Текст ОГЭ. М.М. Зощенко. О нравственном выборе

Подготовка к ОГЭ по русскому языку


(1)Я учился в гимназии очень давно. (2)И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение. (3)А я этого стихотворения не выучил, и учитель поставил мне единицу в дневник. (4)И я заплакал потому, что это была моя первая единица. 

 (5) После уроков по дороге домой я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и показал своей сестре Лёле. 

 (6) Она поглядела и засмеялась: 

 – Минька, это плохо. (7)Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. 

 (8) Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотоаппарат к твоим именинам. 

 (9)Лёля пошла домой. (10)А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел на скамейку и, развернув дневник, с ужасом стал глядеть на единицу. (11)Я долго сидел в саду. (12)Потом пошёл домой. (13)Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. (14)Я побежал назад. (15)Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. 

 (16) Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей. 

 (17) Дома я сказал отцу, что потерял свой дневник. (18)И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова. 

 (19) На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый. 

 (20) Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше. 

 (21) И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе. 
 (22) Через два дня учитель, узнав, что у меня нет и этого дневника, заполнил новый. (23)И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. 

 (24) Когда я встретился с Лёлей после урока, она мне сказала: 

 — Это не будет враньём, если мы временно заклеим страницу. (25)А через неделю, когда ты получишь фотоаппарат, мы отклеим её и покажем папе. 

 (26) Мне очень хотелось получить фотоаппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника. 

 (27) Вечером, когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице кто-то позвонил. (28)Пришла женщина и сказала: 
 — На днях я гуляла в городском саду и на скамейке нашла дневник. 

 (29) По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам. 

 (30) Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял. 

 (31) Он не стал на меня кричать. (32)Он только тихо сказал: 

 — Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. 

 (33) Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов... 

 (34) Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф. 

 (35)Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. (36)Он схватил меня на руки и стал целовать. 

 — (37)То, что ты в этом сознался, меня обрадовало. (38)Ты сознался в том, что могло долгое время оставаться неизвестным. (39)И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. (40)И вот за это я тебе подарю фотоаппарат. 

 (41) Вечером неожиданно раздался звонок. (42)Это к папе пришёл мой учитель. 

 — (43)Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. (44)Как вам нравится этот маленький врун и обманщик? 

 — (45)Об этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. (46)Он сам признался в этом поступке. (47)Так что нет причин думать, что мой сын – неисправимый врун и обманщик. 

 — (48)Ах вот что! (49)Вы уже знаете об этом. (50)В таком случае это недоразумение. (51)Извините. 

 (52)И я, лёжа в своей постели, горько заплакал. (53)И дал себе слово говорить всегда правду. (54)И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно. 

 (По М. М. Зощенко*) 

 * Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) – русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик.


Как писать сочинение ОГЭ

?ндекс цитирования