Содержание:
↑ Неоправданные надежды. "Девочка со спичками" Х.К. Андерсен.
Надежды не всегда бывают оправданными. Иногда безразличие людей к тем, кто на них надеется, может даже убить. Это и стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
Читать рассказ "Девочка со спичками"
↑ Надежда сильнее обстоятельств. Д. Митчелл "Облачный атлас"
Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.
↑ А. Грин «Алые паруса».
В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека надежду, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Неукротимая вера в мечту, надежда на светлое будущее не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
↑ М.Ю. Лермонтов "Мцыри"
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни, в мир мечты.
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни.
Герой в одиночестве идёт к заветной цели. Он уверен, что преодолеет все трудности. Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Мцыриоказался сильным, смелым и мужественным борцом. Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша не был готов, так как жизнь за стенами монастыря не дала ему навыков существования в реальном мире. Но из исповеди героя становится ясно, что он ни о чем не жалеет, он говорит, что не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже на несколько минут, проведённых в родном краю. Герой не смог осуществить свою мечту, столкнувшись с действительностью, но на пути к её достижению испытал счастье.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ МЦЫРИ
↑ Пустые надежды. М. Горький "На дне"
Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
"На дне" Краткое содержание
↑ Разрушенные надежды. А.П. Чехов "Ванька"
Рассказ А. П. Чехова «Ванька» посвящен разрушенным надеждам. Маленький мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке. Он описывает свою тяжелую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание всех ужасов, с которыми вынужден справляться Ванька, наталкивает читателя на мысль о том, что дедушка, прочитав письмо мальчика, обязательно приедет и заберет его в деревню. Но все ожидания разрушаются в последних строчках рассказа, когда вместо адреса Ваня пишет «на деревню дедушке». Рассказ производит очень сильное впечатление. Горькое чувство возникает, когда осознаешь, что Ванька будет продолжать ждать, надеяться, но суровая реальность не позволит его надеждам оправдаться.
ЧИТАТЬ РАССКАЗ "ВАНЬКА"
↑ Последствия отчаяния. М.А. Шолохов "Тихий Дон".
Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность.Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя...»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.
Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке... Гриша любил, как я ее надевала... и в поплиновую кофточку...»
Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас...»
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла.
"Тихий Дон"- краткое содержание
↑ И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Главный герой рассказа – собирательный образ людей, которые не живут, а существуют:
"До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть".
Господин из Сан-Франциско – богатый, целеустремленный человек, который всю жизнь работал, чтобы когда-нибудь потом отдохнуть. Наконец, поняв, что добился многого герой решается исполнить свою мечту: пуститься в путешествие на 2 года. За много лет представление об идеальном отдыхе обросло подробностями, оно было выверено до мелочей.
"В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути"
Представления о прекрасном отдыхе и реальность не совпали: испортилась погода, его укачало, ощущения были совершенно не такими, какими представлял себе главный герой: «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как и подобало ему, — совсем стариком, — уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние...»
Даже испорченную версию своей мечты герою не суждено было воплотить в жизнь, он умер в самом начале путешествия, медленно, мучительно, цепляясь за реальность.
Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить.
Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет.
Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает.
Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго?
Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить, а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял.
ЧИТАТЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО"