Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Отцы и дети". Темы: дети, детство, детская жестокость, роль семьи, роль воспитания, отношение к родителям и др. в творчестве В.П. Астафьева. Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область. В 1945 году Астафьев женился. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997). Виктор Петрович Астафьев много писал для детей и про детей. В своих «Беседах о жизни» он признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью». В.П. Астафьев всегда радовался, что у ребенка есть родители, семья. Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, имея многочисленную родню, тем не менее, был лишен и материнской, и отцовской ласки, а «правильное» отношение к жизни он воспринял от бабушки, заменившей ему погибшую мать, и от дедушки, приучившего мальчика к труду. Виктор Петрович был твердо убежден в том, что дети должны трудиться. В «Книге юных северян» («Мы из Игарки») он вспоминал: «В этом городе труд воистину был всему голова. Рабочих рук не хватало, и многие подростки к 16-ти годам уже имели специальность. Много работало кружков, ребята что-то пилили, строили, клеили, вырезали, сооружали во дворцах пионеров, в школах и дома, по избам и баракам». Ребенок, не знакомый с детства с каким-либо трудом, ― считал писатель, ― никогда не вырастет настоящим человеком.
Виктор Петрович всегда очень огорчался, когда видел детей, предоставленных самим себе, не интересных и не нужных никому, живущих по законам стада. «Это стадо,- писал он,- собирается в тесные залы, где плотно, горячо, где тело к телу липнет, где действуют ноги и то, что повыше их, а голова прилажена для того, чтобы на ней болталась прическа или чаще нечесаные волосы».Однажды писатель с большой горечью (очерк «Постойте, поплачем!») рассказал о девочках, которые на дискотеке избили сверстницу только за то, что она им сказала что-то не так: «Наши внучатки устремлены в туалет концертного зала, бить морды друг другу, выдирать волосья, пинать женщина женщину каблучком модной туфельки. Перед этим фактом меркнут все наши устремления и достижения. Растлеваются на виду у всех, съедаются юные души, развращается тело и вянет ум».
Виктора Петровича вообще тревожила детская жестокость, особенно по отношению к родителям. «Мучительно долго умирала достойная женщина, и возле нее никого не было,- писал он в очерке «Пакость»,- смерть уже стояла у изголовья больной, но она держалась, не позволяла себе умереть раньше 5-го или 7-го числа. Хотела получить пенсию и отправить сыну, у которого трое детей, а она не сумела его обеспечить. Она умерла 8-го и просила не судить строго мальчика, если он не прилетит на похороны,- очень далеко, а у него семья, важная работа. Последнюю пенсию она смогла послать целиком - деньги ей сделались более не нужны. Сын на похороны матери не прилетел… Самой светлой мечтой В. П. Астафьева была активная жизненная позиция детей, которые карабкались бы «вверх по отвесной стене мироздания». Он всегда хотел, чтобы взрослые учили детей творить Добро, а на земле оставалось как можно меньше места для Зла. Великий писатель сам учит нас этому своими произведениями.