С Кинг 11.22.63
Учитель – это не профессия, это призвание. Справедливость этого знаменитого выражения доказывает герой романа Стивен Кинга «11/22/63» Джек Эпинг, для которого работа не является только лишь источником получения денег. Попав в прошлое, Джек устроился в школу, где очень быстро стал «своим». Все окружающие удивляются его умению находить контакт с ребятами, еще больше поражает его способность находить талант в каждом ребенке. Он не просто преподает литературу и язык, но и помогает ребятам полюбить себя, найти свое дело и раскрыть потенциал. Однако и на этом не останавливается Джек Эпинг. Он чувствует себя в ответе за каждого своего подопечного. Когда Бобби Джил, одна из его учениц, попадает в автокатастрофу, обезобразившую ее лицо, Джек вместе с остальными классом делает представление, чтобы собрать средства а операцию. На примере этого героя можно увидеть, что учитель не только дает знания, он способен повлиять на жизнь ученика,помочь ему определить жизненный путь, а хороший учитель еще и чувствует ответственность за своих детей не только тогда, когда они находятся в стенах школы.
Ч. Айтматов "Первый учитель"
Учитель может оказать влияние на будущую жизнь человека. Примером такого человека может служить герой повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Дюйшен, малограмотный молодой парень, появляется в аиле и прикладывает все усилия, чтобы превратить сарай в школу. Он не имел ни малейшего представления ни о методике преподавания, ни о программе, читал по слогам, но сам того не ведая совершил подвиг. Он открыл целый мир киргизским детям, не знавшим ничего за пределами аила. В холода Дюйшен на руках переносил детей через ледяную речку, самоотверженно рассказывал о том, что знал сам.
Его усилия были не напрасны. Дюйшен не был равнодушным человеком, потому наблюдая, как одна из его учениц, сирота Алтынай, страдает и терпит побои от тетки,намеревается отправить ее в город. Тетка пытается отдать Алтынай в жены, ее насилуют, но учитель вырывает ее из цепких лап извергов и все-таки отправляет в город. Спустя годы Алтынай становится доктором наук, ее приглашают на открытие новой школы, как почетного гостя. Однако она твердо уверена, что это не ее место, а Дюйшена, который уже давно не работает в школе. В конце повести она решает назвать новую школу в честь Дюйшена.
Ч. Айтматов "Первый учитель"
Влияние учителя на становление личности учеников очень велико. Примером, подтверждающим мою позицию, является повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя – доброго, самоотверженного, честного. Он преподает детям, чьи родители даже не понимают ценность образования, дает им шанс изменить свое будущее, самим выбирать жизненный путь. Дюйшен сам строит школу, учит детей, провожает их после уроков домой. Влияние, которое он оказывает на судьбы своих подопечных невозможно переоценить. Будучи взрослыми, они с благодарностью вспоминают, что он сделал для них, как повлиял на их судьбы, изменил жизнь.
А. Платонов "Песчаная учительница"
Когда дети не приходят на уроки, потому что умирают от голода, приходится принимать важные решения и брать инициативу в свои руки. Именно так поступила Мария Никифоровна Нарышкина, оказавшаяся в глухом, занесенном песком селе. Она поняла, что учить голодных и больных детей невозможно, тогда ее озарило: она будет учить людей борьбе с песками. Спустя три года село преобразилось, на ее уроки стали ходить не только дети, но и взрослые. Несмотря на все трудности, Мария осталась верна своей профессии. Если твое призвание учить, то ничто не может помешать: ни безжалостные пески, ни кочевники.
В.Г. Распутин "Уроки французского"
Что главное в профессии учителя? Дать знания, ставить отметки и следить за успеваемостью? Героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» показывает, что этого недостаточно. Невозможно учить детей и не понимать их, оставаться равнодушным к их горестям и радостям. Однажды ученик Лидии Михайловны приходит избитым на урок. Она не устроила скандал, не отвела мальчика к директору, а просто поговорила. Тогда и выяснилось, что у ребенка проблемы, у него совершенно нет денег, нет близких, которые могли бы помочь, поэтому он вынужден играть с ребятами на деньги, за победы его частенько избивают. Тогда смелая и неравнодушная учительница понимает, что ребенку нужна прежде всего помощь и предлагает заниматься индивидуально. ЧТобы не унизить мальчика, она играет с ним на деньги, о чем быстро узнает директор и увольняет ее. Но даже оставшись без работы и уехав далеко, она не забывает о мальчике, высылает ему посылки с едой. Невозможно остаться равнодушным, читая этот рассказ. После прочтения понимаешь, что главное – любить детей, понимать их, как это делала Лидия Михайловна. Ее уроки - это уроки добра, вовремя преподанные, становятся верными спутниками во всей будущей жизни.
В. Быков "Обелиск"
Героя повести «Обелиск» можно назвать настоящим педагогом, героем, которым можно гордиться. Он подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага. Влияние, которое он оказывает на уцелевших ребят и другие поколения невозможно измерить. Мужеству и героизму нельзя научить, можно только показать своим примером. Настоящий учитель именно так и сделал.
В. Петросян "Последний учитель"
Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) — десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное — оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения. Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными... Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе. Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений. Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача — не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми». Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом. Создавая портрет современного Дон-Кихота — упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, — Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна — это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.
Ф. Искандер "13-й подвиг Геракла"
Существует ли единственная верная методика для учителя? Это сложный вопрос. Ведь к каждому ребенку важно найти подход. Примером человека, способного превратить слабость ребенка в силу может служить герой рассказа Ф. Искандера Харлампий Диогенович. Он понимает, что детей нужно воспитывать не нравоучениями, наказаниями, а смехом. Когда один из его учеников совершает ошибку, лжет, чтобы не отвечать, вместо наказания он добродушно смеется над изобретательностью мальчишки, называя его поступок тринадцатым подвигом Геракла. Уже позврослев рассказчик понимает, что Харлампий Диогеновчи смехом закалял их детские души, показывая, что не нужно бояться быть смешными и не стоит страшиться своих слабостей, нужно смело посмотреть на свои отрицательным качества и бороться с ними.
М. Гелприн "Свеча горела"
Влияние учителя на становление личности огромно. Это можно увидеть на примере рассказа М. Гелприна «Свеча горела». Главный герой – учитель, который не может больше заниматься любимым делом, так как обществу больше не нужна литература. Ее заменили и вытеснили другие дисциплины. Но герой не сдается, живет в ожидании, что в его дверь когда-нибудь постучится заветный студент. Так и происходит. В его жизни появляется Максим, который жаждет разобраться, что такое литература, он осознает, что дети растут бездуховными и стремится научить своих воспитанников тому, что сможет узнать сам. Андрей Петрович обучает Максима литературе, но спустя время осознает, что тот был всего роботом-гувернером, а не человеком. Андрей Петрович приходит в отчаяние, но напрасно. В дверь уже стучатся Павел и Анечка, которые кричат ему «Мело, мело по всей земле, во все предела, свеча горела на столе, свеча горела». Пока есть хотя бы один такой учитель, ничто не будет напрасным, будущее будет в надежным руках.
Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель не только тот, кто передает знания, он, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна «Свеча горела на столе» Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни - делиться своими знаниями с людьми, передавать их будущим поколениям. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.
Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
Так, главная героиня книги Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз", молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу сразу после окончания колледжа. Она надеется заинтересовать учеников своим предметом, но сталкивается лишь с равнодушием и безучастностью. Ученикам безразличен ее предмет, а коллег совершенно не интересует жизнь школы. Ее пугают трудности, но она находит в себе силы заинтересовать учеников, увлечь их предметом. Это становится возможным только благодаря огромному терпению, выстраиванию отношений, основанных на доверии и уважении. Такие люди, как Сильвия Баррет, дают детям самые важные жизненные уроки, помогают им стать порядочными и добрыми.