Задание 10 ОГЭ по русскому языку 2019. Вводные слова, обращения и междометия



В 10 задании мы продолжаем тему, затронутую в 9 задании. Это осложненное простое предложение. Но задание 10 ОГЭ по русскому языку отличается от 9 тем, тем что проверяет ваши знания по теме: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.


Формулировка задания: 

«В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при … (вводном слове/обращении)».  


 
Для успешного выполнения задания 10 ОГЭ по русскому языку необходимо знать, что такое: 

1) Вводные слова, словосочетания и предложения, вставные конструкции. 

2) Обращения. 

3) Междометия.


Вводные слова, словосочетания и предложения, вставные конструкции.   

Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла. 

 

  

Группы вводных слов по значению 

  

Примеры 

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) 

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения 

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения 

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей 

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание 

Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится 

  

По крайней мере, самое большее, самое меньшее

8. степень обычности сообщаемого 

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания 

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя) 

Вводные слова и словосочетания 

  

Члены предложения 

Вы, верно, знаете этого человека. 

Вы верно перевели текст. 

Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (связь мыслей) 

Прежде всего нужно поговорить о книге (сначала). 

Он, знаешь, человек обязательный. 

Ты знаешь его? 

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания: 

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы



Вводные предложения 

 Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются  

- запятыми, например: Он, я думаю, забыл о нашей встрече.); Она подъезжала к ресторану, где, ей сказали, видели Петра. 

- реже тире. (Сама же барыня – говорили о ней – не умеет отличить буженину от телятины и однажды позорно купила вместо петрушки – хрен! (Горький);  

  

Запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством подчинительных союзов и союзных слов как, если, что, сколько и др. 

Например: Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ... (Чехов); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Куприн); ...Дана была полтина меди на расход и, что гораздо важнее, умное наставление... (Гоголь). 

  

Постановка в этих случаях тире встречается в виде исключения в художественной речи.


Вставные предложения  

Это предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельные слова в нем и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого) выделяются скобками или тире (более сильным выключающим знаком являются скобки).  


Например:  Анна Петровна (так называли  молодую девушку в плаще) со странным выражением лица посмотрела на собеседника и замолчала... 

  

!!! При наличии внутри одного вставного предложения другой вставной или вводной конструкции первое предложение (так сказать, внешнее) выделяется скобками, как более сильным выключающим знаком, а второе (внутреннее) – при помощи тире, например: Я наскоро пообедал, не отвечая на заботливые расспросы доброй немки, которая сама расхныкалась при виде моих красных, опухших глаз (немки – известное дело – всегда рады поплакать)... (Тургенев). 


Обращение 

   

Обращение – слово или словосочетание, называющие лицо или предмет, которому адресована речь.  Чаще всего обращениями являются имена собственные (имена, фамилии), названия лиц по родству, положению в обществе, профессии, клички животных, названия неодушевленных предметов. 

Обращения могут находится в начале, середине или в конце предложения и всегда выделяются запятыми.  Обращения не являются членами предложения и не входят в грамматическую основу. 


Обычно обращения выделяются запятой (если стоят в начале или в конце предложения) или запятыми (если стоит посередине). 


Например:  Дорогие друзья, милости просим за стол.  Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

Но если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы. 


Например : Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).

 

Трудности, связанные с постановкой запятых при обращении: 


1. Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. 

Например:  О мой дорогой, мой любезный, замечательный друг!

  

Но если О выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него, согласно правилам, ставится запятая, 

 

Например:  О, дети, зачем вы так шумите! О, Павел, как жаль, что нельзя нам больше увидеться! 


2. Если перед повторяющимся обращением стоит частица А, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится. 


Например:  Нина, а Нин, поди сюда (Федин). При неповторяющемся обращении А выступает в роли междометия и отделяется запятой, например: – А, Васька! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (Степняк-Кравчинский).


3. Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним. 

Например:  Ну, хватит, хватит, выдумщик, шутник ты этакий. 


В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак);  

Например : Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу! 


4. Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми. 

Например:  Крепче, конское,бей, копыто, отчеканивая шаг! (Багрицкий); За кровь и слезы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачев).


5. Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится (как и при однородных членах предложения в этих условиях). 

Например : Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин).


Междометие

 

Это неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. 

  

1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пришлите врача! Эй, перестаньте говорить ерунду! 


2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения), например: Ага! Вот ты и попался! Эй! Садись ко мне, товарищ. 


3. Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения, например: Слава Богу, все обошлось. 


Частицы  


Запятыми не отделяются  частицы о, ну, ах и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка: 

а)       частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении (см. § 101, п. 2) и перед словами да и нет (см. §103, п. 1) например: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютчев); О нет, мой младенец, ослышался ты (Жуковский); 

б)       частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, например: Ах ты, обжора! (Крылов); Ах ты, мерзкое стекло! (Пушкин); Ах ты, степь моя, степь широкая! (Кольцов). Ср. также: Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор; 

в)       частица ну употребляется с усилительным значением, например: Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов); Ну что за шейка, что за глазки! (Крылов); Ну и жара выдалась! Ну нет, так не пойдет; Дайте ну хотя бы эту книгу. 


Примечание. Внутри цельных сочетаний ох (ух, ой) как (какой) (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»), а также цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его и т.п. запятая не ставится, например: ...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка(Гоголь); Самонадеянности море ох как не любит! (Л. Соболев); Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный); Это, брат, ух как горько и ух как подло (Гл. Успенский); Ах ты жестокий! Ах он лиса! Ах они плуты прожженные! Ох эти сплетницы! Эх эти шалунишки! Эх и пляски! Ух и лошадь! Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л. Толстой); Ай да молодец мичман! (Станюкович); Эк его разобрало! (Гоголь); Эк ты напугал меня... (Мамин-Сибиряк). Ср. в предложениях с повторяющимися словами: Тяжко ему, ох тяжко! Достанется тебе на орехи, ух достанется! Хочется его подразнить, ой хочется! Приятно на солнышке, ах приятно!

 

Задание 10. Практика