Ася. Характеристика, портрет, образ героини повести Тургенева.

 АСЯ — героиня повести И.С.Тургенева «Ася» (1858).
"Собственное имя ее было Анна". "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшими тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами". "Черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши". "Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились. и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен". "Она была грациозно сложена, но как будто еще не вполне развита". "Маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине", по характеристике Н. Н. Лицо Аси было "одним из самых изменчивых" лиц. Точно такая изменчивость замечалась во всем ее характере. "По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и, с досады, насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не удавалось". "Детская ясность", "покой и кротость" сменялись в ней чем-то "напряженным, не совсем естественным". Она то "намеренно играла роль", с явным желанием порисоваться, то была сама собой и "ни тени кокетства, ни признака намеренно принятой роли" в ней не замечалось; она то шалила, как ребенок, "дурачилась", то налагала на себя "пост и покаяние". "Вызывающая, почти дерзкая, усмешка" тогда сменялась "сосредоточенным, почти печальным выражением", и она "вся затихала". Она не умела лгать, но за откровенность требовала полной откровенности. "Вы, - говорит Ася Н. Н., - всегда верьте тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны, а я всегда буду говорить правду, даю честное слово". Она привязывается к людям не скоро, но прочно. Так, "она привязалась к Гагину только тогда, когда убедилась, что он точно признает ее за сестру и полюбил ее как сестру". Она умеет тонко, глубоко чувствовать. "Чувства высказываются в ней с невероятною силой". Молчать, скрывать, выжидать она не может. Она сама признается брату в своей любви к Н. Н., сама назначает свидание Н. Н., не дожидаясь его признания. Чувство просыпается в ней "так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза". "Вы не должны судить меня по тому... что я делаю", - говорит она Н. Н. "Сердце у нее очень доброе, по словам Гагина, но голова горячая" - "огненная голова", "настоящий порох". "Чуткость ее просто страшна". "Бывало, - вспоминает Ася, - я по одному папашиному кашлю, из другой комнаты, узнавала, доволен ли он мной или нет". - Для тех, кто ее мало знал, от кого "она отворачивалась",Ася была только "капризной девочкой с натянутым смехом", "девушкой хамелеоном". "Ее нужно, - говорит Гагин, - хорошенько узнать, чтобы о ней судить". Но "когда она раскрывалась", то "новым", "пленительным светом" озарялся "ее образ" и "тайные обаяния стыдливо в нем сквозили". "Во всех ее движениях было что-то неспокойное". "Ни одно мгновение она не сидела смирно: вставала, убегала и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову". "Вы думаете, я только смеяться умею?" - спрашивает она Н. Н. "Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь", - говорила Ася. Она мечтает "пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг..." "Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?" - бьется перед нею вопрос. "Она хотела бы быть Татьяной, хотела бы быть птицей и иметь крылья, чтобы взвиться", "полететь" и "утонуть" в "синеве". Но крылья выросли, а лететь некуда. Подобно пушкинской Татьяне, Асе, по уверению Гагина, "нужен герой, необыкновенный человек". "Странные мысли" толпятся в ее голове: еще в детстве она задумывалась над тем, "отчего это никто не может знать, что с ним будет? отчего никогда нельзя сказать всей правды?" Углубляясь в мир собственных ощущений, она грустно задумывалась над тем, что "ничего не знает, что ей еще многому надо учиться". "Самолюбивая до крайности", она терзалась мыслью, что у нее "нет никаких способностей". "Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана", - высказывает она вслух волнующую ее мысль. "Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо". "У меня нет никаких способностей, со мной, должно быть, скучно". "Тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде". "Я сама не знаю никогда, что у меня в голове", - говорила Ася с "задумчивым видом". "Я иногда сама себя боюсь, ей-богу!" Минутами ей казалось, что "умереть лучше, чем жить так". "Тогда она волновалась, черты ее бледнели, движения становились замедленными, нерешительными"... "По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное". "Она не походила на барышню". "Этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило". В детстве "она была дика, проворна и молчалива, как зверек". "Мать (Татьяна Васильевна), пока была жива, держала ее очень строго, у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем; кроме него она никого не видала". "Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме; она знала, что барин - ее отец; но она также скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развивалось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились, простота исчезла". "Она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда и гордилась ею". "Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а вблизи ни одной руки, которая бы ее направила. Полная независимость во всем". "Она хотела быть не хуже других барышень; она набросилась на книги". В пансионе "она продолжала идти своей дорогой". "Наказать ее было нельзя", "на ласку она не поддавалась". Училась она лучше всех, но "никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой"... "Из всех своих подруг она сошлась только с одной, некрасивой, загнанной и бедной девушкой". Позже у нее осталась "страсть - знакомиться с людьми круга низшего". Ее пансионские подруги, "барышни большею частью из хороших фамилий, не любили ее, язвили ее и кололи, как только могли; Ася им на волос не уступала". У ней "ни одно чувство" не было "наполовину". "Лесть и трусость" она считала "самыми дурными пороками".
Критика: А., говорит Писарев, "милое, свежее дитя природы", "вся живая, вся натуральная". А. "настолько умна, что умеет по своему обсуживать свои собственные поступки и произносить над собою приговор. Сила ее в силе чувства". "Если, - продолжает Писарев, - можно благоговеть перед чем бы то ни было, то всего разумнее и изящнее будет с благоговением остановиться перед этою силою чувства: это такой двигатель, для которого не существует непреодолимых трудностей; при всякой борьбе между людьми рано ли поздно одолеет та партия, на стороне которой находится наибольшая сумма энергического чувства; человек, вносящий в жизнь пылкое желание наслаждаться, горячую, энергическую любовь к жизни, наверное достигнет желаемого счастья, если ему не свалится на голову какой-нибудь нелепый камень. Только вялость и апатия вязнут в трясине, не умея осилить ни материальную нужду, ни людское недоброжелательство". "Ася такая личность, в которой есть все задатки счастливой, полной жизни; развившись помимо условий нашей жизни, она не заразилась ее нелепостями. Встреться она со свежим мужчиною, она бы показала нам, что значит быть счастливою, и дала бы нам самый спасительный и плодотворный урок, которого нам до сих пор никто не умел дать". (Писарев. Соч. Т. 1. "Женские типы". Кроме того: Чернышевский, "Русский человек на rendez-vous" (ниже Н. Н.); П. Анненков, "Крит. ст. о воспом." Т. 2; Венгеров. Тургенев.

Художник Келвин Лей.

А.- один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни А. в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика; этим во многом обусловлено ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе и т.п. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. А. близка к другим женским образам в произведениях Тургенева, больше всего в ней сходства с Лизой Калитиной («Дворянское гнездо»). С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. А. дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где А. живет со своим братом, ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама А. впервые в своей жизни сталкивается с этим чувством, Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость А. пугает его, и Н.Н. оставляет ее; первая любовь героини оказывается несчастной. Подробный анализ повести представлен в статье Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (1858). В этой работе подробно описаны причины той ситуации, в которой оказалась А., когда ее благородная решимость поступиться общественными приличиями ради любви была отвергнута. Критик объясняет реакцию общества на поведение героини тем, что в нем приветствуется благородство на словах, поэтому к А. относятся благосклонно, пока она лишь говорит о своих убеждениях и не пытается осуществить их на деле. Н.Н. принадлежит к этой среде. Он один из «лишних людей», и трагедия А. в том, что она встретила именно такого человека. Образ А. нашел свое воплощение на экране в фильмах «Ася», снятых в 1928 и 1978 гг. Лит.: Чернышевский Н.Г. Русский человек на геп-dez-vous //Чернышевский Н.Г. Избранные статьи. М., 1978; Joseph L. Conrad Turgenev's «Asja» an analysis //The Slavic and East European Journal. V.V1II. №4. 1964. P.391-400. Е.Г.Куликова

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования