Пример итогового сочинения к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека"
Тема: Возможна ли гармония в отношениях "отцов и детей"?
Возможна ли гармония в отношениях «отцов и детей»? Этот вопрос волнует вот уже не одно поколение. Если задуматься, то конфликт «отцов и детей» можно назвать одним из старейших в истории человечества, более того, он выходит далеко за рамки семейного. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо обозначить, что именно мы понимаем под словами «отцы» и «дети». Отцов во всех смыслах объединяют определенные параметры: наличие опыта, приверженность традициям, часто преклонный возраст, всегда - консерватизм. В связи с этим детям присуще совершенное противоположное: отсутствие опыта, свежий взгляд на жизнь, стремление к чему-то новому, отрицание старого. Достижение гармонии в отношениях отцов и детей – это сложный путь, который можно пройти , но для этого важно проявляться гибкость, быть способным к самоанализу, уметь увидеть в человеке нечто «родственное», то, что сближает. Более подробно раскрыть свой тезис я бы хотела, проанализировав роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Ярким примером в произведении является известный спор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Они не просто представители «старого» и «нового», а ярые защитники своих идей, непримиримые оппоненты. Базаров –представитель демократической интеллигенции, нигилист, отрицающий любые авторитеты, Кирсанов же – аристократ, консерватор, приверженец традиций. Базарову чуждо искусство, в то время как Кирсанов любит и ценит его. Базаров - циник, способный отказаться от чувств скорее, чем от своих идей, Кирсанов – романтик, смысл жизни которого – любовь. Базаров мечтает о будущем, Кирсанов ностальгирует. Несоответствие точек зрения постепенно перерождается в серьезный конфликт, который ставит жизни героев под угрозу. Их взгляды на жизнь слишком сильно отличаются, потому их спор не способен «рождать истину». Каждый из этих героев - максималист. Но неужели совершенно разные люди не способны достичь гармонии в отношениях? Возможно, это прозвучит слишком наивно, но я считаю, что люди, пусть даже совершенно разные, способны понять и принять друг друга. Для этого необходимо основываться не на том, чем они отличаются, а на том, что их объединяет – это любовь к миру, в котором они живут. Эта любовь – вот ключ к решению проблемы. Возможно, ради великой цели противоположные герои способны объединиться, улучшив свои «теории». И пусть Базаров разрушает, а Кирсанов позволяет разрушить то, что должно быть разрушено, но именно Павел Петрович может предложить такому цинику, как Базарову, идею о новом мире. Ведь Базарову для создания чего-то нового и прекрасного не хватает опыта, а Кирсанову – смелости. Они могли бы дополнить идеи друг друга. На фоне явного спора в произведении разворачивается не менее важный для понимания проблемы конфликт между Аркадием Кирсановым и Николаем Петровичем. Они не вступают в полемику, а действуют мягко. Их спор «молчалив», но является не менее серьезным, чем спор Базарова с Павлом Петровичем. Аркадий, ослепленный идеями своего «учителя», возвращается в родной дом, где на все старается смотреть через призму нового мировоззрения. Он начинает стыдиться своего отца, «подсовывая» ему «правильную литературу», ранит его своей бестактностью. Однако Аркадий все же «сын своего отца», потому в нем есть многое от Николая Петровича, в то время как идеи Базарова - это нечто искусственное, навязанное. К счастью, общие черты характера Николая Петровича и Аркадия – мягкость, склонность к уступкам, готовность к новому, гибкий ум, отсутствие излишней самоуверенности позволяют им найти пути решения конфликта. Так, мы видим, что для гармонии важна гибкость натуры, способность слышать кого-то, кроме себя, осознавать, что твое мнение не всегда и не во всем может быть истинным.
Таким образом, можно сделать вывод: гармония во взаимоотношениях отцов и детей, безусловно, возможна. Для ее достижения важно научиться слушать друг друга, избавив свои идеи от маркировки «истина в последней инстанции», важно видеть в человеке не то, что отличает от него, а то, в чем вы схожи. Можно работать вместе во имя чего-то великого, если каждый привносит что-то свое. Тогда получается нечто прекрасное, новое, не лишенное души.