Литературный портрет. Примеры: Печорин, Раскольников, Мармеладов, Отцы и дети, Очарованный странник, Матренин двор.

ПОРТРЕТ (от франц. изображение, портрет) — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Портрет даёт писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, т. к. в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.

История литературного портрета уходит корнями в глубокую древность и отражает процесс познания художником мира, поиски способов создания индивидуального человеческого характера.

На ранних стадиях развития литературы личностное начало в портрете было невыраженным. Фольклорные герои наделялись условно-символической внешностью: девицы «красные», молодцы «добрые», богатыри «могучие» и т.д.

В литературе Древней Руси обобщённо-абстрактный портрет выполнял оценочную функцию, указывая, как правило, на социальный статус героя.

Классицисты создали два стереотипа: «идеализирующий» портрет благородного героя и портрет героя низкого происхождения.

Портрет у сентименталистов уже психологичен, он призван помочь увидеть в герое прежде всего «чувствительную» душу.

У романтиков портрет экзотически-колоритный, передающий контрастные качества яркой, независимой, избранной личности:
 «... широкий лоб его был жёлт как лоб учёного, мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури <...>, губы тонкие, бледные,
 были растягиваемы и сжимаемы каким-то судорожным движением, и в глазах блистала целая будущность...» (М. Ю. Лермонтов. «Вадим»),

В реалистической литературе портрет характерологичен: внешность героя отражает черты его характера, индивидуальные социальные, фамильные, возрастные и другие черты.

Портрет даёт представление об эстетическом идеале писателя и позволяет выявить авторское понимание категории красоты.

Портрет может представлять собой одноразовое описание или состоять из нескольких описаний с различной степенью удалённости друг от друга. Концентрированные портреты свойственны эпизодическим персонажам, рассредоточенные — главным.

Структура портрета может быть простой или сложной. 
  1. К портретам простой структуры относятся портреты-детали, состоящие из описания одной портретной особенности, и портреты-зарисовки, состоящие из описания нескольких деталей. 
  2. В портретах сложной структуры портретные компоненты представлены в комплексе, например: «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её округлых плечах» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»).
  3. Более сложный вид — портрет-сравнение. Автор прибегает к этому виду портретной характеристики в тех случаях, когда ему необходимо вызвать у читателя определённые ассоциации. В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» рассказчик представляет главного героя, Ивана Северьяновича Флягина: «... он был в полном смысле слова богатырь, и при том типический простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».
  4. Ещё более сложной формой является портрет-впечатление. При почти полном отсутствии портретных деталей он оставляет у читателя яркое впечатление и побуждает домыслить созданный автором текста образ. Таков портрет, созданный А. А. Фетом:
Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканьями украшен;
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен.
Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею.
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею ?

При первом знакомстве читателя с героем обычно даётся экспозиционный портрет. Ф. М. Достоевский, явно желая расположить читателя к своему герою, представляет Родиона Раскольникова: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

В лейтмотивном портрете за персонажем закрепляется какаялибо индивидуализированная деталь, которая повторяется на протяжении всего повествования. Например, лейтмотивной деталью в портретных зарисовках Матрёны («Матрёнин двор» А. И. Солженицына) становится «лучезарная», «добрая» улыбка. Портрет «просветлённой» Магрёны становится средством раскрытия внутреннего мира героини, в котором царят покой, мир и благость.

Психологический портрет выражает то или иное состояние персонажа. В Мармеладове (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») было что-то «... очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум,— но в то же время мелькало как будто и безумие».

Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, как, например, портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Сложились две разновидности психологического портрета:
  1.  портрет, подчёркивающий соответствие внешности героя его внутреннему миру; 
  2.  портрет, контрастирующий с внутренним миром
     героя. Например, в романе «Герой нашего времени» обнаруживается несоответствие внешнего облика Печорина (напускное равнодушие, холодность, спокойствие) его подлинным душевным качествам, страстности его натуры. Зачастую портрет содержит в себе авторскую оценку персонажа (например, портрет Ольги в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина или Элен в «Войне и мире» Л. Н. Толстого).

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования