Аргументы на тему "Нравственные и моральные качества человека, свойства личности. Моральное и материальное" к сочинению ЕГЭ.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Нравственность, моральные качества человека, свойства личности. Моральное и материальное.  
 
 

Проблема достоинства, чести, совести, духовной слабости человека, зависти, жадности, бездуховности, нарушения нравственных законов, мечты, веры, лжи во спасение, преступления, истинных и ложных ценностей, утраты духовных ценностей, эгоизма, соотношения морального и материального, духовной убогости, роли материальных ценностей. 


Что такое достоинство?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни нужно уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже, уметь извиняться, признавать перед другим ошибку. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя.

 
Соотношение чести и совести (истинная и ложная честь)
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Честь и совесть – это разные понятия.Совесть всегда исходит из глубины души. Совесть не бывает ложной. Но представления о чести бывают совершенно ложными. Они наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». Такая честь заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, бороться с охраняющими памятники обществами, настаивать на продолжении неудачных строек. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.
 
 
В чем проявляется духовная слабость человека?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Эстетически не восприимчивый –  тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.   
Причины зависти, влияние зависти на человека, как научиться не завидовать?  
 

Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Перечислите все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти.
Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.
  
Что значит жадность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
«Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка). В принципе это определение верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. 

Чем отличается жадность от бережливости?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.   
Что такое бездуховность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. 
  
К чему приводит нарушение нравственных законов?  
 

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Для Барона скупость и накопительство – не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти, а осознания собственной силы, возможности того, что «стоит лишь захотеть...» Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти (она же жажда денег). В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких человеческих чувств – ни любви к сыну (он даже обвиняет его в попытке убить отца), ни любви к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о ключах.

?ндекс цитирования