В предложенном тексте русской советской писательницы Александры Яковлевны Бруштейн рассказывается о необычной встрече девочек с заикающимся юношей, чей удивительный голос, читающий строки Пушкина и Грибоедова, поразил их до глубины души. Позже героиня узнаёт, что этот скромный парень — будущий великий актёр Илларион Певцов, сумевший вопреки природному недостатку и насмешкам общества достичь вершин мастерства.
Проблемы в тексте: сила мечты и таланта, преодоление препятствий, роль поддержки, предвзятость общества и значение искусства в жизни человека. Автор показывает, что настоящая страсть к делу и упорство способны победить даже то, что кажется непреодолимым. В статье мы проанализируем эти вопросы, раскроем авторскую позицию и подкрепим её аргументами из литературы, истории и общеизвестных фактов.
Текст использовался на реальном экзамене в 2023 году.Содержание:
↑ Реальный текст ЕГЭ 2023. А. Я. Бруштейн о мечте, таланте
(1)В один прекрасный день мы — пять девочек — карабкаемся на Замковую гору. (2)В руках у нас большие пёстрые букеты разноцветных опавших листьев — больше всего кленовых.
(3)Вдруг из-за обломков стены слышен мужской голос, глубокий, странно-певучий, полный страстного чувства.
(4)Мы словно окаменели. (5)Нас захватило дыхание большой любви, о которой почти поёт голос за стеной, читающий письмо Евгения Онегина.
(6)Только мы двинулись — из-за стены опять раздаётся тот же голос. (7)Теперь он читает — я узнаю с первых слов — монолог Чацкого из «Горя от ума». (8)Он читает всё так же певуче — ну совсем поёт! — но с гневом, с яростью оскорблённого чувства…
(9)Не сговариваясь, мы выбегаем из-за стены: мы хотим увидеть того, кто прочитал, почти пропел нам эти отрывки из Пушкина и Грибоедова.
(10)Мы выбежали — смотрим во все глаза: никого! (11)Ни Онегина, ни Чацкого… (12)Нет, впрочем, какой-то человек очень робко и застенчиво жмётся к тому обломку стены, из-за которой мы только что слушали чудный голос. (13)Это юноша лет шестнадцати-семнадцати, на нём старенькая, поношенная ученическая шинель, только пуговицы уже не форменные — значит, бывший ученик.
(14)Мы идём к нему, всё еще заворожённые тем, что слышали; нам не верится, что невидимый чтец — этот нескладный парень в обшарпанной бывшей ученической шинели. (15)Но он смотрит на нас — у него прекрасные глаза, необычно удлинённые к вискам, с глубоким, умным взглядом, — и мы понимаем: да, это он сейчас читал!
(16)Мы протягиваем ему свои пёстрые осенние букеты из листьев всех расцветок.
(17)Юноша очень смущён.
— (18)В-в-вы эт-то м-м-мне? (19)Ч-ч-что вы? (20)З-за что?
(21)Очень странно слышать: тот же голос — и так сильно заикается!
— (22)Нет, нет, пожалуйста, возьмите! — просим мы его хором.
(23)Юноша застенчиво пожимает плечами. (24)Потом берёт наш букет и улыбается нам хорошей, дружелюбной улыбкой:
— С-с-п-п-пасибо!
(25)И, неловко поклонившись, он быстро уходит, прижимая к груди наши смешные букеты из листьев. (26)Вот его шинель мелькнула в густой щётке кустов калины, вот он уже спускается с горы — исчез из виду.
(27)Теперь я знаю: юноша в затасканной ученической шинели был Илларион Певцов. (28)Он был тяжёлый и, как все считали, неизлечимый заика. (29)А он мечтал стать актёром! (30)И у него в самом деле был талант! (31)Он уходил за город, в лес, взбирался на горы; там он декламировал, читал монологи, отрывки из пьес. (32)Над ним насмехались, считали его полоумным. (33)Но он превозмог непреодолимое, он сделал невозможное: через пятнадцать — двадцать лет после этой нашей встречи с ним на Замковой горе он стал одним из самых замечательных русских актёров. (34)Бывали и у него срывы, полосы, когда он не мог играть, потому что лишался силы управлять своей речью и побеждать её недостаток. (35)И всё же он не отчаивался, у него не опускались руки!
(36)Когда я думаю о людях сильной воли, сильной страсти к искусству, я всегда вспоминаю его — чудесного актёра Иллариона Певцова. (37)И мне приятно думать, что наши смешные попугайно-пёстрые букеты из осенних листьев были, может статься, первыми цветами, поднесёнными ему на трудном, но победном пути.
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн — советский писатель, драматург, общественный деятель.↑ Круг проблем и авторская позиция в тексте А.Я. Бруштейн о мечте и таланте
Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку требует не только знания теории, но и системной практики. Если вы хотите научиться:
✔ точно формулировать проблему и позицию автора,
✔ писать грамотный комментарий с примерами-иллюстрациями,
✔ аргументированно выражать свою точку зрения,
✔ избегать речевых, логических и грамматических ошибок,
то пособие «Сочинение на 22» — ваш надёжный помощник!
Что внутри?
📚 Подробная теория по всем критериям оценивания (К1–К12) с таблицами, алгоритмами и шаблонами.
✍ 900+ практических заданий — от анализа текстов до исправления типичных ошибок.
📖 94 тематических текста («Война», «Память», «Любовь», «Искусство» и др.)
📝 Разбор реальных работ — учимся на чужих ошибках!
🎯 Актуальные материалы — все изменения ЕГЭ-2025 учтены.
Почему это работает?
🔹 Пошаговая система — от простого к сложному.
🔹 Упражнения на каждый критерий — тренируем только то, что пригодится на экзамене.
🔹 Ответы — можно проверить себя и понять, где доработать.