7 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2025


Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2025 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2025 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В какой-то момент здесь, в Америке, я услышала о русском «докторе Лизе» – и вдруг поняла, что это же она, наша Лиза Глинка. Тогда Лиза занималась обустройством первых хосписов в России и на Украине. Кто-то из журналистов в интервью назвал её «доктор Лиза», – памятуя о другом русском докторе – о Фёдоре Гаазе, устроителе первых в России домов призрения для отторженных, больных и обречённых. Лиза возразила: «Доктор Гааз – святой, а я обыкновенная женщина». Кажется, журналист, придя в восторг от этой фразы, не понял, что это – не скромность, которая «украшает великих», а правда, Лизина правда. Да, она обыкновенная женщина, которая по-человечески относится к смерти.

Из этого человеческого отношения к жизни и смерти и возникает, кажется, сила простой обычной женщины Лизы Глинки. Елизаветы Петровны. В 1999 году она, американский врач-реаниматолог, основала первый хоспис при онкологической больнице г. Киева. А позднее, в 2007 году, в Москве создала благотворительный фонд «Справедливая помощь», который оказывает поддержку и врачебную помощь малообеспеченным и бездомным. Название «Справедливая помощь» очень «Лизино». И это действительно справедливо. Чувство справедливости и определяет главное содержание работы Лизы. Потому в нашем расчётливом, жёстком мире «доктор Лиза» всегда будет выглядеть «не от мира сего», и легче назвать её святой, <...> её деяния – норма именно для человека.

(По М.М. Адамович)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите подчинительный уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.


ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВОЗРАЗИТЬ. Заявить о своём несогласии, высказать возражение. В. на замечание оппонента. В. докладчику.
2) ВОСТОРГ. Подъём радостных чувств, восхищение. Прийти в в. от чего-н.
3) ОБЫКНОВЕННЫЙ. Обычный, ничем не выделяющийся. Обыкновенное явление. Самый о. человек.
4) СИЛА. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения. Толкнуть с с. Большая с. в руках.
5) ПОДДЕРЖКА. Группа людей, отряд для оказания помощи (преимущественно в военных действиях); подкрепление. Послана п. Просить поддержку для прорыва кольца обороны.


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Мнение, высказанное в последнем предложении первого (1) абзаца текста, подтверждается примерами, приведёнными во втором (2) абзаце.
2) Авторское отношение к Елизавете Петровне Глинке выражается с помощью библейского фразеологизма (не от мира сего), эпитетов («святая», «человеческое отношение к жизни и смерти»), противопоставления (это – не скромность, которая «украшает великих», а правда, Лизина правда), книжной лексики (деяния), синонимов (поддержку – помощь).
3) Текст относится к официально-деловому стилю, что подтверждается сухостью изложения материала, отсутствием изобразительно выразительных средств.
4) Чтобы сделать текст понятным широкому кругу читателей, автор стремится к простоте синтаксического строя языка: избегает употребления сложных предложений, обособленных членов, вводных конструкций.
5) Последнее предложение текста подводит итог авторским размышлениям.

ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) знАчимость
2) облЕгчит
3) углублЁнный
4) кОрысть
5) пОручни


ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Без меди клетки кожи не могут образовывать специальное КРАСЯЩЕЕ вещество – меланин.
По небу плыли низкие ДОЖДЕВЫЕ облака, сквозь которые не было видно солнца.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
Опытного журналиста назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, прячет от всех свои чувства, помыслы, настроения.


ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии. 


ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
золочёные КУПОЛА
ПОЕЗЖАЙ вперёд
с ПОВИДЛОЙ
более СТРОГО
пара ПОЛОТЕНЕЦ 


ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим
и сказуемым
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.
2) Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.
3) А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя.
4) Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному искусству.
5) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.
6) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных.
7) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области.
8) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места.
9) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу.


ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прим..рять (поссорившихся), (глаза) забл..стели, сл..пить (снеговика)
2) подр..жать (писателю), (московский) ст..рожил, прил..жить (усилия)
3) апл..дисменты, заг..реться, эк..логический
4) зам..чательный, увл..каться, зап..реться (в комнате)
5) по..виться, землетр..сение, пл..сать


ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..озёрный, пр..спокойно, пр..даное (невесты)
2) ра..писание, (на месте) ..гиба, бе..сердечный
3) д..верять, з..ход, пр..славянский (язык)
4) без..нициативный, от..грать, сверх..нтересный
5) с..езд, из..явительное (наклонение), ин..екция


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) милост..вый, толщ..на
2) ткан..вый, переменч..вый
3) дружоч..к, щавел..вый
4) проста..вая, гру́ш..вый
5) парч..вый, нож..вка

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дремл..щий, щур..щийся (от солнца)
2) отскоч..шь, увид..нный
3) покаж..шь, налажива..мый
4) восстанов..шь, довер..нный
5) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)


ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Эта далеко (НЕ) ВЕСЁЛАЯ история была рассказана мне на постоялом дворе.
2) Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то (НЕ) ЗАМЕТНО осыпались.
3) Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ) РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.
4) Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ) ВОЗМОЖНО.
5) Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ) ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.
 

ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) ДАВНЫМ(ДАВНО), прибыв из Белграда в Берлин, Сеня пытался устроиться КУДА(ЛИБО), но не смог.
2) Я КОГДА(ТО) ТО(ЖЕ) был ребёнком и мечтал стать космонавтом.
3) (ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.
4) Он (ПО)ПРЕЖНЕМУ выглядел озабоченным, вроде рассерженным ЧЕМ(ТО).
5) В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.

ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Картины И.К. Айвазовского, на которых изображе(1)а природа, обладают, по мнению искусствоведов, художестве(2)ыми достоинствами и большой исторической це(3)остью.


ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Музыка П.И. Чайковского известна как в нашей стране так и за рубежом.
2) Масленичное веселье включает и силовые игры и кулачные бои и взятие «снежного городка» и катания на лошадях.
3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.
4) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие тени туч.
5) Настоящим бедствием деревянной Москвы в Средние века были пожары и поэтому именно в это время начинают возводить каменные храмы.


ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отец Фёдор (1) исповедав (2) умирающую Клавдию Ивановну (3) вышел из дома Воробьянинова и всю дорогу до своей квартиры прошёл (4) рассеянно улыбаясь всем прохожим.


ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Озеро (1) похоже (2) было бесконечным. По форме оно было (3) похоже (4) на вытянутую во всю длину ленту.


ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Килиманджáро – бывший вулкан (1) кратер (2) которого (3) почти целиком (4) заполнен вечными льдами и снегами.


ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы были уверены (1) что (2) если разжечь костёр (3) то огонь испугает зверей (4) которые бродят неподалёку.


ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Дымковская игрушка – самый известный глиняный промысел России. (2)Она отличается предельно ясной пластической формой, обобщённостью силуэта и яркой орнаментальной росписью по белому фону. (3)В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. (4)Почти все эти поделки – свистульки, празднично расписанные по белой глине разнообразными узорами. (5)Игрушки эти очень простые. (6)В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. (7)Животные: корова, баран, козёл – очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (8)Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна: на белом фоне заметно выделяются малиновый, синий, зелёный, жёлтый и оранжевый цвета.


ЗАДАНИЕ 22. 
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Молодым – везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач)
Б) Разве весело слышать дурное мнение о себе? (Н. Гоголь)
В) Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить…
(Н. Некрасов)
Г) Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов).
Д) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
1) сравнение
2) риторическое обращение
3) эпифора
4) гипербола
5) риторический вопрос
6) метафора
7) синтаксический параллелизм
8) литота
9) парцелляция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Прочитайте текст и выполните задания 23–27. 

(1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова её закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Всё тело болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу. «(5)Встать бы только! (6)Только подняться бы на ноги!» – мысленно твердила девушка, проклиная свою слабость. (7)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (8)Он даже насвистывал что-то. (9)Почему же у неё так кружится голова?
(10)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (11)К ней подошёл Андрей Иванович.
– (12)Что, Наточка, тяжело?
(13)Он сел возле неё.
(14)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (15)Видно было, что и он еле поднялся.
(16)Наташа сделала усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
– (17)Ничего, Андрей Иванович. (18)Я ещё могу идти…
– (19)Надо идти, Наташенька. – (20)Он помог ей подняться. – (21)Ещё немного. (22)А сегодня… (23)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
(24)Он отыскал глазами Валерия.
– (25)Валерий, в твой рюкзак я положил шоколад. (26)Вынь-ка одну плитку. (27)Все мы очень ослабли…
– (28)Что вы, Андрей Иванович! (29)Шоколад надо оставить на конец пути, – ответил Валерий, даже не обернувшись.
– (30)Мы очень ослабли, – повторил Андрей Иванович, – а конец пути уже недалеко. (31)Одну плитку давайте разделим сейчас.
– (32)Андрей Иванович, стыдитесь! – (33)Валерий решительно застегнул рюкзак. – (34)Вы же мужчина! (35)Впереди ещё столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (36)Я мальчишка, и то не прошу…
(37)Геолог побледнел.
– (38)Хорошо, – сказал он с расстановкой, – я могу идти без шоколада. (39)Но Наташе он необходим сейчас. (40)Она еле поднялась с постели.
(41)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил её:
– Ах, вот как! (42)Это другое дело. (43)Что ж, я отдам Наташе свой сегодняшний завтрак, – сказал он вызывающим тоном. – (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
(45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
– (47)Стой! – закричал он.
(48)Валерий остановился. (49)Геолог подошёл к нему.
– (50)Снимай рюкзак!
(51)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задёргалось.
– (52)Что такое?.. (53)Что вы собираетесь делать?..
(54)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
– (55)Не дам! – рванулся Валерий.
– (56)Приказываю! – раздельно и властно потребовал геолог.
(57)Лицо его сделалось страшным. (58)Правая рука сжалась в кулак.
(59)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (60)Андрей Иванович быстро расстегнул его и почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (61)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
– (62)Ну что? (63)Что смотрите? (64)Может, и мораль начнёте ещё читать? (65)А мне наплевать на вас! (66)Я жить хочу! (67)Я моложе вас! (68)Я имею больше прав на жизнь!
(69)И вдруг голос его осёкся. (70)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
– (71)А-а-а! – взвыл он и бросился на землю.
(72)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошёл к костру, разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (73)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
(74)Наташа словно оцепенела. (75)Всё происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (76)Валерий не мог этого сделать! (77)Он не мог так низко пасть – обворовать её, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего всё возможное для их спасения. (78)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
(79)Но этого человека уже не было. (80)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.

(По В.В. Корчагину*)

* Владимир Владимирович Корчагин – советский и российский писатель, учёный-геолог.


ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Наташа и Андрей Иванович ослабели от голода, но всё равно стремились поддержать друг друга.
2) Наташа считала, что шоколад нужно оставить на конец пути.
3) После того как Валерий Иванович сказал, что шоколад необходим Наташе, Валерий обещал отдать ей свою плитку.
4) Увидев потрясение Андрея Ивановича, Валерий выразил раскаяние в совершённом им поступке.
5) Увидев в рюкзаке Валерия смятую хвою, Андрей Иванович не сказал ему ни слова.


ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2) Предложение 16 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 9.
3) В предложениях 34–36 представлено рассуждение.
4) В предложениях 59–61 представлено рассуждение.
5) В предложениях 72, 73 содержится повествование.


ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 10–23 выпишите один фразеологизм.


ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 1–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как трудности раскрывают характер человека?»

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Похожие новости
Комментарии (7)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Алексей - 18 апреля 2023 15:12
А почему на 27 задания нет ответов?(
Мать Лешеньки - 14 мая 2023 19:17
Потому что
Мать Алексея - 14 мая 2023 19:17
Цитата: Алексей
А почему на 27 задания нет ответов?(

Потому что
Отец Алексея - 14 мая 2023 19:18
Потому что
Отец Алексея - 14 мая 2023 19:18
Так надо, сынок!!!
Зоя Шабловская - 8 ноября 2023 03:31
Доброе утро. В 7 задании опечатка. ИзвестнЫЙ профессора
Людмила Ивановна Казакова - 14 февраля 2024 15:02
оценить результаты