Решать
Вариант 1 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Как-то ночью пр(е/и)ш..л первый замор..з..к. Он н..дышал хол..дом на стёкла в дом.. и они з..потели. Мороз п..сыпал з..рнистым2 ин..ем крыши з..хрустел под ногами. Одни только звёзды как буд(то) обрадовались первому морозу и св..ркали гораздо ярче, чем в тёплые летн.. ночи. В эту ноч.. я пр..снулся от протяжного и пр(е/и)ятного звука – п..стуший рож..к пел в темн..те. 3а окнами едва з..метно голубела3 з..ря.
Я оделся и выш..л в са(д/т)4. Ре(з/с)кий воздух обмыл лицо водой — сон сразу прош..л. Разг..рался ра(с,сс)вет. С..нева на восток.. см..нилась б..гровой мглой, похож..й на дым пожара. Мгла эта св..тлела делалась всё пр..зрачнее сквозь неё уже были видны д..лёкие и нежные страны зол..тых и розовых обл..ков.
(По К. Паустовскому)
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели. Мороз посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков. (По К. Паустовскому)
Задание 2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
зерн -корень, ист – суффикс, ым – окончание , зернист-основа
Зернистым от зерно - суффиксальный
(3) - морфологический разбор слова;
голубела (3)
1. Голубела (что делала?) - глагол, н. ф. - голубеть.
2. Пост. – несов., невозвр., непереходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Я оделся и вышел в сад.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: я (подлежащее, выражено местоимением) оделся (и) вышел (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (вышел) в сад - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом;
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: рассвет;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 7 букв и 6 звуков, так как СС обозначает 1 звук.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
торты, балуешь, включит, местностей
тОрты, балУешь, включИт, мЕстностей
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Зурин взглянул на часы, положил кий, и объявил мне, что я проиграл сто рублей.
сущ., гл., предл., сущ., гл., сущ., союз, гл., мест., союз, мест., гл., числ., сущ.
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый вкуснейший торт
2) десять килограммов
3) пятистами рублями
4) двое медвежат
самый вкусный или вкуснейший; пятьюстами рублями
Задание 7Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Баян в плотном деревянном футляре штука тяжелая.
2) Камыши стояли неподвижно и как будто дремали.
3) Васька был очень умный и послушный.
4) Ретив и смирен верный конь.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Баян в плотном деревянном футляре – штука тяжелая.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.
2) Что вы профессор смеетесь?
3) Звезды высоко но не ярко блестели на небе.
4) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Что вы, профессор, смеетесь?
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1)Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. (2)Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. (3)Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать, ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. (4)Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. (5)Только тогда будет его интересно слушать.
(6)И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. (7)Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. (8)Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
(9)А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. (10)Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в выражениях спорящего с вами. (11)Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. (12)Тогда оно встретит сочувствие.
Задание 9Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Самое главное в хорошем выступлении – заинтересованность и добрая позиция оратора, постепенное развитие мысли.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Выступающий должен быть сам заинтересован своим выступление, чтобы заинтересовать других.
2) В выступлении не должно быть равноправных мыслей.
3) Выступайте с добрых позиций.
Задание 11
Как заинтересовать слушателей своим выступлением?
Ответ может быть сформулирован так: Чтобы заинтересовать слушателей, необходимо самому увлечься излагаемым материалом.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12Определите и запишите лексическое значение слова «встретит» из предложения 12.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Встретить – испытать, получить по отношению к себе.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Я должен был встретить своих родителей на вокзале в 7 часов.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13Определите стилистическую окраску слова «изложить» из предложения 3 , запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: изложить – книжн.;
2) подбор синонима к данному слову.
Изложить – рассказать, передать.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Может быть подобран другой синоним
Задание 14Объясните и запишите значение фразеологизма
собраться с мыслями. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
собраться с мыслями - сосредоточиться на чём-либо, пытаясь обдумать, решить что-либо;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Вернувшись домой из школы, я всегда стараюсь сразу выполнить домашнее задание. Мне бывает трудно собраться с мыслями после прогулки и подвижных игр.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма