Для подготовки к ОГЭ рекомендуем "Тематический практикум ОГЭ" (пошаговая подготовка к тесту) и "План подготовки к ОГЭ" (чек-листы, мини-справочник и словарики)
Содержание:
↑ Формулировка задания 2 ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы – его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1)
2) служение стало (предложение 2)
3) автор достоин (предложение 3)
4) мы должны (предложение 4)
5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)
Ответ: 13
(1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы – его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1)
2) служение стало (предложение 2)
3) автор достоин (предложение 3)
4) мы должны (предложение 4)
5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)
Ответ: 13
Перечень правил:
- Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Способы выражения подлежащего.
- Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.
↑ Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения). Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
↑ Подлежащее, способы выражения подлежащего.
- Подлежащее должно стоять в И.п.
- Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
- В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
- Подлежащее может быть выражено одним словом (любой части речи) или словосочетанием.
Способы выражения подлежащего | Примеры |
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем) | Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч) !!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат) |
2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей) Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее. | Пять тетрадей лежало на столе. Двое ребят шли по дороге. Часть группы осталась в стороне. Много ребят пришло в аудиторию. |
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого) | Двое из нас пришли. Трое из ребят остались. |
4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) | Наступило начало сентября. |
5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора. | Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок) На небе расстилался млечный путь. |
6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя | Что-то неприятное было в его облике. |
↑ Сказуемое (виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое)
Простое глагольное сказуемое (ПГС) | Составное глагольное сказуемое (СГС) | Составное именное сказуемое (СИС) |
ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. | Составное глагольное сказуемое содержит глагол-связку (вспомогательный глагол) и инфинитив. | Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (вспомогательного глагола) и именной части (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие и др.) |
↑ Простое глагольное сказуемое (способы выражения)
Способы выражения ПГС | Примеры |
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем). (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.) | Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. |
2. Инфинитивом (начальной формой глагола). | Курить – здоровью вредить. |
3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). | Она прыг да скок. |
4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием). | Он бил баклуши. (= ленился). |
5. Глаголом в сочетании с модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Частицы либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения. | Он словно умер в этот миг. |
↑ Составное глагольное сказуемое
Способы выражения глагола-связки в СГС | Примеры |
1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия". | Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать. |
2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др). | Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять |
Словами можно, нужно, надо и т.д | Можно выйти? Нужно верить. |
Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Инфинитив не входит в состав сказуемого в следующих случаях:
1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц. Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель). Доктора запретили мне курить.
2. Инфинитив относится к глаголу движения. Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?». В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.
1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц. Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель). Доктора запретили мне курить.
2. Инфинитив относится к глаголу движения. Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?». В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.
↑ Составное именное сказуемое
Способы выражения глагола-связки в СИС | Примеры |
1. Бытийный глагол (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.) !!!Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка, как правило опускается. Он врач (СИС). !!!Различайте глагол "БЫТЬ" в роли связки и в значении «находиться, существовать». Он был здесь вчера (ПГС). Он был умным (СИС). | |
2. Глагол в бытийном значении (можно заменить на "был, казался") | Он рос умным. Она шла гордая. |
↑ Практика
Практика задания 2: Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа.
Решать тесты ОГЭ (варианты составлены по актуальной демоверсии)
Тематический практикум ОГЭ: пошаговая подготовка к тесту ОГЭ с отработкой по темам.
Решать тесты ОГЭ (варианты составлены по актуальной демоверсии)
Тематический практикум ОГЭ: пошаговая подготовка к тесту ОГЭ с отработкой по темам.
Комментарии (3)