, оно постепенно, «каплей точит многовековой камень зла, который тащит на своем горбу человечество». К этой мысли приходит героиня рассказа Д. Рубиной «Концерт по путевке общества книголюбов». Однажды ее пригласили выступить на концерте в воспитательно-трудовой колонии. Героиня была ошеломлена увиденным, перед ее взором возникли «бритоголовые рожи», которые озверело топали, свистели и нецензурно-восхищенно орали. Она начала читать прозу, но это никак не изменило атмосферу, тогда она стала играть на фортепиано и на пятой песне, один из «ватников» принес ей стакан воды. Воцарилась тишина, и героиня обнаружила, что в зале больше нет угрюмых «рож», а только лица и глаза, страдающие и страстные. Когда же она исполнила песни Высоцкого, грубая прежде публика разразилась аплодисментами. На примере этой ситуации мы видим, как искусство может преобразить человека, даже несколько минут могут сделать человека более открытыми, дружелюбным, воспитанным. Возможно, одним выступлением не исправить все зло, совершаемое в мире, но если хотя бы один человек благодаря этим нескольким минутам сможет побороть судьбу и изменить свою жизнь, то все не напрасно.