Тема любви — это одна из самых многогранных тем в русской литературе. Она рассматривается писателями как величайший дар, источник счастья и вдохновения, и одновременно как роковое испытание, приносящее страдание и трагедию. Любовь раскрывает в человеке его истинную сущность: способность к самопожертвованию, духовной чистоте или, напротив, к эгоизму и саморазрушению.
Любовь как духовное воскресение и высшее самопожертвование
Классики русской литературы часто изображают любовь как силу, которая преображает человека, выводя его за пределы собственного эгоизма, и как способность к абсолютному, бескорыстному самопожертвованию.
Материалы для аргументации:
Самоотверженная любовь (А.С. Пушкин, лирика)
В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) поэт демонстрирует высшее проявление жертвенности и благородства. Поэт желает счастья возлюбленной, не претендуя на взаимность.
- В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829) любовь изображена как «неизменное» и «вечное» чувство, которое побеждает грусть и наполняет жизнь светом. Сердце героя «горит и любит – оттого, / Что не любить оно не может».
Любовь как спасение (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
- Соня Мармеладова является воплощением христианской любви к ближнему. Ее любовь — это «бесконечный источник жизни» для Раскольникова. Она не осуждает убийцу, а видит в нем «бесконечно несчастного» человека, проявляя сострадание.
- Любовь Сони становится той силой, которая «воскрешает» Раскольникова. В эпилоге, когда он наконец обретает истинное раскаяние, он чувствует, что «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Любовь как единственное счастье (А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»)
Любовь Желткова к княгине Вере Николаевне — это «громадное счастье», ниспосланное ему Богом. Его чувство абсолютно, самоотверженно и бескорыстно.
Генерал Аносов говорит о такой любви как о «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Он утверждает, что «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире», которую не должны касаться никакие расчеты.
Князь Шеин признает искренность Желткова и говорит жене: «он любил тебя».
Как использовать материал в итоговом сочинении: Для тем о «Какие чувства добрые пробуждает в человеке любовь?» или «Какую любовь можно назвать настоящей?» используйте примеры из лирики Пушкина (благородство и жертвенность) и романа Куприна (абсолютная, неземная любовь Желткова). Соня Мармеладова — ключевой аргумент для темы «Способна ли любовь изменить человека?» и «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь», поскольку ее любовь буквально «воскресила» Раскольникова.
Любовь как роковая стихия и трагическое испытание
Многие русские писатели видят в любви не идиллию, а стихийное, разрушительное чувство, которое может привести к гибели, если оно не соответствует социальным нормам или не выдерживает проверку жизнью.
Материалы для аргументации:
Любовь как «поединок роковой» (Ф.И. Тютчев, лирика)
Тютчевская лирика рассматривает любовь как «поединок роковой». Это «роковое слиянье» двух душ.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» (1851) любовь названа «судьбы ужасным приговором». Герой (сильный) в «буйной слепоте страстей» губит то, что ему милее, разрушая радость и очарование любви. Трагизм усиливается, поскольку женщина (жертва) гибнет от «этического беззакония» своей любви в глазах света: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело». Сердце женщины «изноет наконец» в этой борьбе.
Разрушительная страсть (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» и лирика)
Для Лермонтова любовь часто является «чувством безответным, мучительным». В стихотворении «Нищий» (1830) он уподобляет влюбленного, обманутого в лучших чувствах, нищему, которому вместо хлеба подали «камень».
Печорин, обладая «мощным, всепоглощающим чувством», неспособен к истинной любви, потому что его чувства остаются «неразделенными, мучительными, отчаянными». Он использует женщин (Бэла, княжна Мери) для «психологических и нравственно-философских экспериментов», что приводит к разрушению их судеб. Он сам признается, что «не создан для блаженства».
Любовь, ведущая к краху (А.П. Чехов, «Вишневый сад»)
Любовь Андреевна Раневская одержима фатальной любовью к своему парижскому любовнику. Ее чувство — это «камень на шее», с которым она идёт «на дно», но без которого не может жить.
Ее любовь противопоставляется здравому смыслу и долгу: во имя этой страсти она оставляет дочь, вишневый сад и родину. Чехов показывает, что «любовь в пьесе не показана как глубокое чувство, олицетворяющее прочные духовные связи между людьми».
Как использовать материал в итоговом сочинении: Эти аргументы незаменимы для тем «Почему любовь не всегда приносит счастье?» и «Любовь – это счастье или страдание?». Используйте примеры из лирики Тютчева для демонстрации рокового, стихийного характера любви. Раневская — яркий пример того, как пагубная страсть и эмоциональная зависимость разрушают не только личность, но и ее окружение.
Любовь и долг: верность нравственному закону
Один из важнейших конфликтов, связанных с любовью, — это конфликт между страстью/личным чувством и нравственным долгом, честью, или верностью.
Материалы для аргументации:
Верность брачному долгу (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
В финале романа Татьяна Ларина отвергает пылкое признание Онегина. Ее знаменитый ответ: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».
Этот выбор основывается на ее нравственной чистоте, целомудрии и верности супружескому долгу, который для нее «превыше всего». В отличие от Онегина, который руководствовался «ложным стыдом» и страхом общественного мнения, Татьяна руководствуется «прямой честью».
Любовь в испытании трудом и реальностью (И.А. Гончаров, «Обломов»)
Ольга Ильинская стремится «пробудить жизнь, вызвать деятельность» в Обломове, видя в этом свое «предназначение». Любовь для них — «претрудная школа жизни».
Обломов не выдерживает испытания любовью, поскольку его лень и праздность (обломовщина) сильнее. Он не способен к «самопожертвованию» и «деятельной, активной, преображающей» любви.
Ольга, разочаровавшись, выходит замуж за деятельного Штольца, который смотрит на любовь и женитьбу «нетрадиционно», видя в Ольге «силу, готовую на жизнь и жаждущую разумения и борьбы с жизнью». Их семья построена на гармонии и тишине, но «без скуки и без апатии».
Сохранение достоинства и чести (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)
Софья Фамусова демонстрирует «способность бороться за любимого человека» и совершает смелый и независимый выбор, презирая чужое мнение. Однако ее выбор падает на Молчалина — человека низкопоклонного, который видит в Софье лишь средство для достижения «степеней известных». Гончаров отмечал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным».
Как использовать материал в итоговом сочинении: Эти примеры актуальны для тем: «Как связаны понятия "любовь" и "ответственность"?», «Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести?». История Татьяны — это аргумент о нравственном выборе и долге. Контраст Обломова и Штольца помогает раскрыть идею «Требует ли любовь от человека работы над собой?» (435).
Таблица: Любовь и ее проявления в литературе
| Тема | Тезис | Примеры из литературы |
| Что важнее: любить или быть любимым? | Высшее проявление любви — готовность пожертвовать собственным счастьем ради счастья возлюбленной. | А.С. Пушкин, «Я вас любил…». Лирический герой желает любимой счастья с другим. |
| Может ли любовь нести человеку несчастье? | Любовь, как роковая стихия и «поединок», неизбежно приносит страдание. | Ф.И. Тютчев, «О, как убийственно мы любим…». Любовь — «судьбы ужасный приговор». |
| Какую любовь можно назвать настоящей? | Настоящая любовь — это бескорыстное, самоотверженное служение, которое спасает и воскрешает душу. | А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Любовь Желткова — «единая, всепрощающая, на все готовая». |
| Любовь и долг. | Нравственный долг и верность принципам превыше личной страсти и сиюминутного счастья. | А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна: «Я другому отдана; / Я буду век ему верна». |
| Что мешает счастливой любви? | Пассивность, неспособность к труду и самопожертвованию, а также эгоизм. | И.А. Гончаров, «Обломов». Обломов не выдерживает «испытания любовью» из-за своей лени. |
| Как связаны любовь и доброта? | Истинная любовь к ближнему основана на сострадании и ведет к духовному очищению. | Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Соня Мармеладова, чья любовь спасает и возрождает Раскольникова. |
