Тематический практикум ОГЭ 2025
Пошаговая подготовка к ОГЭ
2) Обратить внимание на союзы. Сочинительные союзы (и, а, но, да) могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.
3) Выделить грамматическую основу каждого предложения (если их несколько). Проверить, нет ли среди предложений односоставных или неполных, очень часто ошибка в определении количества основ связана с этим.
4) Посчитать количество основ, записать ответ цифрой.
Для успешного выполнения задания необходимо знать следующую теорию:
1) Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Подробнее о грамматической основе можно прочитать по ссылке .
2) Простые и сложные предложения.
Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической основы, сложное – из двух или более.
Все сложные предложения можно разделить на две группы: союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь делятся еще на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные.Бессоюзные (БСП) | Союзные | |
Части автономны и связаны по смыслу и интонационно, на письме между частыми знак препинания | Сложносочиненные (ССП). Части относительно самостоятельны и связаны сочинительными союзами (и, но, а, да, или, не только…,но и и тд.) | Сложноподчиненные (СПП). Одна часть зависит от другой, связаны подчинительными союзами или союзными словами. |
Она спит – разбудить невозможно. | Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. | Я знаю, что он будет делать завтра. |
Делая синтаксический анализ предложения, обратите внимание на союзы или их отсутствие. Особое внимание уделите сочинительным союзам, которые могут соединять не только простые предложения в составе сложного, но и однородные члены предложения.
3) Сложные предложения с разными видами связей.
Выполняя задание 11, вы скорее всего столкнетесь со сложным предложение с разными видами связей между частями. Чтобы не допустить ошибок при подсчете грамматических основ, нужно помнить, что одни предложения могут быть разорваны другими. [подлежащее, ( ), сказуемое].В таком случае подлежащее и сказуемое вполне могут оказаться очень далеко друг от друга. Нарисуйте на черновике схему предложения, тогда у вас не возникнет проблем даже с сами длинными и запутанными предложениями.
4) Односоставные предложения.
Мне не спалось, и я вышел на кухню с книжкой.
В данном предложении союз И соединяет две грамматические основы (не спалось, я вышел). Чтобы не запутаться в таком предложении и правильно выделить количество грамматических основ, нужно знать типы односоставных предложений.
Главный член – подлежащее. | Главный член – сказуемое. | ||
Назывные предложения. | Определенно-личные. | Неопределенно-личные. | Безличные |
Грамматическая основа состоит только из подлежащего. | Действующее лицо не названо, но говорящий точно знает, о ком идет речь. Сказуемое в форме 1 или 2 лица, единственного или множественного числа, изъявительного наклонения (наст./ буд. времени) или повелительного наклонения. | Действующее лицо не названо, говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. Сказуемое выражено: · глаголом 3 лица, множественного числа, наст. или буд. времени, · глаголом мн.ч. прошедшего времени, · глаголом множественного числа условного наклонения. | Невозможно назвать действующее лицо, подлежащего нет и не может быть. Сказуемое выражено: · безличным глаголом, · личным глаголом в безличном значении · инфинитивом, · категорией состояния, · отрицательным словом, · кратким страдательным причастием.
|
Зима. (зима- подлежащее). Нестерпимый холод.(холод – подлежащее) | Бегу в магазин. Отправите мне письмо? Ответьте ему завтра. | Где-то поют. В дверь постучали. Сказали бы сразу правду. | Темнеет сейчас рано. Пахнет сыростью. Ничего не слыхать. В городе жарко. У меня ничего нет. В комнате проветрено.
|
Катя любила читать романы, а Олег – детективы. (Неполное предложение, пропущено сказуемое)
Неполные предложения чаще всего используются в живой речи, в диалогах.