Содержание:
↑ Проблема соотношения внутренней и внешней красоты.
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Соотношение внешней и внутренней красоты рассматривается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Описывая своего товарища Вернера, Печорин делает акцент на том, что тот не очень красив: мал ростом, слаб, одна нога короче другой, у него огромная голова, неровный череп, маленькие черные глаза. Печорин указывает на то, что с первого взгляда Вернер «поражал неприятно», но мнение о нем менялось кардинально, когда «глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой». Печорин не считает это помехой, ведь как он сам замечает, женщины имеют способность видеть внутреннюю красоту, поэтому очень часто «влюбляются в таких людей безумно». Несмотря на неприятную наружность, Вернер был чувствительным человеком, обладал сильным характером и был интеллектуалом, поэтому он привлекал людей не внешностью, а своим богатым внутренним миром. Пример доктора Вернера доказывает, что внешняя красота не важна, когда у человека богатый внутренний мир и доброе сердце.
↑ Соотношение внешнего и внутреннего содержания
О. Генри "Мишурный блеск"
Самое важное не внешний блеск, а внутреннее содержание. Человека создает на количество наличных средств, а его душа. К таком вывод можно прийти, прочитав рассказ О. Генри «Мишурный блеск». Главный герой рассказа - молодой человек по имени Тауэрс Чендлер, который раз в 70 дней выдавал себя за богача. Ему казалось, что так он возвышает себя в глазах людей, но он ошибался. Однажды он повстречал прекрасную девушку, которой весь вечер «пускал пыль в глаза», рассказывая о своих богатствах. Он думал, что завоевал ее внимание, но не учел тот факт, что люди не всегда оценивают друг друга «по одежке». Для обеспеченной Мэриан деньги не были важны, ее интересовал внутренний мир человека. Позже, рассказывая сестре, кого она могла полюбить, Мэриан описывала Чендлера, но не того, каким он ей представился на улицах Манхэттена, а того, кем он являлся на самом деле. Спрятавшись за «мишурным блеском», Чендлер не смог показать свою натуру. Как объяснил он сам себе «костюм не позволял».
↑ Соотношение внешней и внутренней красоты.
Л.Н. Толстой "Война и мир"Элен – единственная «вполне красивая» женщина, описанная Толстым, однако это едва ли не самый непривлекательный образ в романе. В ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство». Элен исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. В своей беспринципности она не останавливается ни перед чем (история с вельможей и принцем). Элен противопоставляется Толстым княжне Марье – Марья, несмотря на свою некрасивость, богата внутренне, Элен – блестяща внешне, но духовно уродлива (форма без содержания). Элен неразвита и вульгарна, ее суждения примитивны, однако она принимает законы, по которым живет светское общество, и оборачивает их в свою пользу. Элен «проверяется» войной 12-го года, обнаруживая при этом собственное ничтожество, – все ее мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменами православия. Смерть Элен закономерна. Толстой даже не приводит истинной причины ее смерти, ограничиваясь скандальными слухами об этом, так как это для него не важно – Элен уже давно мертва духовно.
↑ Почему важна внутренняя красота человека? Соотношение внутренней и внешней красоты.
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Внутренняя красота важнее внешней, она определяет человека, его поступки.
В подтверждение моих слов приведу пример из аллегорической сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц, оказавшись на Земле, замечает, что на ней существует бесчисленное множество роз, которые внешне ничем не отличаются от его любимой, покинутой розы. Однако он осознает, что они тем не менее ничуть не похожи на его розу. Они красивые, яркие, но «пустые». Маленький принц понимает, что самое главное «глазами не увидеть», а внешняя красота – это просто оболочка, важнее - душевные качества.
↑ Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?
Аргумент из книги Д. Гранина "Листопад"
В книге "Листопад" Даниил Гранин вспоминает свою встречу с этим гениальным человеком. Полностью парализованный, прикованный к коляске, не имеющий возможности даже говорить, он кажется очень беспомощным ровно до тех пор, пока не понимаешь, что перед тобой один из выдающихся специалистов по астрофизике. Стивен Хокинг, несмотря на физические ограничения, ведет диалоги, читает лекции с помощью синтезатора речи. Он окончил Оксфорд и большую часть своих «подвигов» совершил уже после того, как его разбил паралич. «Все же безграничны возможности человека. Мы понятия не имеем, на что способен наш организм, наш ум, наша воля.» - пишет о нем Д.Гранин. Писатель с волнение вспоминает свою недолгую прогулку с выдающимся ученым, внутренняя сила и интеллект которого способны поразить любого.
↑ Как научиться замечать красоту в жизни?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Жизнь – это прежде всего дыхание. А «умер» - значит «перестал дышать». «Душно» бывает в доме, «душно» бывает в нравственной жизни. Нужно хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, суету, избавиться от всего, что стесняет движение, давит душу, не позволяет принимать ценности и красоту жизни. Заметить красоту в природе, городе или человеке значит расширить сферу жизни. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры. Жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с кем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
↑ Как связаны внешность человека и его характер?
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Внешность порой способна отражать духовный мир человека. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова главный герой Печорин размышляет о связи внешнего облика и характера человека. Описывая окружающих, особое внимание он уделяет их глазам. По мнению Печорина, глаза действительно являются зеркалом души. Например, глаза Бэлы «черные, как у горной серны, так и заглядывают в душу», глаза Казбича «огненные», что является отражением его дикого нрава. Такие же глаза и у брата Бэлы, когда он говорил о лошади, они сверкают, как два угля. Глаза Мери были «бархатными, обволакивающими», как и она сама. А в главе «Тамань» офицер встречает слепого мальчика, по лицу которого он не может понять, что последний из себя представляет: «Что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз». Вообще Печорин отмечает странную связь между наружностью человека и его душой, поэтому с предубеждением относится к людям, имеющим изъяны. Как будто внешний дефект связан с утратой части души человека.