Варианты ЕГЭ 2025 по уровням сложности
12 вариантов ЕГЭ по русскому языку (3 уровня сложности)
2) Обратить внимание на союзы. Сочинительные союзы (и, а, но, да) могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.
3) Выделить грамматическую основу каждого предложения (если их несколько). Проверить, нет ли среди предложений односоставных или неполных, очень часто ошибка в определении количества основ связана с этим.
4) Посчитать количество основ, записать ответ цифрой.
Для успешного выполнения задания необходимо знать следующую теорию:
1) Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Подробнее о грамматической основе можно прочитать по ссылке .
2) Простые и сложные предложения.
Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической основы, сложное – из двух или более.
Все сложные предложения можно разделить на две группы: союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь делятся еще на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные.Бессоюзные (БСП) | Союзные | |
Части автономны и связаны по смыслу и интонационно, на письме между частыми знак препинания | Сложносочиненные (ССП). Части относительно самостоятельны и связаны сочинительными союзами (и, но, а, да, или, не только…,но и и тд.) | Сложноподчиненные (СПП). Одна часть зависит от другой, связаны подчинительными союзами или союзными словами. |
Она спит – разбудить невозможно. | Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. | Я знаю, что он будет делать завтра. |
Делая синтаксический анализ предложения, обратите внимание на союзы или их отсутствие. Особое внимание уделите сочинительным союзам, которые могут соединять не только простые предложения в составе сложного, но и однородные члены предложения.
3) Сложные предложения с разными видами связей.
Выполняя задание 11, вы скорее всего столкнетесь со сложным предложение с разными видами связей между частями. Чтобы не допустить ошибок при подсчете грамматических основ, нужно помнить, что одни предложения могут быть разорваны другими. [подлежащее, ( ), сказуемое].В таком случае подлежащее и сказуемое вполне могут оказаться очень далеко друг от друга. Нарисуйте на черновике схему предложения, тогда у вас не возникнет проблем даже с сами длинными и запутанными предложениями.
4) Односоставные предложения.
Мне не спалось, и я вышел на кухню с книжкой.
В данном предложении союз И соединяет две грамматические основы (не спалось, я вышел). Чтобы не запутаться в таком предложении и правильно выделить количество грамматических основ, нужно знать типы односоставных предложений.
Главный член – подлежащее. | Главный член – сказуемое. | ||
Назывные предложения. | Определенно-личные. | Неопределенно-личные. | Безличные |
Грамматическая основа состоит только из подлежащего. | Действующее лицо не названо, но говорящий точно знает, о ком идет речь. Сказуемое в форме 1 или 2 лица, единственного или множественного числа, изъявительного наклонения (наст./ буд. времени) или повелительного наклонения. | Действующее лицо не названо, говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. Сказуемое выражено: · глаголом 3 лица, множественного числа, наст. или буд. времени, · глаголом мн.ч. прошедшего времени, · глаголом множественного числа условного наклонения. | Невозможно назвать действующее лицо, подлежащего нет и не может быть. Сказуемое выражено: · безличным глаголом, · личным глаголом в безличном значении · инфинитивом, · категорией состояния, · отрицательным словом, · кратким страдательным причастием.
|
Зима. (зима- подлежащее). Нестерпимый холод.(холод – подлежащее) | Бегу в магазин. Отправите мне письмо? Ответьте ему завтра. | Где-то поют. В дверь постучали. Сказали бы сразу правду. | Темнеет сейчас рано. Пахнет сыростью. Ничего не слыхать. В городе жарко. У меня ничего нет. В комнате проветрено.
|
Катя любила читать романы, а Олег – детективы. (Неполное предложение, пропущено сказуемое)
Неполные предложения чаще всего используются в живой речи, в диалогах.