В нашем сообществе VK мы опубликовали "Сборник текстов ОГЭ" (из ОБЗ ФИПИ). Все тексты сгруппированы по темам, к каждому тексту есть задания (13.1, 13.2, 13.3).
Содержание:
↑ А: авторитет, артист
Авторитет (лат. – власть, значение) – это социально-педагогическая и психологическая категория, посредством которой характеризуются отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности, а также ценностные ориентации на те или иные моральные категории или материальные блага. Авторитет есть признание достоинств отдельного человека, организации, ученика, идеи или моральной нормы, значимых для успешности деятельности. Авторитет может быть естественным, передаваться из поколения в поколение как традиция, а может быть и искусственно создаваемым, внушаемым насильственно и даже зомбированием.
Артист – в широком смысле - человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле - человек, достигший мастерства в своем деле.
↑ Б: благодарность, благородство, благотворительность, бестактность, бесстрашие, бесхарактерность, бездуховность, бескорыстие, бескомпромиссность.
Благодарность - эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу, организации, как готовность сделать ответное благо. В современном понимании благодарность – это проявление морального принципа справедливости в человеческих отношениях, это и качество личности как умение платить за добро добром, это и моральное требование, лежащее в основе нравственных устоев общества В обыденных человеческих отношениях благодарность очень высоко ценится как нравственное качество личности. Она смягчает нравы, противостоит эгоизму, умножает добро на земле.
Благородство - положительное нравственное качество личности, основанное на осознании ею своей нравственной и интеллектуальной сформированности, своего достоинства. Благородство включает в себя:интеллектуальные черты человека, его высокую эрудицию в какой-либо области знаний, высокую общую культуру личности, скромность, изящество душевного склада и стиля поведения. Это качество формируется постепенно, по мере физического и духовного развития человека.
Благотворительность – вид общественной деятельности по оказанию добровольной помощи конкретным нуждающимся людям, обществам, организациям. Благотворительная деятельность может выражаться также в поощрении и стимулировании успехов, инициатив, направленных на благо человека и общества, на развитие или реформирование чего бы то ни было.
Бестактность - нравственно-этическое качество личности, выражающееся в склонности человека нарушать нормы общения, принятые в обществе, и создавать партнерам затруднительные нравственные ситуации. Бестактные люди лишены чуткости, уважения к другому человеку, они пренебрегают правилами приличия. Так бестактно поступает учитель, отчитывающий юношу-учащегося перед девочками, родитель, оскорбляющий своего ребенка и т.д. Бестактность – результат плохого воспитания или его отсутствия.
Бесстрашие - нравственно-волевое качество личности, выражающее способности и умение человека подавлять страх, боязнь, панику.
Бесстрашие – это способность преодолевать инстинкт самосохранения и справляться с факторами, вызывающими страх. В педагогике так называют метод устранения страха, которым можно овладеть каждому и которому можно научить. Бесстрашие проявляется еще как смелость, храбрость, отвага.
Бесхарактерность - свойство личности, проявляющееся в отсутствии устойчивой, определенной линии поведения и отношений. У бесхарактерного человека слабо выражены характер и воля, у него нет собственного мнения, он нерешителен, вечно колеблется в принятии окончательного решения и легко меняет его. Бесхарактерность – это аморфность несформированной личности. С таким человеком трудно дружить, трудно и ненадежно в совместной работе, на него нельзя положиться, он легко поддается уговорам, подпадает под чужое мнение. О таких, по Гоголю, говорят: «Ни в городе – Богдан, ни в селе – Селифан».
Бездуховность – свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. Это неспособность к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а следовательно и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительная для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности.
Бескорыстие - нравственное качество личности, выражающее отношение человека к материальному вознаграждению за свой труд. Бескорыстие проявляется как воздержанность в претензиях на высокую оплату своих услуг, как отсутствие желания скапливает богатства, как готовность трудиться безвозмездно, даром. Иногда у богатых людей бескорыстие принимает формы меценатства, спонсорства, благотворительности. Это качество личности проявляется как «добрый дух» в человеке. Однако, чаще бескорыстные люди остаются бессеребренниками. В основе бескорыстия лежит принцип всеобщей справедливости в обладании благом. Данное качество помогает преодолеть потребительство, противостоять корыстно-эгоистическим склонностям некоторых людей.
Бескомпромиссность – качество личности, выражающее излишнюю устойчивость взглядов, принципов, отношений и оценок. Бескомпромиссный человек неуступчив, не склонен «входить в положение», он не допускает компромиссов. Данное качество личности может проявляться как временное психическое состояние в определенных условиях, затрагивающих интересы человека или коллектива. В общественной и личной жизни это качество может проявляться как положительное, так и как отрицательное.
↑ В: вандализм, варварство, вдохновение, взаимовыручка, вежливость, верность, вина, власть, внимательность, внутренний голос, война, воспитание, воспитанность, враждебность, выносливость, высокомерие.
Вандализм (нем. – невежество) – тип поведения человека или человеческого сообщества, характеризующийся бесцельным, бессмысленным и жестоким уничтожением культурных и исторических ценностей. Вандал – человек, поступающий против образованности, невежественный, грубый, бесцеремонный. Слово «вандализм» произошло от «вандалов» – названия восточногерманских племен, ведущих бесконечные разрушительные войны со своими соседями. В 455 г. они овладели Римом и дотла уничтожили в нем множество произведений искусства. С тех пор название племени стало нарицательным словом.
Варварство (гр. – чужеземец) – тип поведения человека или человеческого сообщества, характеризующийся грубостью, невежеством, низкими нравами, отсутствием культуры, а также сознательным отрицанием культурных ценностей и их разрушением. Варвар – это невежественный и жестокий человек. Варварство – это действительно «чужеземство» как отстраненность от культуры и культурных ценностей, от нравственных законов, обычаев и традиций своей или чужой страны.
Вдохновение (др.-рус.) – это высокий уровень проявления духовных интеллектуальных и физических сил человека, творчески выполняющего какую-либо работу. Это такое эмоциональное состояние, которое выражается большой внутренней сосредоточенностью на предмете творчества, высокой интенсивностью деятельности. Вдохновение – это одухотворенная деятельность, высшей формой которой является озарение, как интуитивное постижение сущности предмета и явления. Каждый человек может испытывать этот дар, но чаще всего он бывает у людей чувствительных, впечатлительных, с возвышенным образом жизни. Вдохновенно может работать и художник, и учитель, и исследователь, и ученик. Различают эстетическое, интеллектуальное и религиозное вдохновение. Если человек постоянно работает на вдохновении, у него возникает вдохновенность как духовно-нравственное личностное качество.
Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле.
Вежливость (др.-рус. – ведать, знать) – нравственно-этическое качество личности, характеризующее проявление любви к людям. Это форма уважительного отношения одного человека к другому, выражающегося в культуре речи, сдержанности мимики н движении руками, а также в проявлении такта, терпения, деликатности, умения слушать и понимать, уступать друг другу. Вежливость воспитывается с детства образом жизни семьи и специальными педагогическими методами в детском саду и школе. Успешнее она формируется в интеллигентной среде. Вежливость есть показатель воспитанности и образованности человека. От вежливости, как личностного качества, отличают «напускную» вежливость, проявляемую по необходимости или по принуждению, лишь как внешнюю форму общения без связи с внутренним миром человека и его истинным отношением к собеседнику. В русском языке еще в допетровскую эпоху «вежливость» означала «знающий», «опытный».
Верность (преданность) - положительное нравственное качество личности, характеризующее неизменяемое устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо. В этом смысле говорят о верности Родине, народу, другу, слову, мужу, жене, долгу и т.д. Верность – это и качественная сторона суждения, соответствующего истине, правде, точно высказанного и сформированного. Верность – это постоянство чувств, отношений, оценок человека. Символом верности является собака, атрибутом – синий цвет.
Вина – это нравственное качество личности, выражающее способность признавать в самом себе первопричину и начало проступка, нарушившего моральные ценности, долг, обязательства. Вина возникает не только за свой собственный проступок, но и поведение других людей, если оно спровоцировано тобой. Вина – это исходное нравственное качество, на котором прорастают другие, например, ответственность, совестливость, честность и даже смелость. Это качество проявляется как самооценка, чувство стыда, муки совести, как грех и раскаяние. Нравственное качество – «вина» воспитывается с раннего детства. Ребенка надо научить умению осознавать свои поступки и их последствия, умению просить прощение и исправлять содеянное. Чувство вины, имея истоки внутренние, является сдерживающим и контролирующим фактором жизнедеятельности человека. Отсутствие этого качества объясняет многие сложности в нравственном воспитании людей любого возраста и положения. Вместе с тем, по данным медиков и психологов, излишне сильное переживание чувства вины («комплекс вины») ведет к стрессам, ослаблению иммунной системы и комплексу неполноценности. Есть даже точка зрения, что это напрасная трата человеческих сил, расточающая и физическое, и духовное здоровье.
Власть – в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.
Внимательность – нравственное качество человека, проявляющееся как направленность сознания и чувств на заботу о ком-то, о чем-то. Внимательный человек предупредителен, он способен к оказанию бескорыстной помощи и поддержки, он может вовремя заметить, понять, создать комфортную среду, проявить такт. Внимательность основана на эмпатии, на повышенной чувствительности к восприятию другого человека. В то же время внимательность – это свойство сознания, основанного на повышенной концентрации внимания, его сосредоточенности и устойчивости. Ее надо воспитывать, она лежит в основе учебной деятельности.
Внутренний голос – так образно называют «голос совести», присутствующий внутри человека, смутно им ощущаемый как оценка своих слов, действий и чувств по критерию нравственности. «Внутренний голос» – это и предчувствие событий, и реальная самооценка. Человек сознательный находится с ним в постоянном диалоге, как бы беседует со своим внутренним «я». Внутренний голос – это показатель духовности человека, степени его понимания своей сущности.
Война – социальное явление, одна из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Война ведет к качественному изменению всех сфер общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной, ибо происходит их кардинальная перестройка на военный лад. Война, как правило, приводит к крупным человеческим жертвам, утрате материальных, духовных ценностей, разрушительно воздействует на общество. Во время войны мобилизуются материальные и духовные силы народа. Экономика перестраивается на военный лад. Меняется направленность развития науки. Войны создают для населения крайне неблагоприятные условия жизнедеятельности, которые жесточайшим образом отражаются на его здоровье, физическом и духовном развитии. В условиях войны уменьшается численность населения и в послевоенные годы продолжается изменение структуры населения. Войны, как правило, сопровождаются эпидемиями инфекционных заболеваний, в том числе таких особо опасных инфекций, как чума, холера, сыпной тиф и др. Во время войны резко ухудшается качество питания, его калорийность, насыщенность витаминами. Очень часто война сопровождается настоящим голодом и массовой гибелью людей от дистрофии.
За последние 5,5 тыс. лет человечество пережило 14550 малых и больших войн. За историю своего существования в условиях мира люди прожили всего 292 года. Развитие военной индустрии сопровождалось ростом числа военных потерь. Так, за период с 1801 по 1913 год в войнах погибло 5.6 миллиона человек, а в результате двух последних мировых войн погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 85 миллионов человек.
Воспитание (ст.-слав. – воспарить, возвысить) – это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Воспитание – это процесс направленного просвещением развития человека. Предметом воспитания является воспитание духа в человеке, его духовности как стержень личности. В конечном итоге воспитанный человек – это мыслящий, чувствующий и практически действующий. Воспитание, в первосмысле этого слова, всегда нравственно (не зря существует понятие «невоспитанный человек», обозначающее отсутствие в нем нравственности). Воспитание является самым широким и высоким понятием педагогики, вбирающим в себя и просвещение, и образование, и обучение, и развитие, и самовоспитание человека.
Воспитанность – это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.
Враждебность – качественная характеристика отношений человека к кому-либо или чему-либо, выражающихся в состоянии неприязни, зложелательности, агрессии, зла по отношении к объекту враждебности. Враждебность может перерастать из состояния в устойчивое нравственное, а, вернее, безнравственное качество личности и даже превращаться в навязчивое состояние. Проявление враждебности несет разрушение, дисгармонию обеим сторонам. Она, по утверждению православных педагогов и психологов, есть средство самопоедания и саморазрушения, а также взаимоистребления людей в плане физическом, психическом и духовном.
Выносливость – качество личности, выражающееся как способность переносить высокие физические и психологические нагрузки, лишения, оставаясь здоровым. Выносливость – это физическая сила, стойкость, способность много вынести, способность и готовность выполнять любой труд и в любых условиях. Выносливость основана на единстве в человеке духовного стержня и физических возможностей. Многое зависит от воспитания человека.
Высокомерие - отрицательное нравственное качество личности, выражающее отношение к людям, отдельным социальным слоям, национальностям, народам. Проявляется как презрение, неуважение, принижение их достоинств, гордость за себя, надменное поведение и т.п. Высокомерие - результат эгоизма, переоценки себя и своих возможностей.
↑ Г: гармония (душевная гармония), гениальность, героизм, горе, гордость, гнев, гражданин, грубость.
Гармония (душевная гармония) (гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки.
Гениальность (лат. – от «гений» – дух, хранитель) – качество человеческой личности, выражающее высшую степень ее одаренности. Гениальность проявляется в способности человека решать общественно значимые проблемы, с которых начинаются новые этапы и даже целые эпохи в развитии наук, искусства, общественной жизни. Гении, своими гениальными мыслями, действиями, продуктами деятельности, помогают обществу расти. Особенность гениев состоит в том, что они хорошо чувствуют время и его потребности, владеют прошлым опытом в сфере своей деятельности, но в то же время преодолевают устаревшие нормы и традиции. Произошло это слово от имени бога Гения в римской мифологии, олицетворяющего внутренние силы и способности мужчины. В русском языке термин появился при Петре I.
Героизм - (гр. – владыка, господин) – характеристика действий человека по преодолению препятствий, возникающих на пути свершения общественно значимых деяний. Выражается в проявлении волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, бесстрашие и др. Героические действия вызывают напряжение всех духовных и физических сил человека, они направлены на преодоление чувства страха. Это «праздник человеческого духа». Героизм основан на высоких нравственных качествах – благородстве, чувстве личного и национального достоинства, бескорыстии, самопожертвовании. Нередко он связан с трагизмом. Явление героизма представляет лицо народа, через него происходит возвышение общности, породившей высокие образцы человеческого духа. Через героизм происходит самопознание народа, его лучших черт и возможностей. Термин «героизм» произошел от имени древнегреческого мифологического существа, полубога Героя, рожденного божеством и смертным человеком. Герой своими подвигами восстанавливал порядок и справедливость на Земле, выполняя волю богов. Затем героями стали называть полководцев, царей, борцов за идеи, за свободу. В русском народе тоже был культ героев и героизма. Человека, возвысившегося до героизма, почитали за идеал, ему воздавали великие почести. Он представлял волю и способность, претерпевая зло и беды, добиваться своего. Это идеальный русский мужской тип. Русский народ знал массовый героизм – подвиги воинской, религиозной и трудовой славы. Есть в России города-герои, носящие это почетное звание за мужество своих защитников. Героизм и герои – явление высоко духовное и нравственное. И в русском народе оно вечно, оно составляет часть его менталитета, является национальной чертой характера (вспомним былинных богатырей). Но сами термины «герой», «героизм», «героический» в русской языковой культуре появились лишь в середине XVIII в.
Горе - это эмоциональная форма личного восприятия и переживания событий, нарушающих привычный ход жизни и даже разрушающих его. Горе переживается как бедствие, несчастье, зло, напасть; выражается в тоске, скорби, печали, страхе.
Гордость – нравственное качество личности, проявляющееся, с одной стороны, как чувство собственного достоинства, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам. С другой стороны, это качество выражается как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство, а для просвещенного человека – это еще познавательная всеядность. Полярность значений «гордости» – явление редкое для нравственных качеств личности. В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой. При воспитании детей следует помнить об этой двойственной природе гордости. Воспитывая гордость за семью, школу, профессию, можно сформировать чувство исключительности, неуважения к другим
Гнев (ст.-слав. – гниль) – одна из основных человеческих эмоций, выражающихся как вспыльчивость, ярость, крик, бранные слова, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, сильная обида на того, к кому он обращен. Гнев губительно действует на психику, расшатывая ее, порождая страх.
Гражданин (др.-рус. – житель города) – житель страны, выполняющий свои общественные функции в органическом единстве и гармонии с личной жизнью. Гражданин – это частный человек и одновременно активно относящийся к решению проблем своего народа, страны. Он имеет определенные права и обязанности по отношению к обществу и государству и в то же время живет обычаями и традициями своего народа. Основные качества гражданина: радение интересов своего народа и государства, порядочность, ответственность, честность, открытость, терпимость, способность к согласию.
Грубость - нравственно-этическое качество личности, характеризующее нарушение правил общения и отношений. Грубость – это невежливость, хамство, дерзость, ругань. Грубиян – это человек, нарушающий этику отношений. Грубость – разрушительное качество личности.
↑ Д: добро, доброта, доверие, деликатность, детство, дружба, дружелюбие, духовность, душа.
Добро – это духовно-нравственная категория, с помощью которой человек выражает высокую положительную оценку какого-либо явления или действия. Понятие добра (и зла) входит во все культуры и религии мира. Как модус духовности, оно отражает отношение человека к идеалу и выражает идеал. Делание добра показывает уровень духовного развития человека. Согласно православию, добро имеет божественное происхождение; присутствие критериев добра в человеческом сознании задано свыше, а потому оно независимо от жизненных ситуаций. Но к добру, его пониманию и особенно созиданию, человека надо вести. Принуждением этого не сделать. Только воспитание в свободе – путь к добру. На этом должны основываться вся отечественная педагогика, семейное и школьное воспитание. Ученые утверждают, что действия и состояния человека, определяемые как добро, ведут к увеличению биологического потенциала вида.
Добро – наиболее общее понятие морали и этики, обозначающее нечто положительное, хорошее, полезное, все, что направлено на благо. Это положительные нравственные ценности.
Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей,
В трактате «Оправдание добра» Вл. Соловьев определял добро как "действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому".
Доброта - Духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра. Доброта – это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, проявляемые даже в ущерб себе, бескорыстно, во имя господства добра, как высшей духовной ценности.
Доверие - духовно-нравственное качество личности, выражающее уверенность в присутствии у другого человека стремления к добру и доброжелательности, а отсюда и вера в его искренность, порядочность, совестливость. Доверие – это способность человека полагаться на кого-то, вверять ему свои чувства и мысли, даже свою судьбу, поручаться за него перед кем-то. Доверительные отношения помогают избегать зла, облегчают решение проблемных ситуаций. Вместе с тем, любое доверие подкрепляется знанием человека и своих возможностей.
Деликатность (фр. – чуткость) – этическое качество личности, выражающееся как предупредительность, вежливость в обращении с людьми и вещами, мягкость в общении и отношениях к чему бы то ни было. Деликатность основывается на глубоком уважении к человеку, доброте и доброжелательности, признании прав другого человека на иное, свое личное отношение к жизни.
Детство - начальный этап развития человека от рождения до 17 лет, этап общего развития, роста, становления в человеке личности. В то же время детство – это самостоятельный самоценный культурологический феномен, имеющий свое особое назначение в жизненном пространстве человека. В практике и науке сложилось два подхода и детству. Согласно одному, наиболее раннему и широко распространенному, детство – это время несовершенства, незаконченности человека, а потому детей надо быстрее воспитывать и образовывать, адаптируя ко взрослой «серьезной» жизни. Согласно второму подходу, детство – это лучшее состояние человека, наиболее богатое и полное, развивающее природные возможности, состояние наиболее естественное, чистое, открытое, непорочное. Разные подходы влекут за собой разную организацию воспитания человека в детстве. Вместе с тем, всеми исследователями детства признается его судьбоносное значение для последующей жизни человека. Кроме того, детство понимается еще и как нравственная категория, как сохранение чистоты, искренности, естественности человеком на протяжении всей жизни.
Дружба - форма взаимоотношений людей, основанная на взаимной привязанности, духовной общности и общих интересах. Выражается дружба в любви и взаимном уважении, почтении, открытости, доверии, бескорыстии. Дружба не стесняет свободы людей, она добровольна, индивидуально избирательна. Но друзей для дружбы рекомендуют предварительно подвергать испытанию и далеко не всякого знакомого признавать другом. Дружба очень самоценна в подростковом и юношеском возрасте. Дети, имеющие близких друзей, развиваются гармоничнее и спокойнее, радостнее живут. У «дружбы» есть довольно устойчивые определения: настоящая дружба, братская дружба, мужская дружба, школьная дружба и т.д. Каждая из них имеет свои особенности.
Дружелюбие – положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. Дружелюбие – это тип отношений друг к другу, основанный на уважении, признании прав. Дружелюбие – это также теплое чувство, лишенное мелких обид. Дружелюбие, как качество личности, лежит в основе воспитания детей в мире, в любви к нему, к спокойному уравновешенному образу жизни.
Духовность - это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души. «Складывается» это свойство в единстве самосознания (интеллекта), поведения (нравственного) и чувства (свободы и достоинства). В жизни человека духовность является той творческой силой, что пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения.
Душа – это особая нематериальная субстанция в человеке, обеспечивающая его личностное развитие. Назначение души – обеспечить развитие человека, предостеречь его от зла и преждевременного разрушения, сохранять индивидуальность. С материальной точки зрения, душа - это функция мозга отражать посредством органов чувств окружающий и свой внутренний мир.
↑ Е: единомышленник.
Единомышленник - это человек, имеющий с кем-либо сходные, одинаковые взгляды и оценки каких-либо явлений и событий. Единомышленники, как правило, тяготеют к общему делу, к общению и объединению.
↑ Ж: жадность, жестокость, жизненный опыт.
Жадность (скупость) (ц.-слав. – желание, стремление) – качество личности, выражающееся как непреодолимое желание и настойчивое стремление владеть чем-либо или кем-либо. Объектом жадности могут быть любые жизненные реалии, как правило, материализованные: деньги, богатство, власть, люди, продукты питания и т.д. Жадный человек неразборчив в средствах достижения цели присвоения. Вместе с тем, у «жадности» есть и другой, вполне нравственный смысл: жадность на работу, жадность на знания.
Жестокость (др.-рус. – суровость) – нравственное качество личности, характеризующее излишне строгое, суровое и даже агрессивно-разрушительное отношение к людям и животным. Это отношение, причиняющее физическую и душевную боль и страдания. Жестокость проявляется в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе, а также в равнодушии и бесчувствии. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других. В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата. Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности.
Жизненный опыт – совокупность жизненных событий в пределах биографии одного человека. Жизненный опыт – это социальная биография индивида, индивидуальная история человека на Земле. Он определяется наличием повторяемых и поворотных событий, «сменой вех», жизненной позицией и способами ее реализации. Основой жизненного опыта является духовная жизнь человека. Этот опыт вырастает из страданий, из победы воли над желаниями. Только такой опыт приводит к мудрости. Жизненный опыт есть основа профессионализма, педагогического мастерства, он – и источник, и средство, и результат развития человека.
↑ З: забота, зависть, заносчивость, злопамятность, знание.
Забота (др.-рус. – хлопоты) – деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. Заботиться можно о ком угодно и о чем угодно: о младших и о старших детях, о престарелых людях, о друзьях, о семье, а также о животных, о птицах, об урожае, о порядке и т.д.
Зависть (ст.-слав.) – нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других.
Заносчивость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как высокомерие, надменность. Заносчивость порождается на основе завышенной самооценки личностью своих достоинств и заниженной самооценки недостатков. В целом же это негативное качество мешает достойному общению с другими людьми, делает человека неуживчивым в коллективе.
Злопамятность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как мстительность, обида, непрощение по отношению к обидчику. Злопамятность – это память на плохое, на причиненное зло и ответ злом на зло. Это качество является отрицательным, ибо в основе имеет низшие человеческие чувства, инстинкты, оно мешает человеку быть искренним, терпеливым, добрым. Неумение прощать мешает гармонично жить и самому человеку: разрушает его психику, доводит до агрессии, ненависти. Совершение мести успокаивает его.
Знание (др.-рус. – делать известным) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существуют в форме понятий, суждений, законов и т.д. Оно имеет структуру (конкретное и абстрактное знание), функции (оперативное и перспективное знание) и содержание (тему, объект, предмет языкового отражения). Оно существует в письменной и устной форме. Знание – это интеллектуальная собственность и общественное достояние. Это одно из начал человеческой жизни как личности, как общественного существа. Некоторые, наиболее глубокие знания носят сакральный характер и открываются, т.е. становятся доступными далеко не всем. Лишь талантливые ученые, поэты, художники «видят» в действительности значительно больше, чем большинство людей. В системе образования дидактическим эквивалентом знаний является содержание образования (обучения). В этом смысле здесь знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. Знание беспредельно, исторично, динамично.
↑ И: интеллигентность, искусство (настоящее искусство).
Интеллигентность (лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей. Интеллигентность есть высокая степень развития мышления, и особенно политического, этического, философского, обеспечивающего глобальность мировосприятия, способность быстро адаптироваться в инокультурной среде. Данное качество личности не несет в себе национальных особенностей, оно внеисторично и внекультурно, оно скорее космополитично. Чаще всего термин употребляется для обозначения этикетного качества человека, характеризующего его культуру общения.
Искусство - форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Искусство – составная часть духовной культуры человечества. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
Настоящее искусство – проверенное временем, не оставляющее человека равнодушным, творение, оставившее след в истории, несущее культурную и историческую ценность.
↑ К: книга, книжные памятники, коварство, конфликт, компетентность, культура, красота, ксенофобия.
Книга - важнейшая исторически сложившаяся форма закрепления информации, предназначенная для повторяющегося воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Современная К. — произведение печати в форме кодекса (свода) с определенным минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц). К. играет огромную роль в жизни человека, в сфере научного исследования и в развитии культуры. Является основным средством материального воплощения и распространения художественной литературы.
"...книга - произведение духовного и материального творчества, представленное в знаково-символьной или изобразительной форме, воспроизведенное, как правило, на бумажной или пергаменной основе в виде рукописного кодекса или печатного издания любой материальной конструкции (собственно книжного, газетного, журнального, листового, карточного, комплектного);
Книжные памятники истории и культуры(книжные памятники) - отдельные книги, книжные коллекции, обладающие выдающимися духовными, эстетическими или документирующими достоинствами, представляющие как таковые общественно значимую научную, историческую и культурную ценность и охраняемые специальным законодательством;..."
Коварство (др.-рус. – ковать) – действия (и слова), причиняющие зло под видом или под прикрытием добра. Злонамеренные, злоумышленные действия под покровом показной доброжелательности. Коварство может быть отрицательной нравственно-этической чертой личности, если человек часто использует его как метод решения своих проблем и достижения цели. Коварный человек вечно замышляет недоброе, наносит другому человеку неожиданные удары, строит козни. В дореволюционном лексиконе было слово «ковы» с тем же значением. Смысл «коварства» пошел от слова «ковать», т.е. бить, рубить, наносить удары.
Конфликт (лат. – распря, спор) – столкновение равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, идей, характеров, настроений, действий, вызывающее отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Конфликт требует от его участников активных действий, вступления в борьбу за свои идеи, цели и т.д. В нем возможна несовместимость сторон, что может стать источником душевных травм. Конфликты различают как внутренний разлад человеческих устремлений, и как разлад с внешними обстоятельствами, в том числе межличностные конфликты.
Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность делает специалиста более конкурентоспособным на рынке труда. Но самое главное – она повышает удовлетворенность деятельностью, дает радость труда.
Культура (лат. – возделывание) – это совокупность всего, созданного рукой и духом человека, т.е. те материальные, художественные и духовные ценности, которые сотворены в процессе общественно-исторической практики людей; это позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству. Культура служит благу человека, его духовному и физическому здоровью; она включает в себя не только общественную деятельность людей по воспроизведению и обновлению общественного бытия, но и сложную работу по восстановлению и преображению человеческой природы – духа, души и тела, труд по воспитанию культуры ума и сердца. В обществе культура выполняет многие функции: освоения и преобразования мира, коммуникативную, сигникативную, накопления и хранения информации, проективную, нормативную и защитную. Культура всегда есть культура определенного народа, выражает особенности его вероисповедания, национальности, истории, места проживания и т.д. Это, как говорят ученые, «вторая природа» человека. Она дает смыслы человеческому бытию, делает его бесконечно развивающимся и сохраняющим себя. Культура – средство социализации человека, его приобщения к общественному целому. И потому она тесно связана с педагогической и вообще воспитательно-образовательной деятельностью. Деятельность педагога и есть трансляция культуры как опыта прошлых поколений новому поколению. Учитель, через культуру, является посредником между историческим прошлым народа и его будущим.
Красота – высшая мера совершенства, высшее эстетическое качество чего бы то ни было. Красота проявляется в способности человека видеть и воспринимать это совершенство. В своей эволюции красота обеспечивает естественный отбор и выступает критерием развития как объекта восприятия, так и самого восприятия человека. Красота – это цель, к которой стремится развивающаяся жизнь. Совершенства вне красоты нет, она поднимает человека к истине. Многие чувства, например, любовь, дружба, верность, доверие, основаны на красоте собственных действий. Видение красоты зависит от степени духовности человека, его нравственного состояния. Красота очищает, возвышает, облагораживает, одухотворяет людей.
Ксенофобия (гр. – чрезмерная неприязнь) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как неприязнь, навязчивое избегание, страх перед всем чужим, непривычным и особенно иностранным, болезненное восприятие незнакомого, отторжение иного, не своего, нетерпимость к новизне, инакомыслию. Это отношение неприязни может доходить до ненависти, агрессии
↑ Л: лесть, лидерство, лицемерие, ложь, лояльность, любознательность.
Лесть (ст.слав. – обман) – безнравственное действие человека, высказывающего похвалу, одобрение другому человеку с корыстной целью. Это притворная похвала, с выгодой для себя и не соответствующая истине. Лесть и сформированное на ее основе нравственное качество льстивость – это угодливость, потворство, прельщение самолюбия, лицемерие. В то же время слово «лестный» используется в более мягком смысле, как комплиментарность, возможно и заслуженная, и непременно удовлетворяющая самолюбие того, к кому обращено (например, комплимент, отзыв, рецензия).
Лидерство (англ. – ведущий) – ролевая позиция человека в группе, выражающая в неформальном признании его авторитета всеми членами этой группы. Лидерами становятся благодаря личным качествам и умениям выполнять лучше других какую-либо деятельность, способствующим всеобщему признанию. В системе межличностных отношений лидер играет ведущую роль: его слушают, ему подчиняются, его уважают и берегут. Стиль отношений лидера и группы может быть различным: авторитарным, демократическим и попустительским. Как правило, лидер выдвигается на основе выполнения какой-либо деятельности, так что в каждой из них у группы может быть свой лидер, т.е. свой признанный авторитет.
Лицемерие (ст.слав. – двуликий) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в способности человека притворяться, прикидываться добрым, порядочным, доверчивым и вообще нравственно положительным человеком, совершая исподтишка зло, преступление добра. Лицемерный человек принимает на себя одну личину, действует по другой.
Ложь (ст.слав. – ложь) – качество безнравственного поведения, проявляющееся в преднамеренной неправде, обмане, искажении событий, сокрытии правды, уходе от истины в отношения человека с самим самой и другими людьми. Ложь нередко «дружит» с ленью, завистью, насилием, со слабой волей, но может порождаться и бессилием, незащищенностью человека. Страх может порождать ложь как способ самозащиты.
Лояльность (фр. – верный) – тип человеческого поведения, проявляющегося в терпимости и добром отношении к властям, другим партиям, обществам и событиям. Лояльность – в лучшем случае нейтральность, невмешательство даже при условии внутреннего несогласия. Внешне лояльность выражается в очеловеченном, открытом, приветливом, непротиворечивом поведении человека.
Любознательность - интеллектуально-нравственное качество личности, выражающееся как общая недифференцированная направленность на познание, приобретение новых знаний, на поиск ответов на возникающие вопросы. Любознательность основана на врожденном исследовательском инстинкте, она является мощнейшим стимулятором в учебной деятельности. Любознательный человек пытлив, активен, он находит удовольствие от интеллектуальной деятельности, от самостоятельной деятельности вообще, он радуется возможности приобретать новые знания и умения, он готов ради этого преодолевать препятствия.
↑ М: малодушие, меркантильность, мечта, мораль, мстительность, мудрость.
Малодушие (др.-рус.) – нравственное качество личности, характеризующее человека как слабовольного, нерешительного, трусливого. Малодушный человек легко поддается случайному влиянию, он, как говорят в народе, мягкотелый, опасливый, мнительный. Интересно, что слово «малодушный» произошло от названия помещика, имеющего мало крепостных крестьян в своем владении – мало душ. Сегодня так говорят о человеке, у которого «мало души» как стержня личности. Малодушие – признак слабого человеческого духа.
Меркантильность – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в мелкой расчетливости, в отношении к людям как средству личного благополучия.
Милосердие (ст.слав. – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде.
Мечта (др.рус. – видение, призрак) – мысленное представление желаемого будущего, создание образов воображения о предмете желания, хотения, стремления. Мечта – это видение того, чего нет и может не быть. Образ мечты может быть расплывчатым, неясным, но приятным и желаемым. Такая мечта называется грезами. Мечта может уводить от жизни и ее проблем и быть несбыточной. Излишнее предание мечтам порождает такое качество как мечтательность. Однако, бывают вполне продуктивные мечты, вполне реализуемые. Такие мечты имеют стимулирующий характер, они способствуют развитию активности, поддерживают оптимизм, веру в успех. Это мечты – мотивы деятельности.
Мораль (нравственность) (лат. – нравственность) – это способ духовного существования личности, духовный рычаг общества. Проявляется как форма общественного сознания, устанавливающая нормативно-оценочные правила поведения человека в обществе и его личной духовной жизни. Функции морали: регулирование поведения, сознания и чувств человека; обеспечение согласования отношений и деятельности людей; создание критерия нравственности в оценке общественной и своей собственной дисциплины. Мораль исторична и по природе культурологична: он всегда тесно переплетается с обычаями, традициями, ценностными ориентациями общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, их характеров, убеждений.
Мстительность (др.рус. – попеременно друг друга) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в действиях расплаты злом за зло, за причиненные человеку обиды и неприятности, за смерть и болезни. Проявляется как неуступчивость, непрощение, злопамятность, чувство возмездия. Мстительность порождается низшими человеческими эмоциями и инстинктами. Мстительный человек часто угрюм, зол, мнителен. Он готов мстить за любую обиду, реальную или мнимую.
Мудрость (слав. – живой) – глубина ума, основанного на понимании главных, важных, исходных и конечных смыслов и ценностей жизни, умении различать добро и зло, истинное от ложного. Достичь ее простым познанием и многознанием нельзя, не все может дать и богатый личный опыт. Мудрость – это духовно-нравственный фактор, изначально прочное, надежное видение человеческой жизни.
↑ Н: надежда, наука, начитанность, находчивость, несправедливость, ненависть, нежность, нетерпимость.
Надежда – обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного.
Наука (гр.) – сфера человеческой деятельности, задачей которой является познание действительности, выявление законов развития природы и общества. Наука всегда технологична, объективна, рациональна. детерминирована, доказательна. Наука, как по своей технологии, в смысле средств получения знаний, так и по своему содержанию, т.е. добытому знанию, является венцом мыслительной работы человеческого рассудка. Наука является отраслью культуры, созданной впервые греками. Она строится на исследованиях и их результатах и служит средством рациональной реконструкции мира.
Начитанность – положительно интеллектуальное качество личности, проявляющееся как любовь к чтению, знание разнообразной литературы и понимание прочитанного. Начитанность характеризует человека эрудированного, с высокой читательской культурой. Начитанный человек хорошо помнит прочитанное в деталях, много знает наизусть, способен сопоставлять источники, мысли между собой. С начитанным человеком легко и интересно общаться.
Находчивость – положительное этическое качество личности, выражающееся как сообразительность, способность легко и быстро находить нужные слова и выходы из трудных положений и проблемных ситуаций. Находчивость – качество удачливого человека, умеющего всегда быть в нужном месте и в нужное время. Слово «находчивость» произошло от «находить» себя, т.е. «оставаться при себе, при памяти и сознании, не потеряться, не утратить присутствия духа» в любой ситуации.
Несправедливость – нравственная категория, с помощью которой оцениваются дела и поступки как ошибочные, нарушающие правила, нормы, обычаи, как ложные, неверные. Несправедливость – это то, что делается вопреки закону и принятым нормам.
Ненависть – чувство неприязни, отвращения, злобы, вражды, рожденное на отрицательной оценке каких-либо людей и их деяний. Ненависть почти всегда инстинктивна. Ненависть как эмоциональное состояние делает человека грубым, нетерпеливым, безрассудно жестоким, злым.
Нежность - положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как ласка, мягкость в общении, как любовь, признание другого человека. Это может быть нежное, ласковое, мягкое, доброе слово или поступок, приятное и тонкое (не грубое) обращение. Нежность – это и качество вещи, тоже отражающее ее мягкость, хрупкость, тонкость.
Нетерпимость – отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к непривычным (иным) взглядам, оценкам, вкусам, обычаям, привычкам, вере. Это неприятие всего «иного», не принятого, нетрадиционного, неординарного, осуждение его. Нетерпимость подталкивает к борьбе, к запрету, к ненависти.
↑ О: обучение, ограниченность, отзывчивость.
Обучение - процесс непосредственной передачи общественного опыта и восприятие и усвоение его обучающимися. Этот процесс направлен на развитие и тех, кто передает этот опыт как информацию, и тех, кто его принимает, усваивает. Обучение – процесс двусторонний. Он включает в себя процесс преподавания, т.е. дидактическую деятельность учителя, и процесс учения самого учащегося. Обучение – это систематизированное научение ребенка окружению, организованное в соответствии с дидактическими принципами. В результате его изменяются сознание, поведение и чувства ребенка. Дети постигают мир таким, каким он является для взрослых, и постепенно накапливают собственный опыт обращения с ним. Современное обучение сориентировано на усвоение знаний и не помогает в развитии интуиции, духовности человека, что является основным препятствием в целостном гармоничном развитии человека.
Ограниченность - отрицательное интеллектуальное качество личности, характеризующее человека с узким кругозором, узкими интересами, неэрудированного и даже плохо информированного. Ограниченность не позволяет человеку понять этот недостаток и преодолеть его. Ограниченные люди не могут глобально или просто обобщенно мыслить, не могут принимать дееспособных решений. Способ преодоления этого качества – смирение перед познанием, в том числе и книг, развитие наблюдательности, воспитание интереса к жизни.
Отзывчивость - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатии, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизме, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей
↑ П: патриотизм, подвиг, правда, прощение, предательство.
Патриотизм (гр. – родина, отечество) – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство. Патриотизм как отношение к своей родине не исключает уважения к другим народам, государствам, он не есть чувство национального превосходства и желания жить благополучно в ущерб другим. Впервые в русском языке слово появилось во времена Петра I.
Подвиг (ст.слав. – двигаться далее) –это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Это героизм, самоотверженность, жертвенность.
Правда - то, что соответствует действительности; истина.
Прощение - отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его.
Предательство – тягчайший проступок человека, характеризующий его духовно-нравственное состояние, нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Предательство – это измена, доносительство, неожиданная месть. Предательство – категория моральная, оно возникает как антипод преданности. Причины предательства могут быть самые разные: фанатизм, зависть, ревность, болтливость, страх, проявление физической слабости.
↑ Р: равнодушие.
Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения. Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.
↑ С: самовлюбленность, самовоспитание, самопожертвование, самостоятельность, свобода, совесть, справедливость
Самовлюбленность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как горячая любовь к себе – своему внешнему виду, поступкам, словам, чувствам. Это некритическое отношение к себе, граничащее с эгоизмом, личностно-центрированное отношение к жизни. Явление самовлюбленности еще называют нарциссизмом. Согласно древнегреческое мифологии один прекрасный юноша по имени Нарцисс, увидев в воде свое отражение, влюбился в него и умер от этой любви. Боги превратили его в цветок нарцисс в наказание за то, что он не посчитался с природой и не полюбил нимфу по имени Эхо.
Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных, разновидность самосовершенствования. Самовоспитание – интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя.
Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности.
Необходимые компоненты самовоспитания — самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
Самопожертвование – действие человека, жертвующего собой, своими выгодами, материальными благами в пользу других, нуждающихся в этом. Это добровольная и радостная жертва, лежащая в основе роста и развития человечества.
Самостоятельность – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Это волевое свойство, основанное на умении анализировать жизнь, систематизировать данные, планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без посторонней помощи. Существует самостоятельное мышление, ум, суждения как готовность памяти к приобретению и активному использованию знаний, навыков, умений в конкретных ситуациях. Есть также самостоятельность действий, работы, самой познавательной деятельности как готовность к новациям и инновациям, к творчеству в изменяющихся условиях среды. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению.
Самокритичность – духовно-нравственное качество личности, выражающееся как вскрытие и признание своих собственных ошибок, недостатков, недоработок. Это критичное отношение к себе самому, основанное на самодиагностике, самоанализе, самооценке, Самоконтроле
Самооценка - оценивание человеком своих собственных достоинств и недостатков, понимание своих особенностей и поступков. Самооценка есть степень развития самосознания, когда возникает определенное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности. Она выражается в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности. Это мнение лично о себе в сравнении с другими, это одна из форм рейтинга, проведенного человеком для «внутреннего пользования». Регулятивная функция самооценки проявляется в своеобразном творческом отношении к собственной личности, т.е. в стремлении изменить, улучшить себя. Самооценка развивается в процессе самоанализа, в процессе овладения рефлексией. На самооценку не редко влияет настроение, переживание, хотя в целом это явление устойчивое. Низкая самооценка порождает комплекс неполноценности, завышенная – самомнение, самолюбование, самодостаточность и т.д.
Свобода (др. рус. – свой) – степень автономии человека в его взаимодействии с внешним миром и, в первую очередь, с другими людьми, с обществом; это степень его внутренней независимости. Выражается она как способность действовать (принимать решение, делать выбор, самостоятельно воспринимать, мыслить, оценивать) согласно своим интересам, целям, ценностям, способностям и возможностям. Степень свободы зависит как от субъективного фактора (состояния организма, характера, воспитания), так и внешнего объективного (предоставленных законом, обычаями, традициями свобод; законами природы; экономическими и политическими условиями). В итоге свобода связана с самоопределением, самосознанием человека, аккумулирующего все эти фактора. Свободный человек способен управлять собой – своими желаниями, стремлениями.В русской культуре понятие свободы тесно связано с понятием правды и справедливости.
Скупость (др. рус. – скупить) – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как неумеренная бережливость, нежелание помочь другим, поделиться чем-то, расстаться с имеющимися сбережениями. Это разновидность жадности. Особенность скупости в том, что скупой человек и к себе скуп, он лишает себя даже того, что имеет.
Слово (ст.слав. – звук, зов) – называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык – это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними.
Совесть (ст.слав. – единая весть) – естественное моральное сознание человека, его способность различать добро и зло, осуществлять самоконтроль своей жизни и деятельности. Совестливый человек, т.е. человек, чувствующий свою совесть, более нравственно ответственный за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Совесть есть врожденный нравственный закон внутри человека, строгий и неподкупный судья («Совесть без зубов, а загрызет»). Она определяет развитие других качеств личности.
Сознательность - совокупность свойств, качеств, помогающих человеку правильно разбираться в окружающей действительности, определяя свое поведение.
Сопереживание (сочувствие) – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в способности переживать радость и горе другого человека. Сопереживание – это удовлетворение за успехи других людей, без зависти и ревности. Сопереживание – это восприятие боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и все из любви к нему. Такое причастие к жизненным переживаниями близких людей основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании их душевного и физического состояния. Сопереживание – это представление себя в роли человека, переживающего радость или горе и действия по отношению к нему такие, какие человек хотел бы получить к себе, будучи реально в таком состоянии. Сопереживание граничит с ответственностью, с личностным восприятием жизни, с желанием людям добра.
Счастье - состояние человека, выражающееся в удовлетворенности своей жизнью, полноте и осмысленности жизни. Это понятие, обозначающее оптимальное для человека сочетание различных факторов, способствующих появлению чувства удовлетворения, радости, оптимизма, надежд. Счастье иногда понимается как удача, благосклонность души, состояние благополучия. В опыте конкретного человека счастье – это состояние свободы, уравновешенности, спокойствия, отсутствия неврозов и конфликтов, возможность быть самим собой. «Счастье» близко к понятию «часть», а «с» означало «своя», «со мной». Счастье человеку не дается с рождения, к нему стремятся, преодолевая преграды. Состояние счастья и его переживание полностью зависит от духовно-нравственного развития человека: можно быть богатым, умным или красивым человеком, но при том испытывать несчастье и наоборот, быть счастливым, ничего не имея
↑ Т: такт, тактичность, талант, творчество, традиция, труд, трудолюбие, трусливость.
Такт (нем. – прикосновение) – мера, характеризующая поступок или поведение человека в целом как соответствующие условиям и требованиям, предъявляемым обществом и профессией. Проявляется как чувство меры, т.е. своевременности, определенной силы, деликатности, соблюдения норм приличия. Слово «такт» заимствовано педагогикой из музыковедения, где обозначало метрическую меру отношений тонов.
Тактичность – положительное нравственно-этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих. Тактичность – это качество, с помощью которого человек регулирует и гармонизирует свои отношения с людьми.
Талант (гр. – выдающийся) – высокая степень способности личности к определенной деятельности, выражающейся в умении совершать эту деятельность с любовью, быстро, высококачественно и оригинально. Талант – это одаренность, расположенность человека к деятельности, что во многом определяет судьбу человека.
Творчество – способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы традиционного, привычного, заданного бытия. Некоторые ученые считают творчество высшей формой мышления и деятельности, основой мастерства, характерным признаком таланта человека. Оно может проявляться в любом виде деятельности человека. Через творчество человек реализует себя как личность.
Традиция (лат. – передача) – способ хранения и преемственной передачи социального опыта в человеческих общностях (семье, классе, школе, селе, городе, обществе). Так, хранятся и передаются обычаи, привычки, взгляды, оценки действия. Посредством традиций осуществляется социальное наследование тех или иных качеств, действий, отношений. Складываются они на основе длительного опыта совместной жизнедеятельности и проявляются как стереотипы поведения и общения, в устойчивости общественного мнения, убеждений.
Труд – (др.рус. – работа, рвение) сознательное, постоянное и целенаправленное совершение действий по физическому или духовному преобразованию действительности, выступающих одновременно способом добывания средств к существованию. Труд обеспечивает развитие человека и его движение вперед, правда, при условии любви к труду и творческого отношения к нему.
Чтобы его совершать, нужно мужество, терпение. Труд благословенен и благодетелен для человека. «Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние» (К.Д. Ушинский) Во времена Владимира Мономаха труд физический и умственный не противопоставлялись. Первый рассматривался как необходимая предпосылка для успеха второго, а второй как облагораживающий первый, делающий человека сильным, мудрым.
Трудолюбие – положительное духовно-нравственное и волевое качество личности, состоящее в стремлении и умении добросовестно, увлеченно и с чувством удовлетворения совершать трудовой процесс, выполнять трудовые функции. Для трудолюбия важны волевые усилия, организованность, дисциплинированность, настойчивость.
Трусливость (др.рус. – трясение) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как боязнь трудностей, неприятностей, боли для себя лично и как неспособность сдерживать и преодолевать страх перед ними. Трусость часто лежит в основе предательства, лжи и многих других пороков.
↑ У: учитель.
Учитель (настоящий учитель) - это человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Но учитель – это прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им.
Такая высокая роль учителя может сочетаться с выполнением сугубо учительских функций в школе, а может выполняться добровольно совсем не школьным педагогом, например, духовником, старшим другом, братом или отцом. Учитель в этом смысле – это тот, кто выслушивает ребенка, неустанно наблюдает за его ростом, предоставляет необходимую свободу, дает нужные советы, предостерегает от предательства, суеверия и лицемерия. Учитель должен быть близок ученику, иначе нет учения.
Современная педагогика считает, что учителем может быть только духовно развитая, творческая личности, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, большим педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель должен понимать сущность и самоценность образования. Учитель – это и посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением.
↑ Ф: фантазия.
Фантазия (лат. – плод воображения) – мысленная психическая деятельность, создающая воображаемые образы и ситуации, не существующие в жизненном опыте человека. Фантазия – это воображение, изобретательная сила ума, самобытное творчество человека. С ее помощью человек может опережать события, проектировать деятельность. Слово «фантазия» когда-то было именем сына бога сна Гипноса, спящего в виде неодушевленного предмета – то земли, то воды, то дерева или камня. С тех пор этот мифологический образ сохранил себя в названии образа поэтического, психологического, мысленного.
↑ Х: халатность, ханжество, характер, хвастливость, хитрость, храбрость.
Халатность (араб.) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безответственное, небрежное и недобросовестное отношение к делу, как работа «спустя рукава». Название этой черты произошло от слова «халат» - домашней одежды, просторной, не стесняющей движений, теплой и уютной. Халат позволял расслабиться, отдохнуть, отойти от дела. Отсюда и «халатность», характеризующая отход от дела, от серьезного и усердного его выполнения, расслабленность и даже леность.
Ханжество (тур. – паломник) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как демонстрация своих добродетелей вопреки своей внутренней сути и противоречащая ей. Это притворно-добродетельное, показное благочестие, рассчитанное «на публику» и используемое для извлечения выгоды доверия, признания, поощрения, повышения в должности и т.д.
Характер (гр. – метить, клеймить) – совокупность устойчивых свойств личности, отражающих ее разнообразные отношения к чему бы то ни было – к себе, друзьям, работе, отдыху, познанию, искусству, обществу и т.д. Характер делает человека узнаваемым, как бы наделенным приметами, особыми признаками. При наличии характера человек становится способным проводить в жизнь свои идеи и осуществлять замыслы, проявлять волю и силу, быть творческим. Всю жизнь человек занимается воспитанием своего характера. Через характер человек овладевает средой и адаптируется к ней.
Хвастливость (ст.слав. – хвалить, славить) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как бахвальство, высокомерное представление о своих достоинствах, как вранье и ложь о своих успехах, как нарочитое прославление себя. Хвастливые люди любят говорить о себе, своих реальных и мнимых победах, быть на виду, получать похвалу.
Хитрость – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в ловкости, обмане, лукавстве, тайном действии, скрытом поступке. Хитрость – способ обмануть бдительность противника или средство получить какой-либо желаемый иной результат.
Храбрость (фр. – острый, твердый) – положительное нравственно-волевое качество личности, характеризующееся как мужественность, смелость, неустрашимость. Проявляется как способность личности к преодолению страха, неуверенности и сомнений, как способность в ситуации опасности рисковать собой ради достижения цели. Храбрый человек решительный, уверенный в победе, тверд в решениях, у него есть воля для преодоления преград.
↑ Ц: цель, целеустремленность, ценности (вечные ценности).
Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.
Целеустремленность – положительное нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как способность личности ставить ясные и доступные цели и задачи деятельности, действий, поступков, основываясь на жизненных принципах, личных взглядах и убеждениях, нравственных установках. Целеустремленность – это и сосредоточенность действий, мыслей и чувств на непреклонном движении и достижении поставленной цели.
Ценности – понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного. Это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.
Вечные ценности - ценности, которые важны во все времена и для всех людей. К таким ценностям относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза, честность и другие. Вечные ценности важны для для духовно развитого человека.
↑ Ч: чтение, честь.
Чтение – смысловое восприятие и понимание письменного текста. Чтение – это всегда реакция на текст автора, что зависит от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. При чтении происходит связь слов произносимых (мысленно или вслух) с личным опытом и описываемыми событиями, с авторским видением их. В этом смысле всегда есть сотворчество, сопереживание, есть диалог с автором (это происходит даже при чтении учебников). Методика обучения чтению строится на понимании чтения как вида деятельности, т.е. как информационно-ценностного и культурно-исторического процесса. Чтение – это форма познания и общения. Понимание прочитанного – основная задача чтения. Чтение – это феномен человеческой жизни, речевой онтогенез. Активная речь есть основа развития и обучения человека. Существуют разные виды чтения: вслух, «про себя», скорочтение и т.д.
Честь - это свое собственное и общественное мнение о себе, своих достоинствах и добродетелях. Честь – форма нравственной оценки всей жизнедеятельности человека. Это то, что составляет сущность человека и зависит от него, но утверждается и оценивается более извне. Это то, что в народе называют доброй славой и доброй молвой. Честь – это совесть, уважение к самому себе, выражающее стремление приблизить свою жизнь и деятельность к идеалу. Честь и ее защита есть способ проявления и защиты достоинства. Человек с честью остро чувствует оскорбления, унижения, упреки в нечестности, лжи и других злонамерениях. Не совершающий их будет защищать себя от посягнувших на честь даже ценой жизни. Понятие о чести для человека есть сильный стимул нравственного совершенствования и духовного роста.
↑ Щ: щедрость.
Щедрость (ц.слав. – добродушный) – положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека гостеприимного, милостивого к нуждающимся, способного делиться с другими своими знаниями, умениями и материальными средствами, имуществом.
↑ Э: эгоизм, экология, этикет.
Эгоизм (лат. – «я») – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как себялюбие, забота об удовлетворении лишь своих потребностей.
Экология (гр. – вести дом) – наука, изучающая общие законы функционирования всего живого в этом мире, в том числе в социальных и техногенных условиях, отношения живых организмов и окружающей среды. Экология исследует популяции, среду обитания живых существ, включая человека, положение человека как вида и общества в экосфере планеты.
Этикет (фр. – чин, порядок) – правила поведения, установленные для определенного общества, сословия, видов деятельности. Этикет – это внешние формы поведения – обхождение, манеры, одежда, речь, мимика, пантомима и т.д. Он включает правила поведения при знакомстве, в общении, за столом, при прощании. Эти правила регламентируют действия, их последовательность создает определенную церемонию.