Текст А.Я. Бруштейн с ЕГЭ: проблема нравственного выбора в экстремальной ситуации. Полный разбор

Этот текст А.Я. Бруштейн встречался на реальном ЕГЭ по русскому языку в 2025 г.! В нём автор ставит сложный нравственный вопрос: как следует вести себя в экстремальной ситуации - спасать себя или рисковать жизнью ради другого? Мы разберём:
  • Как противопоставление "шляпы-котелка" и Древницкого раскрывает проблему выбора,
  • Почему автор осуждает позицию "спасай себя",
  • Какие примеры из текста использовать в сочинении,
  • Как построить комментарий по этому тексту.

Исходный текст

Но еще не отгремели крики и аплодисменты, как становится ясно, что случилось страшное несчастье. На одном из канатов-лямок, за которые солдаты перед взлетом удерживали шар на земле, теперь явственно видно - висит человек!

Немедленно по толпе бежит догадка: один из солдат не успел выпростать ноги из канатной лямки и его подняло вместе с шаром. На фоне светлого летнего неба шар поднимается все выше и выше, неся двоих: один стоит в гондоле шара, другой висит на канатной лямке.

Только что было шумно, радостно, люди кричали, аплодировали. Сейчас словно громадной крышкой прикрыло весь крут, на котором стоит толпа, и все замолкло. Люди стоят, как оглушенные неожиданностью несчастья, молчаливые, растерянные.

Что будет?

Затем сразу вспыхивают споры, догадки, предположения. Все разговаривают друг с другом, как знакомые. Каждый хочет услышать от другого что-нибудь ободряющее, утешительное.

- Папа,- шепчу я,- Древницкий не может спуститься с шаром обратно?

- Не может. Шар-то ведь неуправляемый. Не Древницкий его ведет куда хочет, а шар несет Древницкого по ветру...

- Ничего с Древницким не случится! - очень уверенно и громко говорит рядом с нами какой-то господин в элегантной шляпе-котелке, надетой чуть-чуть набок.

Немедленно вокруг него образуется кольцо людей.

- По-вашему, все кончится благополучно?

- Для Древницкого? Конечно! Сейчас он спустится с парашютом, и все будет отлично.

- Вы думаете, Древницкий спустится с парашютом?

- А как же иначе! - говорит шляпа-котелок.- Ведь он понимает не хуже нас с вами, что не воспользоваться сейчас парашютом - это же верная смерть!

Нет, он спустится с парашютом!

- А солдат? - спрашивает папа, и я слышу по голосу, как он волнуется.

- Ну, солдату, конечно, аминь! - спокойно заявляет шляпа-котелок.-

Древницкий спустится с парашютом, из шара вытечет последний воздух, и солдат загремит на землю. С такой высоты, представляете?

-  Значит,  вы думаете, Федор Викторович,- спрашивает папа (он, оказывается, знает шляпу-котелок), - вы думаете, Древницкий бросит солдата на произвол судьбы? Погибай, мол, да?

- А конечное дело так! - раздается знакомый голос, - и в группе людей, окружающих Федора Викторовича, мы видим Владимира Ивановича Шабанова. Мы не видели его с самого 1 мая, когда они поссорились с папой. Сейчас Шабанов смотрит на папу злыми глазами, хотя обращает свои слова не к нему, а к Федору Викторовичу. - Правильно рассуждаете, Федор Викторович! Спасти солдата Древницкий все равно не может, а себя спасти может, если спустится с парашютом. Он это и сделает. Своя, знаете, рубашка ближе к телу... - заканчивает Шабанов со смешком.

Тут папа говорит, ни к кому не обращаясь:

- Есть две отвратительные поговорки: "Моя хата с краю!" и "Своя рубашка ближе к телу!" Если бы все думали так, человечество до сих пор жило бы в пещерах, одевалось в звериные шкуры и разговаривало ударами дубины!

В группе вокруг нас смех, сочувственный папе.

- Правильно! - говорит какой-то человек, пожимая папе руку.- Правильно, доктор!

- А в Древницкого я верю! - продолжает папа.- Он героический человек, он не станет усыплять свою совесть обывательскими поговорочками... И вон - смотрите! - шар еще виден, маленький-маленький, как булавочная головка... А никто с него с парашютом не спускается!

Проходит еще минута, другая, - булавочная головка совсем исчезает из виду.

- Ну, друзья мои,- обращается к нам папа, - мне пора в госпиталь. А вы как? Я вам советую - побудьте здесь, в саду, еще часок-другой. Здесь раньше всего станет известно, что с Древницким. Я из госпиталя тоже приеду сюда, к вам. Дома-то ведь мы от одной неизвестности истомимся!

Мы остаемся в саду. Юлька дремлет на скамейке - она все-таки пережила большое волнение, настолько сильное, что даже начала ходить. Сейчас она от всего этого скисла, и заснула, положив голову на колени Анны Борисовны. Мы все тоже молчим.

Большинство зрителей остались, как  и мы,  в Ботаническом саду: дожидаться известий о Древницком и солдате.

Ожидание тянется  мучительно. Время от времени происходит ложная тревога, как на вокзалах, когда кто-нибудь кричит: "Идет! Поезд идет!" - и все бросаются подхватывать свои узлы и чемоданы. Так и тут: где-то кто-то что-то выкрикивает, все устремляются туда, а оказывается - одни пустяки. О Древницком и о солдате ни слуху ни духу. Как в воду канули.

Приезжает папа, сидит с нами, тоже томится.

И вдруг крик:

- Подъехали! Подъехали!

- Идут сюда!

Появление Древницкого  и солдата вызывает целую  бурю  криков и аплодисментов. Их ведут  на веранду ресторана. Сквозь толпу к  папе

протискивается какой-то человек:

- Доктор, пожалуйста, посмотрите, что с Древницким... Пожалуйста, за мной, на веранду... Пропустите, господа!

Толпа расступается, папа идет на веранду ресторана, ведя за руку меня.

Я иду за папой, ничего не видя, кроме Древницкого.

- Спасибо, доктор,- говорит папе Древницкий, -у меня пустяки, ссадины..

А вот спутнику моему, солдату Путырчику, нужна помощь.

У Путырчика все цело, ничего не сломано, не вывихнуто, но он какой-то странный. Неподвижный взгляд, как бы отсутствующий... Смотрит в одну точку.

Он не сразу откликается даже на свою фамилию и будто не понимает, что ему говорят.

- Путырчик, друг, - говорит Древницкий, - на, выпей - душа оттает...

Путырчик осушает рюмку, утирает губы краем ладони, но не становится ни веселее, ни живее.

- А как я тебе кричал, когда мы летели, помнишь?

Путырчик, помолчав, отвечает:

- Ваше благородие до мене кричали: "Держись крепчай! Не отпускай вяровку! Держись крепчай, а то пропадешь..."

- И ты держался?

- А як же ж! Сказано було: "Держись крепчай",- я и держаусь...

Путырчика увозят в казарму.

- Плох он, доктор? - спрашивает Древницкий.

- Не очень хорош,- соглашается папа.- Может, отойдет, конечно... Но, видно, потрясение было чрезмерным.

Пока папа смазывает йодом и перевязывает ссадины на его руках,

Древницкий рассказывает, что с ними произошло. Когда Древницкий обнаружил, что на петле висит солдат, он испугался, как бы солдат не выпустил из рук каната: он бы тогда сразу грохнулся на землю. Оттого он и кричал солдату все время: "Держись крепче, не то пропадешь!"

- Даже голос сорвал кричавши! - шутливо жалуется Древницкий.

Потом, когда из шара вытек весь воздух, пустая оболочка шара, похожая на выжатый лимон, стремительно падая, понесла их на землю. Вот тут им повезло: оболочка шара упала на деревья пригородного леса. Только это их и спасло...

- Честно говоря,- признается Древницкий, -я сегодня живым остаться не чаял!

- А почему вы не спустились с парашютом?

- Бросив солдата?! - В голосе Древницкого звучит удивление.- Бросив его одного на верную смерть? - И, помолчав, добавляет: - Нет. Я так поступить не мог.

(По А.Я. Бруштейн)

Анализ текста

Проблемный вопрос: Как следует поступать в экстремальной ситуации?

Авторская позиция: В экстремальной ситуации истинное мужество проявляется в готовности пожертвовать собой ради спасения другого человека. Нравственный долг и человеческая солидарность должны преобладать над инстинктом самосохранения.

Два ключевых фрагмента для комментария:
1. Фрагмент о рассуждениях "шляпы-котелка" (равнодушие к чужой беде): «Ну, солдату, конечно, аминь! - спокойно заявляет шляпа-котелок. - Древницкий спустится с парашютом, из шара вытечет последний воздух, и солдат загремит на землю. С такой высоты, представляете?»
2. Фрагмент о решении Древницкого (самопожертвование):
«Бросив солдата?! - В голосе Древницкого звучит удивление. - Бросив его одного на верную смерть? - И, помолчав, добавляет: - Нет. Я так поступить не мог.»

Связь между фрагментами:
Противопоставление. Эти фрагменты противопоставляют два принципиально разных подхода к экстремальной ситуации:
  • Эгоистичный ("спасай себя") — позиция "шляпы-котелка"
  • Героический ("спасай другого") — позиция Древницкого
Первый фрагмент служит контрастным фоном для второго, подчеркивая нравственное превосходство Древницкого. Автор через это противопоставление показывает, что истинная победа над обстоятельствами — это победа человечности над страхом.

Дополнительно:
Подтверждение — Действия Древницкого подтверждают слова его отца о неприемлемости поговорки "Своя рубашка ближе к телу".
Заключение — Исход ситуации (оба спаслись) доказывает, что нравственный выбор Древницкого был правильным.

Вывод:
Текст утверждает: в экстремальной ситуации правильный выбор — это выбор в пользу спасения другого, даже ценой собственной жизни. Такой поступок требует мужества, но именно он делает человека настоящим героем.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent