Проблемы милосердия, доброты и отзывчивости занимают центральное место в русской литературе, являясь, по сути, основой нравственного закона и христианского миропонимания. Писатели-классики исследовали, как эти качества проявляются в повседневной жизни, как они противостоят эгоизму, черствости и жестокости, и как они ведут к духовному возрождению личности.
В широком смысле, милосердие (или «милость к падшим») — это способность к состраданию и деятельной помощи, направленной на облегчение страданий ближнего, независимо от его заслуг.
Содержание:
↑ Подлинное милосердие как путь к духовному воскресению
Ф.М. Достоевский в своих произведениях подчеркивает, что истинная доброта и отзывчивость — это самоотверженное служение ближнему, которое в итоге становится силой, способной противостоять злу и преобразить мир.
↑ Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Материалы для аргументации:
Соня Мармеладова: Соня является воплощением христианского идеала смирения и самопожертвования. Она «преступила» нравственную норму (проституция), но сделала это «во имя любви и добра, во имя спасения близких от голода и холода». Ее духовная сила основана на глубокой вере в Бога, которая позволяет ей «пребывать в добре». Соня проявляет неумолимое сострадание к ближнему, она готова отдать последнее платье. Когда Раскольников признается в убийстве, Соня не испытывает к нему «ни малейшего отвращения», видя в нем лишь «бесконечно несчастного» человека. Она принимает его страдания на себя и предлагает ему путь искупления: «страдание принять и искупить себя им».
Раскольников: Хотя Раскольников создал свою бесчеловечную теорию, его сострадательная душа постоянно прорывается через гордость. Он «вытащил из одной квартиры... двух маленьких детей» во время пожара, помогал «бедным и больным». Раскольников самоотверженно отдает Катерине Ивановне свои последние деньги и «пытается заступиться за девочку на бульваре». Его поклонение Соне – это поклонение «всему человеческому страданию».
Светлые «двойники»: Разумихин — «добрый, сильный и благородный» человек, который проявляет свою доброту в действенной помощи Раскольникову, его матери и сестре. Дуня, сестра Раскольникова, также великодушна, а ее жертвенная любовь к ближнему оттеняет светлые стороны души Родиона.
Как использовать материал в итоговом сочинении: Образ Сони Мармеладовой является универсальным аргументом для тем, связанных с силой доброты и самоотверженной любовью. Используйте ее пример, чтобы доказать, что милосердие — это не просто жалость, а деятельная любовь, ведущая к духовному воскресению. Раскольников доказывает, что доброта — врожденное качество, которое может быть подавлено, но не уничтожено.
↑ Доброта и милосердие как основа нравственного закона в обществе
Русская литература показывает, что милосердие является необходимым принципом не только в личных отношениях, но и в государственной жизни, где оно противостоит жестокости и формальной законности.
Материалы для аргументации:
↑ «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: «Милость к падшим»
Екатерина II изображена «величественной, властной, но одновременно простой, милостивой и сердечной». Ее прощение Гринева — это акт милосердия, а не правосудия, поскольку, с точки зрения формальной законности, Гринев был виновен. Пушкин подчеркивает, что тема милости (милосердия) становится одной из основных для его позднего творчества, утверждая человечность в качестве государственного принципа.
Пугачев — «жестокий разбойник», сеющий смерть и разрушения, но одновременно способный к милосердию и благодарности. Его решение отпустить Гринева было вызвано добрым делом Гринева (подарок заячьего тулупчика) и широтой души Пугачева. Пословица «Казнить так казнить, миловать так миловать» подчеркивает полярность его характера, где жестокость сосуществует с милосердием.
Маша Миронова спасает Гринева так же самоотверженно, как он спас ее. Ее образ соотнесен с «идеалом самоотверженной любви и служения ближнему».
↑ «Война и мир» Л.Н. Толстого: Гуманность на войне
Толстой противопоставляет жестокости войны «мысль народную», которая воплощает добро. Даже во время войны русские солдаты проявляют гуманность. Эпизод с плененными французами Рамбалем и Морелем показывает, что русские готовы поделиться с недавними врагами пищей и теплом, не испытывая к ним ненависти. Это подчеркивает милосердие и доброту народа.
Пьер Безухов постигает, что «наслаждение делать добро есть единственное верное счастье жизни».
Как использовать материал в итоговом сочинении: Используйте «Капитанскую дочку» для раскрытия темы чести и бесчестия (Швабрин — Гринев) и темы великодушия. Пример Екатерины II и Пугачева доказывает, что милосердие необходимо даже для тех, кто обладает властью. Эпизод с Рамбалем у Толстого — аргумент для тем о жестокости войны и истинном патриотизме.
↑ Неизвестные праведники и ценность деятельной доброты
Русская литература ценит бескорыстную и самоотверженную доброту, воплощенную в образах «праведников», чья жизнь, посвященная помощи другим, становится нравственным ориентиром.
Материалы для аргументации:
↑ «Матренин двор» А.И. Солженицына: Праведница
Матрена — это «праведник», без которого, по мнению автора, «не может стоять село, а в целом и весь мир». Она жила «не для себя, а для других», будучи «безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой».
Ее доброта была непрактична: она постоянно «помогала чужим людям бесплатно», не гонялась «за обзаводом». Люди «с откровенной наглостью пользуются ее добротой».
Матрена, сама того не понимая, живет «в полном соответствии с канонами христианской морали». Ее «духовная чистота» является «столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения».
↑ «Очарованный странник» Н.С. Лескова: Деятельное добро
Н.С. Лесков ввел в литературу цикл произведений о «праведниках», которые совершают «подвиг человеколюбия». Эти герои стремятся «через свое творчество обращать людей к добру и духовности».
В рассказе о генерале, который «всю свою жизнь забрасывал „семена добра“ в ожесточившиеся души преступников», подчеркивается непреходящее значение «единичного добра», которое «воплотится и вырастет» в будущем.
↑ Ипполит (Ф.М. Достоевский, «Идиот»)
Даже на пороге смерти Ипполит размышляет о значении «единичного добра» и о том, что «забытые» добрые дела будут иметь участие «в будущем значении судеб человечества». Он сам помог бедному доктору устроиться и возвратил ему потерянный бумажник.
Как использовать материал в итоговом сочинении: Образы Матрены (Солженицын) и Платона Каратаева (Толстой, который «любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера») идеально подходят для доказательства того, что истинная доброта бескорыстна и не ищет заслуг. Матрена — аргумент для тем о «праведниках» и необходимости творить добро, не видя в том заслуги.
↑ Трагедия равнодушия и необходимость откликаться на чужую боль
Писатели осуждают равнодушие и черствость, которые приводят к нравственному распаду личности и общества, и призывают к сочувствию.
Материалы для аргументации:
Трагедия «маленького человека»: В произведениях, посвященных «маленькому человеку», писатели выражают «пафос сострадания и сочувствия» и «протест против подавления и искажения человеческой личности». Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.В. Гоголь, «Шинель») заболел и умер, потому что «не нашел поддержки и сочувствия у людей». Гоголь обращается «ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на „маленьких людей“».
Осуждение равнодушия (Чехов): Чехов выступает против «равнодушия и безразличия к судьбе бедных людей». Он подчеркивает, что человек, погруженный в «скуку, скуку, скуку», становится «рабом материального благополучия» и теряет свою доброту.
Тема одиночества и неверия: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» поднимает тему «неверия в возможность взаимопонимания между людьми». В нем «черствость, бездушие и безразличие людей» выразительно показаны в строках о камне, который нищий получил вместо хлеба. Это отсутствие отзывчивости и сострадания ведет к одиночеству.
Как использовать материал в итоговом сочинении: Примеры из Гоголя и Лермонтова можно использовать для доказательства того, что равнодушие смертоносно для души человека и может стать причиной гибели другого человека. Аргумент про Акакия Акакиевича доказывает, что доброта — это не только активный поступок, но и готовность к сочувствию.
↑ Таблица: Милосердие, доброта, отзывчивость в литературе
| Тема | Ключевой аргумент/Тезис | Произведение и герои |
| В чем заключается сила доброты? | Сила доброты в ее способности к духовному воскресению, спасению души и преодолению зла. | Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Соня Мармеладова (самоотверженная любовь) и духовное возрождение Раскольникова. |
| Истинная доброта всегда бескорыстна? | Подлинная доброта бескорыстна и является сутью праведной жизни, не ищущей признания. | А.И. Солженицын, «Матренин двор». Матрена, «безмерно добрая, щедрая и бескорыстная душа», которая живет «не для себя, а для других». |
| Как связаны великодушие и сострадание? | Сострадание проявляется в деятельной помощи и великодушии, даже со стороны власти и врагов. | .С. Пушкин, «Капитанская дочка». Милосердие Екатерины II и великодушие Пугачева. |
| Почему люди высоко ценят отзывчивость? | Отзывчивость – это способность откликаться на чужую беду, которая является врожденной, но угасает без нравственного усилия. | Н.В. Гоголь, «Шинель». Гибель Башмачкина из-за отсутствия поддержки и сочувствия. |
| Что значит быть благодарным? | Благодарность — это ответ на милосердие, который может изменить судьбу человека. | А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев помнит добро Гринева («заячий тулупчик») и отвечает милостью: «Долг платежом красен». |
| Почему, делая добро другим, человек помогает самому себе? | Добрые дела способствуют нравственному просветлению и возвращают человека к «живой жизни». | Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Помощь Раскольникова семье Мармеладовых отсрочила его самоубийство и пробудила в нем «новое, необъятное чувство». |
| Является ли равнодушие проявлением жестокости? | Равнодушие – это постыдное состояние, которое может быть смертоносным для души. | М.Ю. Лермонтов, «Дума». Поколение, «к добру и злу постыдно равнодушное», обречено на бездействие и гибель. |
«Итоговое на ЗАЧЁТ» — ключевые фрагменты произведений
«300+ аргументов» — развернутые литературоведческие анализы
Использование этих материалов поможет создать глубокое и аргументированное сочинение, раскрывающее тему милосердия с разных сторон.
