Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования.Нормы управления.


 Задание 7 ЕГЭ по русскому языку, теория.

 
Задание 7 ЕГЭ 2018 - это проверка ваших знаний синтаксических норм.
За это задание Вы можете получить 5 баллов. Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.
 
Итак, в демоверсии это задание сформулировано следующим образом:


 

 

 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждои? позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


1) Путники невольно залюбовались появившеи?ся радугои? на небе после дождя.

2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают однои? из самых величественных по замыслу картин художника.

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады здании?, мерцание позолоченных куполов.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7) В.Г. Белинскии? написал около двадцати статеи? и рецензии?, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.

8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9) Циолковскии? писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного впере?д.

   

 

  
 А Б В Г Д
     
 
Изменения в ЕГЭ 2018 не затронули 7 задание, поэтому как и в прошлом году к каждой ошибке необходимо побобрать пример.
 
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименования огибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
1) К другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
2) К предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
 
Помните, что задание 7 - это задание на правильную связь слов между собой, на правильное управление и согласование. Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы все слова были в необходимом роде, числе, падеже, времени.

 
Алгоритм выполнения:
1) Для правильного выполнения задания 7, нужно научиться видеть слова маркеры.
2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление, а предложно-падежное управление.

 

 

 

 

Нарушение построения предложения с несогласованным

приложением

 


Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)


МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.


Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.






Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

- определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

- не должно быть замены действительного причастия на страдательное.


МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.


1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.


Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 


Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.


1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)




Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2.Кресло-качалка отремонтировано.

3.[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].


1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтирована.


3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].



Неправильное построение предложения с косвенной речью

 


При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи)



Ошибки в построении предложения с однородными членами

 


1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных

членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не тои др.).Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.



2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).




4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)




Ошибки при построении сложного предложения

 


1. Неверное присоединение придаточной части создаёт

неоднозначность восприятия смысла предложения.

Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).






2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).


1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет

Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).


Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без

 

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в -из, на — с.


МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

По окончании срока

По истечении срока

По прибытии поезда

По приезде

2.в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

По окончанию срока

По истечению срока

По прибытию поезда

По приезду

2.с города

 



 Следующее задание



Индекс цитирования. Рейтинг@Mail.ru