Сочинение по тексту К.Г. Паустовского об истинной интеллигентности.

Сочинение ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского "Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами..." Проблема: Что значит быть по-настоящему интеллигентным?

Исходный текст
 

Что значит быть по-настоящему интеллигентным? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.
  
К.Г. Паустовский раскрывает проблему, рассказывая читателям историю, приключившуюся с солдатом.. Перед героем стояла важная задача: передать письмо от знакомой ее родственникам лично в руки, чтобы «избежать военной цензуры», а также доставить золотые часики. Подруга в письме также просила приютить рассказчика. Герой был уверен, что  направляется к "уважаемому" человеку, профессору, однако в реальности он и его жена оказались грубыми, мелочными. Жена профессора сразу решила, что солдату «ничего не стоило прикарманить» часы, потому они решили дать ему «два рубля» и «выпроводить». После услышанного и увиденного рассказчик сделал выводы о том, что не всегда «жрецы науки» являются интеллигентными. Герой в конце своего повествования подчеркивает, что порой люди, кичащиеся ученостью, в жизни оказываются «обывателями и пошляками». 

Автор текста не высказывает прямо свою позицию, но если обратить внимание на то, какая пропасть существует между обычным солдатом и псевдоинтеллигентами, то она становится очевидной: для того чтобы быть по-настоящему интеллигентным, недостаточно быть уважаемым и образованным, необходимо быть человечным, воспитанным, добрым по отношению к окружающим.
Сложно не согласиться с такой позицией. Действительно, жизнь показывает, как ничтожно образование, если оно не сопряжено с духовность. Можно выучить все книги мира наизусть, стать кандидатом наук в любой области, но остаться при этом грубияном и никогда не стать интеллигентным.

Проблема истинной интеллигентности являются ведущей в творчестве многих писателей. Так, в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы видим  героя, которого смело можно назвать интеллигентным – это профессор Преображенский. Он не просто является образованным человеком, светилом науки, уважаемой во всех кругах личностью, но еще и добрым, смелым, решительным человеком. Сталкиваясь с хамством  подопечного Шарикова, он не опускается на один уровень с ним, а старается решать проблемы этично. Он с презрением относится к обывательству и пошлости и не теряет самообладания даже тогда, когда пытаются отобрать часть его жилплощади, пишут на него кляузы и доносы.

Об интеллигентности писал и Д.С. Лихачев. В «Письмах о добром и прекрасном» академик утверждает, что интеллигентный человек - это не тот, кто много знает и получил хорошее образование. Истинная интеллигентность кроется внутри. Если отнять у истинно интеллигентного человека память вместе со всеми  знаниями, он все равно сохранит «восприимчивость и интеллектуальным ценностями», чувство прекрасного, не  станет грубым и равнодушным и сможет оценить другого человека по достоинству. Д.С. Лихачев подчеркивает, что умение понимать другого человека и относиться к нему с уважением, не мусорить – вот истинная интеллигентность.

Таким образом, проанализировав произведения художественной литературы и текст К.Г. Паустовского, можно прийти только к одному выводу: интеллигентность не имеет ничего общего с образованностью и положением в обществе. Можно выучить хоть все языки мира, родиться в уважаемой семье, читать «умные» книжки, если душа человека черна, как дно колодца, стать поистине интеллигентным человеком невозможно.

    ?ндекс цитирования