Анализ произведения "Недоросль" Д.И. Фонвизина.

Анализ комедии "Недоросль" для подготовки к урокам по литературе, ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку и литературе, читательского дневника.

Содержание:

Анализ произведения. Самодурство в изображении Фонвизина


Когда создается комедия «Недоросль», «Указ о вольности дворянства» уже почти двадцать лет как подписан Петром III. О важности этого документа историк Н.Я. Эйдельман рассуждал так: 

«В 1762 г. свободу, гражданские права получила небольшая часть — один-два процента населения... Впервые в русской истории закон запрещал пороть хотя бы какую-то часть населения. Прежде, при Иване Грозном, Петре Великом, при Бироне, разумеется, знатные господа били, мучили низших, но очень часто и им “перепадали” кнут, дыба. 
“Освобождение дворянства”... Прямо из старинных, жестоких времен не могли бы явиться люди с тем достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов... Для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два “непоротых поколения”... Начиная с 1762 года». 


В пьесе Фонвизина показательно само количественное соотношение: Стародуму с его обостренным чувством чести и двум его довольно бледным сторонникам — Правдину и Милону — противопоставлен целый мир покорности, безгласности, бесконечного унижения личности. Когда, знакомясь с приезжим, Скотинин, Простаков и Митрофан определяют себя «через Простакову» («сестрин брат», «женин муж», «матушкин сынок»), они лишь очередной раз подчеркивают свое добровольное рабство. В советской школе при изучении «Недоросля» было принято громко жалеть крепостных, горькую долю которых символизировало грубое и жестокое обращение Простаковой с Еремеевной и Тришкой. Но не будем забывать, что «благородным» обитателям Простаковки приходится не слаще. Вспомни, как всевластная хозяйка шепчет мужу, не догадавшемуся подольститься к Стародуму: «Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить его. Ноги-то не отнялись». Кроме обращений «мой батюшка» и «сударь» здесь все годится и для приказания крепостному — тот же не терпящий возражений, одновременно раздраженный и снисходительный тон. 

Литературовед Ст. Рассадин назвал главу книги о Фонвизине, посвященную «Недорослю», — «Бабье царство». Исследователь замечает: комедия создана и поставлена в разгар екатерининского правления. Уж не уменьшенная ли модель Российского государства, придавленного деспотической женской властью, вольно или невольно сконструирована драматургом? Сходство во многом. «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка, – признается госпожа Простакова. — Мой век проходит. Его готовлю в люди». Хозяйка Простаковки безумно, слепо любит одного-единственного человека — родного сына. Хозяйка империи Екатерина II славилась влюбчивостью и страстностью натуры. Каждый следующий ее фаворит получал чины, земли и неограниченную власть. При этом он мог быть так же необразован, самовлюблен и капризен, как Митрофанушка. 

Вряд ли, конечно, Фонвизин ставил перед собой дерзкую цель спародировать государство времен Екатерины II. Нет, он обрушивался на невежество (что было вполне в духе времени: непросвещенность охотно высмеивала и сама императрица, например, в комедии «О, время!», написанной за десять лет до «Недоросля»), он изливал душу и тихо сетовал на то, что достойные часто остаются неоцененными... Но на первый план в пьесе, независимо от воли автора, вышла идея человеческого достоинства, которое преступно подавляется тиранической самодурной властью. 

Через много лет после Фонвизина другой остроумный человек, автор множества комедий Александр Николаевич Островский придумает такое определение: «Самодур — это называется, коли человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уже все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда». 

Как ни прискорбно, для Островского в середине XIX века проблема самодурства была все такой же актуальной, как для Фонвизина во второй половине XVIII. Она оставалась острой для всея России — громадной, богатейшей страны, удивлявшей и пугавшей цивилизованный европейский мир тем, что в ней продолжали, как в варварские времена, продавать в покупать живых людей. Как известно, существует прямая зависимость: тот, кто угнетает и унижает других, сам готов превратиться в раба. Вот и оборачивался российский дворянин то всемогущим хозяином — со своими крепостными, то презренной тварью — в отношении государя и государства. И в этом смысле удивительно глубока и прозорлива пьеса Фонвизина: в финале уличенная в злоупотреблениях и лишенная прав Простакова сейчас же падает на колени и чуть ли не в грязи ползает перед новым хозяином — Стародумом. 

«...Спросят меня, как же управляется эта страна и на чем она держится? – писал в середине XVIII века французский посол в России Корберон. – Управляется она случаем и держится на естественном равновесии, подобно огромным глыбам, которые сплачивают собственный вес». 

Герои комедии "Недоросль" 

Скотинин. Характеристика героя 


Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», брат Простаковой. В прошлом Скотинин служил в гвардии, так и не поднявшись выше капрала. Его жизнь Петербурге характеризует выразительная деталь: привычку громко откликаться на свою фамилию Скотинин приобрел не в казармах, а на съезжей, куда сажали пьяниц и дебоширов. 

Скотинин груб и жесток в обращении с крестьянами, придерживаясь «одного обычая» со своей сестрой. Но с сильными людьми Скотинин предпочитает не ссориться. «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян...» Скотинин на весь околоток славится своим умением собирать оброк с крестьян и готов поучить этому свою сестру. 

У Скотинина так же, как и у Простаковой, «всякая вина виновата», и свиньям в его деревеньках живется гораздо лучше, чем людям. Скотинин полностью соответствует своей «скотской» фамилии. Его особое пристрастие — свиньи. На Софье он собирается жениться не потому, что она ему нравится, а потому, что в ее деревеньках водятся очень крупные свиньи. На жизнь Скотинин смотрит также «по-скотски». Он говорит о будущей женитьбе: «Я и своих поросят завести хочу». Похваляясь перед Стародумом древностью своего рода, он соглашается с ним, что пращур его, Скотинин, был создан даже раньше Адама — на шестой день, то есть когда Бог создал скотов. В ответ на заявление Скотинина, что раз он заботится о своих «свинках», так, верно, позаботится и о жене, Милон возмущенно восклицает: «Какое скотское сравнение!» 

Любовь к свиньям является «фамильной» скотининской чертой. В ответ на реплику Простаковой о том, что «Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты», Скотинин отвечает: «Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник»

В финале пьесы фамилии-характеристике Скотинина придается широкое обобщение, охватывающее всех злонравных дворян-помещиков. После объявления об отдаче имения Простаковой в опеку Правдин говорит Скотинину: «Ступай к своим свиньям! Не забудь, однако ж, повестить всем Скотинипым, чему они подвержены». Скотинин отвечает: «Как друзей не остеречь!» 

Простакова. Характеристика 


Центральный персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», помещица, урожденная Скотинина. Мать ее была «по прозванию Приплодиных». Детей в семье Скотининых было восемнадцать человек, но в живых остались только она да ее брат, Тарас Скотинин («иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли»). 

Вконец разорив своих крестьян, Простакова проявила особый интерес к дальней родственнице по мужу, Софье, одинокой девушке. Единственный покровитель Софьи, дядя Стародум, несколько лет назад уехал в Сибирь, и с тех пор о нем «ни слуху, ни вести». Простаковы, видя, что Софья осталась одна, увезли ее в свою деревню, где надзирают «над ее имением, как над своим». Опасаясь возвращения Стародума, Простакова уже несколько лет его за упокой в «памятцах» поминает. 

Чтобы скрыть свое беззаконное управление имением Софьи, Простакова решает выдать ее замуж за своего брата, помещика Скотинина. Неожиданно Софья получает письмо, из которого становится известно, что ее дядюшка жив, разбогател «трудами и честностью» и сделал Софью наследницей своего состояния. 

Это сообщение меняет планы Простаковой. Она решает женить своего сына Митрофана на богатой невесте. Однако Софья любит молодого офицера Милона, который случайно попал со своими солдатами на постой в деревню Простаковых, куда вскоре приезжает и Стародум, дающий свое согласие на их брак. 

Самодурка и тиранка, Простакова пытается похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном, но Милон спасает свою невесту. Вся эта история разворачивается на глазах у члена наместничества честного дворянина Правдина, облеченного полномочиями брать в опеку имения жестокосердных и глупых помещиков. «Нарушительнице гражданского спокойствия» грозит суд. И хотя Софья прощает нанесенное ей Простаковой оскорбление, Правдин, видя, что Простакова готовится учинить очередную расправу над своими слугами, объявляет указ о взятии в опеку дома и деревень Простаковых. По определению Правдина, Простакова — «госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». 

Простакова в полной мере наделена родовыми «скотининскими чертами», необходимыми для поддержания «порядка» в доме и хозяйстве. Не муж, а она подлинный глава семьи. Недаром, представляясь Стародуму, ее родственники называют себя поочередно: «Я сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сынок». 

«Все сама управляюсь, батюшка, – сообщает Простакова Правдину. – С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю, то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится, мой батюшка!» «Презлою фурией» назвал ее Правдин. Причина самодурства и произвола Простаковой кроется в том, что она уверена в неограниченности своих прав помещицы-крепостницы и следующей из этого безнаказанности. Она глубоко убеждена, что «властна» «в своих людях», в указе о вольности дворянства Простакова видит только подтверждение права дворянина высечь своего слугу, «когда захочет». Огорчает ее в отношении своих крестьян лишь одно: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» 

Простаков «холопьям потакать не намерена». «Мошенник», «скот», «воровская харя» — обрушивает Простакова на голову крепостного Тришки, сшившего «изряднехонько» кафтан «дитяти» Митрофану. «По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» получает от Простаковой Еремеевна, верная и преданная служанка и нянька («мама») Митрофана, которую Простакова называет «старой хрычовкой», «скверной харей», «собачьей дочерью», «бестией», «канальей». Возмущена Простакова и девкой Палашкой, что лежит и бредит, заболев, «как будто благородная»

На деспотизме и страхе в доме Простаковых основаны и семейные отношения. Простаков, «дурак бессчетный», полностью находится под каблуком у своей жены, называющей его «уродом», «рохлей», теленком». «Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! – признается Простаков Правдину. – Ничем не проймешь». Больше всех на свете Простакова любит своего сына Митрофана. Но характер этой любви сродни животному инстинкту. Такая любовь наглядно проявляется в словах Простаковой: «У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» 

Простакова тиранствует только над теми, кто не может ей дать отпор, и готова унижаться и подличать перед сильнейшим. Узнав об угрозе суда, Простакова тут же падает на колени перед Правдиным, с большой непосредственностью винясь: «Ах я, собачья дочь! Что я наделала!» Признав же в Стародуме дядюшку Софьи, Простакова начинает говорить с ним «обробев и иструсясь»

Простаков неглупа от природы, но невежественна. Ее презрительное отношение к науке и учению — следствие семейного воспитания. «Старинные люди, мой отец! – рассказывает она о своих родителях Стародуму. – Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добрые люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. ...Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»

Теперь «век другой», и Простакова наняла трех учителей Митрофанушке: «для грамоты» — дьячка Кутейкина, «по арихметике» — отставного сержанта Цыфиркина, а «по-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман», как выясняется в конце пьесы, бывший кучер Стародума. Более всего Простакова довольна Вральманом, который «робенка не неволит». Ведь пока «Митрофанушка еще в недорослях», по разумению Простаковой, «пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится». Но Простакова надеется на то, что ее сыну «счастье на роду написано»: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотрит-ка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» 

Речь Простаковой в полной мере дает представление о ее быте, характере и поступках. Речь эта груба, часто примитивна, но в ней встречаются и меткие пословичные выражения («как за язык повешена», «где гнев, тут и милость», «повинную голову меч не сечет»). Ей свойственны и просторечия (первоет, деушка, арихметика, робенок, пота его и понежить), вульгаризмы («...а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...»). Провинциальное дворянское просторечие, весьма близкое к простонародному, определяет языковой запас Простаковой, уровень ее развития и характер житейских интересов. 

Митрофан. Образ героя 


МИТРОФАН — шестнадцатилетний недоросль, последний из трех поколений Скотининых. Он наследник «родовых» скотининских черт, «матушкин сынок, а не батюшкин». Так, рассказывая в начале пьесы о своем сне, в котором матушка изволила бить батюшку, Митрофан жалеет матушку, уставшую, «колотя батюшку». 

История воспитания Митрофана объясняет, откуда берутся Скотинины, как формируются «скотские» пороки человеческой натуры. Это прежде всего личный пример матери. «Митрофан» — имя тоже «говорящее», в переводе с греческого означающее «являющий свою мать». Как и Простакова, Митрофан всегда готов «за людей приниматься» (то есть чинить над ними расправу). Показательно его отношение к своей няньке Еремеевне. В ответ на ее просьбу хоть немного поучиться Митрофан ей грозит: «Ну, еще одно слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но, получая отпор, Митрофан сразу отступает, как, например, в сцене драки со Скотининым, когда при виде опасности он тут же прячется за Еремеевну. 

Любимые занятия Митрофан — плотно поесть и порезвиться на голубятне. Ему наняли учителей, да только по арифметике Цыфиркин с ним третий год бьется, но Митрофан «трех перечесть не умеет». Кутейкин по грамматике четвертый год с Митрофаном «мучит свой живот», но тот, «кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит...без складу по складам, без толку по толкам». Но для Простаковой и этого достаточно, лишь бы ребенок не перетрудился. Презрительное отношение к учению в Митрофане формирует его мать. Для нее «арихметика»«дурацкая наука», у кого есть деньги, тот и сам их сочтет, а «денег нет — что считать?». «Не дворянская» наука «еоргафия», по мнению Простаковой, на то извозчик есть, а дело дворянина сказать, куда его надо доставить. Сам Митрофан заявляет матери: «Не хочу учиться, хочу жениться», и если он согласен ее «потешить», «для виду» поучиться__________, то только в последний раз, «чтоб сегодня быть сговору». 

В сцене экзамена в полной мере раскрывается дремучее невежество и «крепколобость» Митрофана. Когда Правдин спрашивает Митрофана по грамматике, к какому имени — существительному или прилагательному — относится слово «дверь», то, по разумению недоросля, та дверь, что «приложена к своему месту», — «прилагательна», а другая, что «стоит еще не повешена: так та покамест существительна». Когда его пытаются экзаменовать по истории, то выясняется, что эту науку Митрофан постигает из рассказов скотницы Хавроньи. 
Дурной пример матери, отсутствие должного «нравственного» воспитания при полном невежестве дают свой результат. Когда в финале пьесы лишенная власти Простакова бросается к сыну с криком: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!», Митрофан досадливо отвечает ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...», наглядно иллюстрируя таким образом слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды». 

Стародум. Характеристика

 
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». 

Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование. 

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека. 

Стародум — носитель идей дворянского просветительства, и его основным оружием является слово, которым он борется со «злонравием» дворян и правительства. Он осуждает беззаконие и рабство («Угнетать рабством себе подобных беззаконно», «где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права»). 
Знаменательно, что, говоря о долге перед отечеством, о «должности дворянина» вообще, о добродетели, он не говорит о долге служить монарху. В то же время Стародум упоминает о «великом государе», который «есть государь премудрой», указывающий людям «прямое их благо». Но это не относится к нынешнему государю, чей двор болен «неисцельно». «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных», а при нынешнем дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся»; сегодня «у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет». Теперешнему двору Стародум противопоставляет славные времена Петра Великого, когда «придворные были воины, да воины не были придворными». 

Много и подробно говорит Стародум о воспитании молодого дворянина, поверяя свои мысли племяннице и Правдину. Воспитание «должно быть залогом благосостояния государства», – говорит Стародум Правдину. «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу», наука же «в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». 
Аналогичные суждения высказывает Стародум в беседе с Софьей: «Ум, коль он только ум, самая безделица. ...Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». 

Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно... чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?» 

Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся. 

Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину. 

Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.  

Список литературы:

Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.

Краткое содержание комедии "Недоросль"


Краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования