Решать
Вариант 3 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Я пр(е/и)шёл на обрыв и увид..л3 превосходную к..ртину4. До самого г..ризонта ра(с,сс)т..лалась бе(з/с)конечная степь. Зап..х ра(з,с)цветших р..стений нап..лнял воздух. Со..нце п..кло бе(з/с)пощ..дно. Иногда ра(з/с)к..лённый воздух чуть к..лыхался от свежего в..терка. На краю степи была видна насыпь железн..дорожной ветки. По ней проб..гали крошеч..ные пар..возы. Около станц.. пр..жалась деревня.
Бе(з/с)числ..ое к..личество тр..пинок (з/с)бегало с г..ры. Они перес..кали степь по всем напр..влениям. Бли(з/с)ко (под)обрывом журчала реч..ка.
Пр..брежные2 к..мыш.. её служили пр..кра..ным пр..ютом дикой птице. Ни(з/с)кие берега были бе(з/с)людны но иногда встр..чались рыб..ловы.
Я долго любовался этим ч..де..ным уголком (не)об..ятным пр..стором бе..пр..дельной глубиной неба. Но нужно было г..товит..ся к от..езду, пр(е/и)х..дилось возвр..щат..ся д..мой.
Я пришёл на обрыв и увидел превосходную картину. До самого горизонта расстилалась бесконечная степь. Запах расцветших растений наполнял воздух. Солнце пекло беспощадно. Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка. На краю степи была видна насыпь железнодорожной ветки. По ней пробегали крошечные паровозы. Около станции прижалась деревня.
Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы. Они пересекали степь по всем направлениям. Близко под обрывом журчала речка.
Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице. Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.
Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба. Но нужно было готовиться к отъезду, приходилось возвращаться домой.
Задание 2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
при-приставка, бреж-корень, н-суффикс, ые-окончание, прибрежн-основа
Прибрежные от берег (приставочно-суффиксальный)
(3) - морфологический разбор слова;
увидел
1. увидел (что сделал?) - глагол, н. ф. - увидеть.
2. Пост. – сов., невозвр., переходн., II спр.; непост. - в форме изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., м.р.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Я пришёл на обрыв и увидел превосходную картину.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: я (подлежащее, выражено местоимением) пришёл (и) увидел (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (пришёл) на обрыв- обстоятельство, выражено существительным с предлогом; (увидел) картину - дополнение, выражено именем существительным; (картину) превосходную – определение, выражено прилагательным.
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: солнце;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 6 букв и 5 звуков, так как буква Л является непроизносимой согласной и не обозначает звука. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
завидно, формировать, красивейший, дефис
завИдно, формировАть, красИвейший, дефИс
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Через две минуты мы поравнялись с человеком.
предл., числ., сущ., мест., гл., предл., сущ.
Задание 6Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) фруктовое желе
2) в двухтысяче десятом году
3) килограмм мандаринов
4) у обоих подруг
в две тысячи десятом году, у обеих подруг
Задание 7Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ночью ветер злится да стучит в окно.
2) Чибисы полезные птицы.
3) Заяц труслив и пуглив.
4) На краю дороги стоял дуб.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Чибисы – полезные птицы.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Давай Волька мириться.
2) Юлия Сергеевна не любила больших комнат и всегда была или в кабинете мужа или у себя в комнате.
3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
4) Я стал с наслаждением есть столовой серебряной ложкой превосходную прохладную еду.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Давай, Волька, мириться.
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1) Значение железа в жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. (2) Специальные исследования ученых свидетельствуют о том, что даже незначительный дефицит железа в организме сопровождается неблагоприятными изменениями функций сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и пищеварительной систем, приводит к снижению иммунитета. (3) Это связано с теми функциями, в которых принимает участие данный элемент, и прежде всего с обеспечением организма кислородом. (4) Железо является незаменимой составной частью гемоглобина крови (красных кровяных телец, доставляющих кислород клеткам тканей и забирающих углекислый газ от тканей к легким) и миоглобина (белка, запасающего кислород) мышц.
(5) Общее содержание железа в организме человека составляет около 4 граммов. (6) Железо способствует росту, увеличивает сопротивляемость заболеваниям, предупреждает усталость. (7) При нехватке этого микроэлемента наблюдается бледность кожных покровов, повреждаются слизистые оболочки полости рта и желудка, истончаются и деформируются ногти.
(8) Наиболее богаты железом сушеные белые грибы, печень, персики, зелень петрушки, картофель, свекла, яблоки. (9) Экспериментальным путем установлено, что железо, которое содержится в продуктах животного происхождения, гораздо лучше усваивается организмом, нежели железо, содержащееся в растительных продуктах. (10) Поэтому усвоение железа из продуктов растительного происхождения усиливается в присутствии в рационе мяса, рыбы, аскорбиновой кислоты, различных органических кислот.
Задание 9Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Значение железа в жизнедеятельности организма очень велико, без него человек быстро утомляется и болеет, поэтому важно получать железо из продуктов растительного и животного происхождения.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Значение железа в жизнедеятельности организма чрезвычайно велико.
2) Нехватка железа в организме чревата усталостью и болезнями.
3) Лучше всего получать железо, совмещая продукты растительного и животного происхождения.
Задание 11Какая основная функция железа в организме?
Ответ может быть сформулирован так:
Одна из главных функций железа в организме- обеспечение организма кислородом.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12Определите и запишите лексическое значение слова «содержание» из предложения 5.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Содержание – количество чего-либо внутри чего-нибудь.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Когда я открываю учебник, то всегда обращаю внимание на содержание в конце или начале книги.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13Определите стилистическую окраску слова «способствовать» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: способствовать - книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Способствовать – помогать, содействовать.
Может быть подобран другой синоним
Задание 14Объясните и запишите значение фразеологизма
находить общий язык. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
находить общий язык - добиваться, достигать полного взаимопонимания;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Мы переехали в другой район, и теперь я пойду в другую школу. Но я умею быстро находить общий язык с ровесниками, поэтому с радостью жду начала учебного года.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма