Темы итогового сочинения 2022-2023. Природа и культура в жизни человека


Реальные темы итогового сочинения прошлых лет, соответствующие разделу "Природа и культура в жизни человека".

  1. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»? 2023( новая)
  2. Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте. (2023: новая)
  3. Способно ли икусство пробудить в человеке отзывчивость? (2023: новая)
  4. В чем сила слова? (2023: новая)
  5. Человек в мире природы: покоритель или сотворец? (2023: новая)
  6. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»? (2023: новая)
  7. Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях? (2023: новая)
  8. Как исторические события влияют на изменения в языке? (2023: новая)
  9. Может ли общение с природой изменить человека? (2023: новая)
  10. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа? (2023: новая)
  11. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором. (2023: новая)
  12. Почему важно мудро распоряжаться своим временем? (2023)
  13. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) (2023)
  14. Может ли общение с природой обогатить человека? (2023)
  15. Литература и кино: соперничество или сотрудничество? (2023)
  16. Меняются ли люди в условиях технического прогресса? (2023)
  17. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (2023)
  18. Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»? (2023)
  19. Что важнее в книге – как она написана или о чём? (2023)
  20. Человек науки – каким он должен быть? (2023)
  21. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный? (2023)
  22. Способна ли природа воспитывать человека? (2023)
  23. Какая книга помогла Вам лучше понять себя? (Какое произведение искусства помогло вам лучше понять себя?) (2022)
  24. От чего предостерегают человечество антиутопии? (2022)
  25. Может ли природа помочь человеку понять себя? (2022)
  26. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему? (2022)
  27. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня. (2022)
  28. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (2022)
  29. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными? (2022)
  30. Почему в литературе (искусстве) так часто изображают море и горы? (2022)
  31. Почему литературу часто называют «человековедением»? (2022)
  32. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? (2022)
  33. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше? (2022)
  34. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению? (2022)
  35. Какое произведение искусства можно назвать великим? (2022)
  36. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? (2022)
  37. Почему в (искусстве) литературе так часто изображают небо и звёзды? (2022)
  38. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)! (2022)
  39. Как вы понимаете выражение "творческая смелость художника"? (2022)
  40. Чтение литературного произведения – труд или отдых? (2022)
  41. Почему тема весны так популярна у писателей?
  42. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
  43. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
  44. Произведение, адресованное моему поколению.
  45. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
  46. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?
  47. Технический прогресс на службе у человека или наоборот?
  48. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  49. Какие книги Вам особенно интересны?
  50. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.
  51. Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль).
  52. Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства.
  53. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?
  54. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  55. Какая угроза способна объединить человечество?
  56. Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
  57. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  58. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
  59. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
  60. Должно ли искусство воспитывать людей?
  61. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
  62. Книги моего детства.
  63. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?
  64. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
  65. Как искусство помогает понять действительность?
  66. Почему тема времён года так интересна писателям?
  67. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
  68. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
  69. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  70. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
  71. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  72. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
  73. Какова роль искусства в жизни общества?
  74. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?
  75. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
  76. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
  77. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
  78. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  79. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
  80. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
  81. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  82. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?
  83. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  84. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).
  85. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
  86. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?
  87. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  88. Встреча с искусством: не развлечение, а труд души.
  89. Человек и природная стихия.
  90. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
  91. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
  92. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
  93. Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?
  94. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
  95. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  96. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
  97. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  98. Какие произведения становятся классическими?
  99. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  100. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
  101. Можно ли говорить о пользе искусства?
  102. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
  103. Почему картины зимы так интересны писателям?
  104. Какое место литература занимает в Вашей жизни?
  105. Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?
  106. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  107. Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?
  108. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
  109. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
  110. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир...
  111. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  112. Произведение о войне, которое Вас взволновало.
  113. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  114. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
  115. Гармония природы и несовершенство человека.
  116. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  117. Чему человек может научиться у природы?
  118. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  119. Кумиры моего поколения: какие они?
  120. Как смелость может проявиться в творчестве?
  121. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
  122. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
  123. Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать.
  124. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
  125. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
  126. Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?
  127. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
  128. Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?
  129. Почему картины весны так интересны писателям?
  130. В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?
  131. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?
  132. Какое из произведений я бы хотел поставить на сцене?
  133. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  134. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  135. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
  136. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  137. Как история отражается в литературном произведении?
  138. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?
  139. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
  140. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?
  141. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  142. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.
  143. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
  144. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
  145. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
  146. Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
  147. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  148. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
  149. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  150. Человек – хозяин природы или её часть?
  151. Какое искусство называют настоящим?
  152. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
  153. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  154. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
  155. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
  156. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?
  157. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
  158. Почему общение с природой важно для человека?
  159. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
  160. Почему нужно учиться понимать искусство?
  161. Способна ли книга сделать человека лучше?
  162. Книга, хранящая память о великом подвиге.
  163. Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?
  164. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
  165. Согласны ли Вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?
  166. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?
  167. Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)?
  168. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  169. В чём достоинства и недостатки виртуального путешествия?
  170. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
  171. Способна ли природа давать подсказки человеку?
  172. Произведение искусства – зеркало или окно в мир?
  173. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?
  174. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
  175. Книга, которую я прочту своим детям.
  176. Как Вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?
  177. Произведение о войне, которое Вам запомнилось.
  178. Почему некоторые книги люди перечитывают?
  179. Когда произведение искусства становится бессмертным?
  180. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
  181. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
  182. Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?
  183. В какой книге изображён портрет современного поколения?
  184. Что значит служить искусству?
  185. В чём заключается предназначение писателя?
  186. Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
  187. Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?
  188. Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Б. Брехта: «Искусство требует знаний»?
  189. Почему картины осени так интересны писателям?
  190. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
  191. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих?
  192. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
  193. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
  194. Каково отношение современного человека к природе?
  195. Стал ли человек другим в эпоху технологий?
  196. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире?
  197. Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
  198. Что может дать человеку общение с природой?
  199. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
  200. Книга как путешествие в прошлое.
  201. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
  202. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  203. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
  204. Мои предпочтения в мире кино (литературы, театра, музыки).
  205. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
  206. Чего я жду от новой книги?
  207. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
  208. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
  209. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.
  210. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
  211. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
  212. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  213. Что такое вечная тема в искусстве?
  214. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
* В 2022 -2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent