Текст Э. Эмден с ЕГЭ 2025: проблема дружеской поддержки. Полный разбор

Этот текст Э. Эмден был на ЕГЭ в 2025 году! В нём автор исследует важный вопрос: как настоящая дружба проявляется в поддержке увлечений и стремлений другого человека. Мы разберём:
  • Почему Коля сначала стеснялся и смеялся над Лёниным увлечением музыкой,
  • Как изменилось его отношение во время концерта,
  • Какие авторские приёмы показывают трансформацию дружбы,
  • Какие примеры из текста использовать в сочинении.

Исходный текст

Коля простоял у двери с дощечкой «Детская музыкальная школа» несколько минут. Лёня звал его идти вместе с ним, но Коля отказался. Он стеснялся Евдокии Петровны и вообще ещё не знал, пойдёт ли.

Но в последнюю минуту он решил идти. Интересно всё-таки, почему его позвали! Лёня на этот счёт ничего не мог сказать.

Он простоял бы у дверей, наверно, ещё долго, а может быть, и ушёл совсем. Но к двери подошла какая-то маленькая девочка с мамой, и Коле стало неловко стоять так. Он вошёл: вслед за девочкой и остановился.

— На концерт? — спросила полная, добродушная женщина, сидевшая у дверей.

— На концерт, — ответил Коля, вытаскивая из кармана письмо в голубом конверте. — Мой товарищ играет.

— А, проходи, проходи, — сказала женщина. — Вон туда, в зал. Иди скорей, сейчас начинают!

Войдя в зал, Коля сел в заднем ряду, на крайнем стуле. На него больше не обращали внимания, и он потихоньку огляделся. Ему понравился светлый зал, уставленный цветами. Было, правда, слишком много маленьких ребятишек и особенно девочек, но были и взрослые ребята — и Лёня среди них.

Игру малышей он слушал не очень внимательно. Но один мальчуган, чуть побольше их Пети, играл что-то очень ловко и решительно — это ему понравилось.

Некоторые девочки тоже играли как будто неплохо, но он почти не смотрел на них и слушал нехотя.

Но вот смуглый, небольшого роста учитель, объявляющий, кто сейчас будет играть, назвал Лёнину фамилию, и Коля весь встрепенулся. Ему вдруг стало очень страшно за друга: что, если он осрамится, забудет? Может, не выучил?

И тут впервые Коля подумал с сожалением: не надо было вчера звать Лёню гулять.

А Лёня уже вышел к роялю и через головы всех посмотрел в конец зала, на Колю.

Он стал настраивать скрипку, и Коля сразу отметил, что он настраивал сам, не то что малыши и девочки, которым настраивал учитель. С этой минуты Коля весь превратился в слух и зрение и замечал и слышал всё.

Вот пианистка закончила вступление, и Лёня начал играть. Вот как он играет — не чета девчонкам! Смело, звучно — наверно, даже на улице слышно. И как это у него получается? До чего же ловкие у него руки! А пальцы как быстро бегают по струнам!

Коля никогда не думал, что у его друга такие ловкие руки. И как здорово он играет! Дома он никогда не слушал его. Если он заставал Лёню играющим, то обычно говорил что-нибудь ядовитое, вроде: «Эх ты, пиликалка!» — и Лёня сейчас же бросал скрипку и уходил с ним по их настоящим, важным мальчишеским делам. А сейчас эти дела уже не кажутся Коле единственно важными на свете.

Сейчас он с удивлением и затаённой тревогой слушает друга и следит за его ловкими руками. А вдруг и с ним случится то, что случилось только что с одним маленьким мальчиком, — и он остановится, забудет, как дальше играть, и смутится, оробеет на глазах у девчонок, учителей и взрослых!..

Вон там сидит Лёнина мать. Она подпёрла щёку рукой, лицо у неге раскраснелось, белый платок на плечах ещё ярче оттеняет его.

Коля вспоминает, сколько раз ему попадало от Евдокии Петровны из-за Лёни, и отворачивается.

Но вот Лёня сыграл что-то решительное и громкое и остановился. Кончил? Нет, пианистка снова заиграла одна, а Лёня стоит, опустив скрипку и глядя вперёд блестящими глазами. Он смотрит в конец зала, но Коля понимает, что сейчас Лёня не видит его. Коля глядит на лицо своего друга и не узнаёт его. Лёнино лицо строже и спокойнее, чем всегда. Глаза блестят, губы плотно сжаты. Но вот он снова поднял смычок.

Ух, как хорошо он заиграл! Даже мурашки забегали по Колиному телу. И вдруг… что же это, неужели сбился?

Да, Лёня вдруг как-то спутался, сбился, оглянулся на пианистку…

— Начни с аккорда, — негромко и спокойно сказал чей-то мужской голос.

«Учитель, наверно», — мелькает у Коли в голове. Он крепко сжал руки, даже зубы стиснул. Как хотелось бы ему сейчас помочь другу выпутаться из беды!

Но нет, кажется всё обошлось. Лёня заиграл снова, пальцы его снова бегают по струнам, только лицо у него уже не такое спокойное.

Но вот он кончил, положил скрипку на рояль и сел на своё место, опустив голову.

Учителя в первом ряду что-то тихо говорят друг другу и записывают на листочках. Коле хочется сказать этим людям, что Лёня играл всё равно очень хорошо, уж во всяком случае, лучше девочек. А что он спутался — так это потому, что вчера мало играл.

А в это время уже объявляют фамилию следующего выступающего — опять какая-то девочка. Коле больше не хочется слушать. Он думает: может, уйти? Но надо дождаться друга.

К роялю выходит девочка. Как будто он где-то её видел. А, она приходила к Лёне. Коля решает послушать, как же сыграет девочка, которая учится вместе с Лёней и, кажется, даже одно и то же с ним учит, — что-то такое Лёня пробурчал тогда, когда девочки ушли.

Девочка высокая, пожалуй даже выше Лёни. У неё тёмные косы и круглое лицо. Глаза задорные, лукавые и курносый нос. Обыкновенная девчонка. Тысячи таких бегут по утрам в школу с книжками и завтраками в портфелях.

— Марина, подойди поближе, — говорит всё тот же небольшого роста учитель. И он объявляет названия трёх пьес, которые будет играть девочка.

Коля не запомнил названия первых двух пьес, по название третьей его заинтересовало: «Прялка»! Интересно, что это за прялка такая?

Девочка настраивает скрипку. Скажи пожалуйста, сама! Другой учитель, высокий, очень загорелый и светловолосый, что-то тихо говорит ей, и она улыбается ему в ответ. Наверно, это и есть её и Лёнин учитель, тот самый, который прислал ему такое непонятное приглашение на концерт.

Вот девочка подняла скрипку, приложила её к подбородку. Её лукавое лицо стало серьёзным. Заиграла.

Коля решил послушать из любопытства. И сам не заметил, как забыл, что слушает обыкновенную девчонку.

То, что она играла, была песня — простая песня, хотя и назвали её как-то по-другому. И песня пелась широко и певуче.

Это было давно — Коля был тогда ещё совсем маленьким и жив был отец. В свободное от работы время он брал Колю на руки, раскачивал его на колене и пел. Давно это было… Коля встряхивает плечами — песня кончилась.

Теперь девочка играет что-то похожее на танец, очень задорное, и лицо её стало опять лукавым и весёлым. Играет она смело и уверенно. «Не по-девчоночьи», — одобрительно думает Коля.

Танец кончается очень громко и решительно — пожалуй, даже у Лёни скрипка так не звучала. Нет, ерунда, конечно, Лёня играл лучше — пусть он даже и сбился. Коле делается обидно, что эта девочка не сбивается и играет, пожалуй, не хуже Лёни, — ещё задерёт потом нос!

Но вот она снова настроила скрипку и заиграла свою третью пьесу. И правда, похоже на жужжанье прялки или другого какого-то быстро работающего инструмента. Быстро-быстро закрутилось колесо прялки, быстро-быстро мелькают девочкины пальцы, а смычок взлетает то вверх, то вниз! «А ловко!» — думает Коля.

Но вот кончила свою работу поющая прялка. Прозвучали три последних коротеньких звука. Девочка встряхнула косами, посмотрела на своего учителя и села на место.

— Перерыв десять минут, — объявил черноволосый учитель, и Коля первым вышел из зала.

Сейчас же за ним выскочил Лёня.

Мальчики немного сконфуженно взглянули друг на друга.

— Пошли? — сказал Лёня.

— Пошли, — ответил Коля.

Но тут к ним подбежала та девочка, которая играла «Прялку»:

— Лёня, а отметки ждать не будешь?

Сейчас она снова была обыкновенной девчонкой, и Коля недовольно отвернулся, а Лёня пробормотал что-то в ответ вроде: «Н-нет…»

Девочку стали теребить какие-то другие девочки, а к мальчикам неожиданно подошёл высокий загорелый человек, держащийся очень прямо, по-военному, и протянул Коле руку:

— Коля Гриненко?

— Да, — удивлённо ответил Коля, пожимая протянутую ему руку.

Коля увидел, что друг его смутился, но он уже и сам догадался: Лёнин учитель.

— Понравился концерт? — спросил Лёнин учитель.

— Да… — ответил Коля неуверенно. (И куда его задор девался?)

— А Лёня как играл?

— Хорошо играл! — решительно ответил Коля.

Он подумал: надо защитить Лёню. Может быть, это имеет значение для учителей, когда другим нравится?

— Да, неплохо играл, — сказал Лёнин учитель, — но и не совсем хорошо. Что сбился — это ещё не так важно, а вот что в трудных местах пальцы заплетались — это похуже. Работал мало!

Учитель серьёзно посмотрел сначала на Лёню, потом на Колю и вдруг улыбнулся им по-мальчишески, кивнул головой и отошёл.

Мальчики спустились в раздевалку.

— А мать где? — спросил Коля.

— Мама сейчас тоже пойдёт. Она там, наверно, с Алексеем Степанычем разговаривает.

— А учитель у тебя хороший, — вдруг, неожиданно для себя, сказал Коля.

— Ещё бы! — гордо отозвался Лёня. — Фронтовик!.. Подержи-ка скрипку, я оденусь.

Коля со странным чувством взял в руки скрипку товарища и держал её, пока тот одевался.

Мальчики вышли на улицу. Какой дождь! Льёт прямо как из ведра!

— Подождём здесь, — сказал Лёня и стал под навес.

— Стой-ка, — сказал Коля; он распахнул пальтишко и сунул под него скрипку.

— Да, она дождя не любит, — сказал Лёня.

Он почему-то совсем не удивился поступку друга.

(По Э.М. Эмден)


Анализ текста

Проблемный вопрос: Должны ли друзья поддерживать друг друга в учебе и труде?

Авторская позиция: Да, друзья должны поддерживать друг друга в учебе и труде, потому что настоящая дружба проявляется не только в совместных развлечениях, но и в уважении к увлечениям другого человека, в готовности разделить его успехи и трудности. Поддержка друга помогает раскрыть его таланты и укрепить взаимное доверие.

Фрагменты текста для комментария, связь между фрагментами:
  • Фрагменты о колебаниях Коли и его решении прийти на концерт
(1-5) Коля стесняется и не решается войти, но в последний момент решает поддержать Лёню.
(6-10) Он чувствует неловкость, но всё же заходит в зал, чтобы не подвести друга.

Связь:
Причинно-следственная → Коля преодолевает стеснение, потому что понимает важность события для Лёни.
Подтверждение → Его поступок показывает, что дружба требует усилий, даже если это не всегда удобно.

  • Фрагменты о переживаниях Коли во время выступления Лёни
(20-25) Коля волнуется за друга, боится, что тот ошибётся, и жалеет, что отвлекал его от занятий.
(26-30) Он внимательно слушает игру Лёни, впервые замечая его талант.

Связь:
Детализация → Показывает, как Коля осознаёт свою ответственность за успех друга.
Противопоставление → Раньше он смеялся над Лёниными занятиями, а теперь искренне переживает за него.

  • Фрагменты о реакции Коли на ошибку Лёни
(35-40) Коля сжимает кулаки, желая помочь другу, и мысленно защищает его перед учителями.
(45-50) Он понимает, что Лёня сбился из-за того, что они мало репетировали, и чувствует вину.

Связь:
Пояснение → Коля осознаёт, что его поведение могло повлиять на выступление друга.

  • Фрагменты о поддержке после концерта
(55-60) Коля берёт скрипку под пальто, чтобы защитить её от дождя, не дожидаясь просьбы.
(65-70) Лёня не удивляется этому жесту — для него это естественная часть дружбы.

Связь:
Заключение → Дружба проявляется не в словах, а в поступках.
Дополнение → Этот эпизод завершает историю, показывая, как изменилось отношение Коли к увлечению друга.

Вывод:
  • Поддержка в учебе и труде — важная часть дружбы.
  • Уважение к интересам друга (Коля больше не смеётся над скрипкой).
  • Сопереживание (волнение за успех Лёни).
  • Готовность помочь (защита скрипки от дождя).
Текст показывает: настоящий друг не мешает, а помогает развиваться.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent