Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Выйти из саней было нельзя: снегу нав…лило на пол(аршина) сани непр...рывно в...езжали в сугроб. Я (на)силу дождался когда мы под...ехали наконец к постоялому двору.
Гостепр...имные хозяева долго нян...чились с нами4. Они оттирали обогревали по...чевали чаем который кстати сказать здесь пьют настолько горячим что я ож...г себе язык. Впрочем это (н...)сколько (н... )мешало нам разговаривать (по)дружески буд(то) мы век знакомы. Непр...одолимая дрёма навея(н,нн)ая теплом и сытостью нас разумеется клонила ко сну и я поставив3 свои вал...(н,нн)ые сапоги на протопле(н,нн)ую печь лёг и (н...)чего (н... )слышал н... прер...каний ямщиков н... переш...птывания хозяев. Наутро хозяева накормили2 (не)зва(н,нн)ых гостей и вяле(н,нн)ой олениной и стрел... (н,нн)ыми зайцами и печ...(н,нн)ой в золе картошкой напоили тёплым молоком.
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)выплаканные слезы, (не)переводя дыхания, был сам (не)свой
2) (не) было времени, (не)прикрытый страх, ничего (не)говоря
3) (не)успевший на поезд человек, смотрел ничего (не)видящими глазами, (не)снижая высоты
4) (не)чёсанные волосы, (не)раз слышал историю, всегда говорит (не)правду
Задание 4.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) нескоше(н,нн)ые травы, запута(н,нн)ые ответы, действе(н,нн)ое решение
2) варё(н,нн)ый картофель, оплетё(н,нн)ый плющом забор, штопа(н,нн)ый носок
3) ободра(н,нн)ое лицо, пенсио(н,нн)ый возраст, берестя(н,нн)ые грамоты
4) затравле(н,нн)ый зверь, бедстве(н,нн)ое положение, несмышлё(н,нн)ый малыш
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В романе «Обломове» несколько главных героев.
2) Хор птичьих голосов, который доносился отовсюду, поразил мой слух.
3) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.
4) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.
(1) Если бы природа чувствовала благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
(2)Прежде всего жизнь Пришвина — пример того, как человек, отрешившись от всего наносного, начал жить только по велению сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.
(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во всяком случае, вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7)Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожиданными открытиями. (8) Книги Пришвина, по его словам, — это «бесконечная радость постоянных открытий». (9)И все у Пришвина блистает поэзией, как трава от росы.
(10) Часто слышу от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11)В чем тайна этого писателя? (12)В чем секрет его книг?
(13) Как известно, слова «колдовство», «волшебство» относят обыкновенно к сказкам.
(14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
(16) Видимо, секрет пришвинского обаяния, очарования и поэтической пленительности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
(18)И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.
(По К. Паустовскому)
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8.
Определите и запишите микротему 5 -го абзаца текста.
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «как трава от росы» из предложения 9. Запишите ответ.
Задание 10.
В предложениях 16-18 найдите слово с лексическим значением «надоевший, ставший неприятным». Выпишите это слово.
Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) что сделал бы
2) первая профессия
3) он остался агрономом
4) мир поэзии
Задание 12.
Из предложения 18 выпишите грамматическую основу.
Задание 13.
Определите тип односоставного предложения, входящего в состав предложения 10. Запишите ответ.
Задание 14.
Среди предложений 14-18 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Задание 15.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16.
Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17.
Среди предложений 1-5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Смотрите также: