Входной диктант 9 класс.
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся на начало учебного года.
Темы: "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных", "Правописание окончаний прилагательных и причастий", "Написание не с наречиями и глаголами", "Правописание наречий", "Написание Н и НН в прилагательных и наречиях"; "Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложном предложении, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, при уточнении и вводных словах".
Содержание:
↑ Входной диктант 9 класс «Старинная вещь».
Маленький магазинчик был завален вещами, но среди них не было практически ничего ценного. У всех стен стояли бесчисленные пыльные рамы от картин. В витрине были лотки с гайками и болтами, перочинными ножами со сломанными лезвиями, тусклыми часами, которые даже не притворялись, что их можно завести, и всякой прочей дребеденью. Лишь на маленьком столике в углу магазина располагался лоток с остатками антикварных вещей. Уинстон подошел к столику, и ему бросился в глаза круглый гладкий предмет, мягко отсвечивающий в лучах керосиновой лампы. Он взял его в руки.
Это был тяжелый кусок стекла, внутри которого был странный, изогнутый предмет, напоминающий розу. Округлая поверхность увеличивала его, как лупа.
Его очаровала даже не красота, а то, что коралл всем своим видом говорил, что он из другого времени, совершенно непохожего на сегодняшнее. Привлекательность заключалась и в том, что покупка не обладала видимой пользой. Все старинные, а потому все красивые вещи были отчасти под подозрением. Уинстон тут же заплатил продавцу и опустил вожделенную вещь в карман. (161 слово)
(По Дж. Оруэллу)
↑ Входной диктант 9 класс «Сладости».
Кондитерских производств в конце XIX века было множество. А уж кондитерских лавок и магазинов было столько, что и не сосчитать. Каждый старался выделиться на фоне других, придумать что-то особенное, что заставило бы покупателей вернуться снова и снова. И продавцы начали осваивать науку, которую мы теперь называем рекламой.
Кондитерский магазин был прекрасным миром, который манил и детей, и взрослых. Чем больше товара стояло на витрине, тем богаче он считался. В оформлении использовали вазы, статуэтки, искусственные цветы, шелковые ленты. Чтобы сладости не плавились на солнце, в витрины выставляли муляжи. Здесь можно было купить сладости на любой вкус и кошелек.
Самыми дорогими были, как правило, наборы шоколада или шоколадных конфет в красивых коробках, сделанных на заказ. Бедным покупателям предлагали развесные леденцы, карамельки и крохотные шоколадки без оберток. Даже на копейку можно было купить сладостей. (132 слова)
(По А. Васнецовой)
↑ Входной диктант 9 класс «Исследователи».
В те дни, когда я только начинал свое знакомство с островом, пес Роджер был моим неизменным спутником. Вместе мы отваживались уходить все дальше и дальше от дома, отыскивали уединенные оливковые рощи, которые надо было исследовать и запомнить, пробирались сквозь миртовые заросли — излюбленное пристанище черных дроздов, заходили в узкие долины, окутанные густой тенью кипарисов. Роджер был для меня идеальным спутником, его привязанность не переходила в навязчивость, храбрость — в задиристость. Он был смышлен, добродушен и весело сносил все мои выдумки. Если мне случалось поскользнуться где-нибудь на влажном от росы склоне, Роджер уже был тут как тут, фыркал, будто в насмешку, бросал на меня быстрый взгляд, встряхивался, чихал и, сочувственно лизнув, улыбался мне своей кривой улыбкой. Если я отыскивал что-нибудь интересное — муравейник, лист с гусеницей, паука, пеленающего муху шелковым свивальником, — Роджер останавливался и ждал, пока я закончу свое исследование. Когда ему казалось, что я слишком замешкался, он подходил поближе, жалобно тявкал и начинал вилять хвостом. Если находка была пустяковой, мы сразу отправлялись дальше, если же встречалось что-нибудь, заслуживающее пристального внимания, мне стоило только строго взглянуть на Роджера, и он сразу понимал, что дело затянется надолго. Уши у него тогда опускались, он переставал вилять хвостом, плелся к ближайшему кусту и растягивался в тени, глядя на меня глазами страдальца. (205 слов)
(По Дж. Дарреллу)
↑ Входной диктант 9 класс «Шариковая ручка».
В XX веке школа в России претерпела множество самых разных преобразований. Сразу после Октябрьской революции решили отменить все уроки, домашние задания, отметки, дневники и форму. Пусть в новой стране будет новая школа! Дети, конечно, очень обрадовались, но учиться перестали совершенно. Пришлось возвращать обратно строгий школьный распорядок.
Ещё удивительнее было то, что мальчики и девочки учились сначала вместе, затем в разных школах, как в гимназические времена, а потом опять вместе. Но непроливайки, промокашки и металлические перья были неизменны. Они прожили долгую школьную жизнь, ими пользовались ещё в конце пятидесятых годов прошлого века. И только в шестидесятые годы школьный класс стал таким, каким мы видим его сейчас: яркие учебники и тетради, парты, больше похожие на столы, на партах — шариковые ручки.
С этими ручками в нашей стране произошла интересная история: в некоторых школах они долгие годы были под запретом. У нас новые ручки были большой редкостью, за сменными стержнями выстраивались длинные очереди в магазинах. А школьникам младших классов учителя запрещали их использовать. Считалось, что шариковая ручка портит почерк, поскольку теперь можно было писать быстро, не нажимая на кончик пера, как раньше. И ученики перестали старательно выводить букву за буквой. Но всё-таки к концу шестидесятых годов шариковые ручки победили, и даже самые строгие учителя стали писать ими. (205 слов)
(По Е. Литвяк)
↑ Входной диктант 9 класс «Приключения беглецов».
Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно. (127 слов)
(По Р.Адамсу)
↑ Входной диктант 9 класс «Лето».
Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.
И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрепанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»
Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (143 слова)
(По Н. Грибачеву)
Грамматическое задание.
1. Выполните морфологический разбор: 1-й вариант: окончивший (внук); 2-й вариант: обтрёпанный веник)
2. Выполните синтаксический разбор предложений: 1-й вариант: Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 2-й вариант: Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.
3. Разберите по составу: 1-й вариант: разгребая, замирает; 2-й вариант: вздымая, выбегает
4. Обведите в тексте кружком:
1-й вариант: а) сочинительный противительный союз;
2-й вариант: а) подчинительный союз.
5. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:
1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.
2 вариант – А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.
↑ Входной диктант 9 класс «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
На рассвете Джонатан возобновил тренировку. С высоты пяти тысяч футов рыболовные суда казались щепочками на голубой поверхности моря, а Стая за завтраком - легким облаком пляшущих пылинок.
Он был полон сил и лишь слегка дрожал от радости, он был горд, что сумел побороть страх. Не раздумывая, он прижал к телу переднюю часть крыльев, подставил кончики крыльев, маленькие уголки, ветру и бросился в море. Пролетев четыре тысячи футов, Джонатан достиг предельной скорости, ветер превратился в плотную вибрирующую стену звуков, которая не позволяла ему двигаться быстрее. Он летел отвесно вниз с высокой скоростью и прекрасно понимал, что если его крылья раскроются сейчас, то он будет разорван на миллион клочков...
На высоте тысячи футов он начал выходить из пике. Концы его крыльев были смяты и изуродованы ревущим ветром, судно и стая чаек накренились и с фантастической быстротой вырастали в размерах, преграждая ему путь.
Он закрыл глаза. Но Чайка удачи на этот раз улыбнулась ему - никто не погиб. (160 слов)
(По Р. Баху)
Грамматическое задание.
1. Выполнить синтаксический разбор: I вариант - 1 предложения второго абзаца, II вариант — 1 предложения последнего абзаца.
2. Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.
↑ Входной диктант 9 класс «Путешествие».
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде.
Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение. (175 слов)
Грамматическое задание.
1. Фонетический разбор слова ехать
2. Синтаксический разбор предложения: В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.
3.Найти односоставное предложение
4.Найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой.)
↑ Входной диктант 9 класс «По реке».
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение. (150 слов)
↑ Входной диктант 9 класс «Кусака».
Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба.
На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла.
Врываясь в монотонный шум дождя, вой прорезал тьму.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу. (110 слов)
(По Л. Андрееву)
Грамматическое задание.
1. Выполните синтаксический разбор:
1-й вариант: На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. 2-й вариант: И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу.
2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и сделайте их разбор.
3.Составьте схемы выписанных словосочетаний
4. Словообразовательный разбор: 1-й вариант: добежала, быстро; 2-й вариант: заполнил, глухо
5. Выпишите из текста один подчинительный и один сочинительный союз. Сделайте морфологический разбор.